Причины и последствия буллинга: прикладной аспект

№104-1,

психологические науки

В данной статье рассматриваются основные причины возникновения буллинга. Дается определение данному понятию и рассматриваются его характерные особенности. Рассматриваются основные виды буллинга и приводится классификация основных ролей в буллинге. Приводятся основные причины возникновения буллинга. Описываются результаты проведенного анкетирования, направленного на выявление присутствия буллинга в жизни людей.

Похожие материалы

Социальная ситуация развития общества изменилась, сегодня для общества характерно стремительное разрушение естественных институтов социализации, основными из которых являются семья и дружба. Ограниченное общение детей со сверстниками отрицательно сказывается на процессе социализации детей, приводит к увеличению различных форм социальной депривации, а также к увеличению отверженных детей, ставших жертвами агрессии со стороны сверстников.

Одной из наиболее распространенных проблем в школах является проблема травли детей сверстниками, или другими словами буллинг. На сегодняшний день школьная травля среди подростков и детей является достаточно актуальной, т.к. именно буллинг все чаще является причиной суицидов в подростковом возрасте. Помимо это он приводит к увеличению агрессии и насилия в школе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

Не смотря на то, что в последнее время проблема возникновения и формирования буллинга становится все более актуальной, в России до сих пор представлено мало исследований по этой теме.

Первые систематические исследования принадлежат норвежским ученым, среди которых: Д. Олвеус, П. П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд. Среди европейских исследователей необходимо отметить: В. Т. Ортона, Д. А. Лэйна, Д. П. Таттума [1,2].

Д. Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении определенного временного промежутка сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или же группы людей [3]. По определению И.С. Кона буллинг это запугивание, уничтожение, травля, физический или психический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого человека страх, с помощью которого станет возможно подчинить его себе [4]. Таким образом, можно заключить, что буллинг это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части. Вовремя буллинга жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. От конфликта буллинг отличается тем, что человек, выступающий в роли жертвы во время травли не может себя защитить. В то время как при конфликте силы противоборствующих сторон примерно равны.

По мнению некоторых авторов, буллинг сопровождается развитием у детей кризисных состояний и стресса. Он практически никогда не проходит бесследно ни для одного из участников [5].

К особенностям характерным для буллинга, относятся [1]:

  • Асимметричность. С одной стороны, обидчик обладающий психическим или физическим преимуществом, а с другой стороны — пострадавший, нуждающийся в поддержке.
  • Преднамеренность. Буллинг обычно продуман до мелочей и носит направленный характер.
  • Буллинг подрывает у пострадавшего человека самооценку и уверенность в себе, разрушает здоровье и самоуважение.
  • Буллинг затрагивает не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей конфликта, т.е. носит массовый характер.
  • Сама по себе травля не может прекратиться. Пострадавшему всегда необходима сторонняя помощь.

Буллинг бывает двух видов: прямой и скрытый, последний чаще всего характерен для девочек. Скрытый буллинг подразумевает игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции и намеренное распускание ложных слухов. Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию (толчки, удары, пинки, побои), а также сексуальное или психологическое насилий (оскорбления, угрозы, преследования, запугивания). Физический буллинг чаще всего характерен для мальчиков. В настоящее время наибольшую популярность приобрел кибербуллинг. Он представляет собой совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека в общении в интернет сети или посредством мобильной связи. Кибербуллинг наиболее характерен для подростков [3,4].

Для того что бы лучше определить последствия буллинга и индивидуальные особенности участников, необходимо понять какие роли в этом процессе они играют. Есть несколько классификаций ролей в буллинге. Однако, по нашему мнению, самой логичной является классификация П. Смит: инициатор, помощник инициатора, защитник жертвы, жертва и наблюдатель [5].

Чаще всего в качестве жертв насилия выступают неуспевающие ученики, одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети учителей, жалобщики и ябеды, дети из бедных семей, представители сексуальных меньшинств, представители других национальностей, дети с необычным мышлением, любимцы учителей.

Анализ литературы позволил выделить наиболее часто встречающиеся последствия травли для детей — жертв. Жертвы буллинга отличаются низкой самооценкой, сформированными комплексами неполноценности, дезадаптацией. Однако по мимо этого, для жертв буллинга характерны аффективные нарушения (снижение настроения, депрессивность, злость), соматические нарушения (нарушения сна, аппетита, головные боли, боли в животе, нарушение работы желудочно — кишечного тракта), когнитивные нарушения (рассеянность внимания, трудности при сосредоточении, нарушения памяти), поведенческие нарушения (агрессивность, протестное поведение), суицидные мысли [2].

Существует большое количество причин травли, к основным относятся [1]: насилие в семье, чувство неполноценности, половое созревание, склонность к садизму, желание быть в центре внимания, высокий уровень притязаний.

Изучая феномен буллинга, психологи пришли к выводу, что такие чувства как зависть, неприязнь, ложное ощущение несправедливости, желание самоутвердиться также являются причинами формирования этого явления.

С целью выявления такого явления как буллинг в молодежной среде, было проведено анонимное анкетирование. Анкетирование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт». В нем приняли участие студенты от 20 до 25 лет. Выборка составила 29 человек.

Отвечая на первый вопрос «Знаете ли Вы, что такое буллинг?» мнения респондентов разделились. Установлено, что 89,6% (26) людей знакомы с этим понятием, оставшиеся 10,3% (3) не знакомы.

Согласно полученным данным, 69% (20) опрошенных сталкивались с ситуациями издевательства одних людей над другими, в то время как оставшиеся 31% (9) никогда не участвовали в буллинге.

Из 69% (20) опрошенных 35% (7) были подвержены кибербуллингу, 25% (5) — унижениям в различной форме, 30% (6) — вербальной агрессии и 10% (2) — физическому насилию.

По мнению опрошенных чаще всего травля встречается в школе, так ответило 72,4% (21). Вторым по популярности стал ответ — во дворе или на улице, так ответило — 17,2% (5) респондентов. Оставшиеся 10,3% (3) считают, что чаще всего травля встречается в социальных сетях и в интернете.

Согласно проведенному анкетированию 58,6% (17) считает, что больше всего буллингу подвержены те, кто слабее и не может дать сдачи. Остальные 41,4% (12) респондентов ответили, что травле подвергаются чаще, те кто имеет внешне или физические отличия.

Многие опрошенные, а именно 69% (20) считают, что взрослые недостаточно помогают детям, которые столкнулись с травлей. По их мнению, возникновение буллинга в школе можно было бы избежать, если бы взрослые своевременно обратили свое внимание на поведение детей. Однако, 20,6 % (6) считают, что буллинга можно избежать только в том случае, если жертва изменит свое поведение. Некоторые, а именно 10, 4% (3) считают, что только наказание агрессора способно предотвратить травлю.

Итак, на сегодняшний день буллинг является довольно актуальной проблемой. Результаты проведенного анкетирования показали, что чаще всего дети подвергаются буллингу в школе. Многие, из опрошенных считают, что только взрослые могут предотвратить возникновение буллинга и помочь жертве. Согласно проведенному анкетированию чаще всего люди подвержены кибербуллингу или вербальной агрессии.

Таким образом, основываясь на результатах анкетирования, можно заметить, что чаще всего с проблемой травли дети встречаются в школе. В связи с этим педагогам и психологам необходимо организовывать совместную работу, по оценке проблемы присутствия буллинга в школе и выработке эффективных способов реагирования.

Буллинг не проходит бесследно ни для одного из его участников. Тот, кто подвергается буллингу, в последствии испытывает стресс. Также отмечается психологический, социальный, физический, эмоциональный и академический вред. Взрослые, которые в детстве были систематически подвержены стрессу в результате травли, имеют значимо более высокую частоту встречаемости головных болей, нарушения сна, болей в животе, тревожности, чувства печали, плохого аппетита и ночного недержание мочи.

Дети, которые участвовали в роли агрессора, в последствии, чаще всего проявляют криминальное поведение. Они имеют достаточно высокий уровень гиперреактивности и поведенческих расстройств.

Очевидцы, которые косвенно участвуют в процессе буллинга часто со временем начинают ощущать собственную беспомощность, так как не в состоянии помешать происходящему, испытывая чувство вины из-за бездействия.

Список литературы

  1. Бердышев И. С., Нечаева М. Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников — Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005.
  2. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) //Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. — СПб.: Питер, 2001. С. 240-276.
  3. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И.Герцена. — 2009. - № 105. - С. 159-165.
  4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 2000. — 528 с.
  5. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm