Различные виды работ для обучения письменной речи на иностранном языке в средней школе

№16-1,

филологические науки

В статье подробно рассматриваются основные виды упражнений для обучения письменному высказыванию, а также раскрывается такое понятие, как «творческое изложение мысли».

Похожие материалы

Все упражнения в письменной речи, как и в устной, можно разбить на 2 группы: подготовительные и речевые. Подготовительные упражнения предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для научения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей. К подготовительным упражнениям следует отнести упражнения с моделями (трансформация моделей, их расширение).

Н.И.Гез, М.В.Ляховицкий указывают на особое значение упражнений, которые предполагают распространение имеющегося высказывания. Такие упражнения формируют механизм упреждения или вероятного прогнозирования, который играет важную роль в овладении письменной речью.

Второй тип подготовительных упражнений обеспечивает умение логично и последовательно, своими словами передать информацию. Это называется перефразировка, сокращение текста.

Сокращение текста означает выбор ключевых предложений и сокращения внутри них. Упражнения на сокращение предложений, особенно на сокращение с различными преобразованиями и заменой, как утверждает А.М.Иванова, формируют умение различать наиболее информативные компоненты структуры и отбрасывать избыточные, производя необходимые преобразования и замены, и подготавливают тем самым переход к обучению тем формам, письменной коммуникации, в основе которых лежит компрессия текста.

Для обучения логическому изложению мыслей используют составление различных планов. Например, план в виде номинативных предложений или же план в виде вопросов.

Говоря о системе речевых упражнений, важно учесть, что она открывается упражнением в воспроизведении по памяти группы связанных по смыслу предложений. Как только учащиеся овладевают умением излагать мысли своими словами, возникает возможность использовать следующие виды работ: изложение, рассказ, описание, сочинение, написание письма.

А.А.Миролюбов указывает на то, что наиболее трудный вид работы по обучению письменной речи является сочинение.

Для того, чтобы учащиеся смогли выразить свои собственные суждения по данному вопросу, они должны обладать значительной свободой в оперировании относительно большим по объему языковым материалом.

Рассматривая такой вид работы по обучению письменной речи как изложение, важно отметить, что проведение изложений требует определенной подготовительной работы в классе под руководством учителя. Учащимся следует отобрать из прочитанного или услышанного нужные модели, расчленить текст на смысловые отрывки, выявить основное содержание.

Такие виды работ как рассказ и описание обычно используются на средней ступени обучения. В этом случае также используется предварительная работа.

Н.И.Гез отмечает тот факт, что для того, чтобы "приучить учащихся более творчески излагать свои мысли, целесообразно рекомендовать учащимся додумывать детали или придумывать начало или конец событий, изображенных на картине".

Известно, сочинения являются обсуждением какого-либо тезиса.

Условно сочинениями можно назвать рассказ или описание, которое может содержать элементы рассуждения. Например, учащийся, давая описание текста или картины, приводит аргументы того, почему ему понравились или не понравились текст, картина или что-то другое.

Важным упражнением в письменной речи является составление письма.

Тематика учебной переписки определяется интересами учащихся и их языковой подготовкой. Содержание учебной переписки старших школьников обычно выходит за рамки непосредственно окружающей действительности, они пишут не только о себе, но и о каких-либо событиях в стране и жизни.

Прежде всего, для написания письма следует владеть определенными формулами приветствия, благодарности, обращения. Важным является и обучение оформлению писем, расположение даты, обращения, адреса на конверте.

А.А.Миролюбов указывает на то, что целесообразно, чтобы учащиеся записывали образцы обращений, приветствий, заключения письма в особую памятку. Для её пополнения могут быть с успехом использованы выражения, употребляемые зарубежными школьниками в ответах.

Для того, чтобы учащийся умел написать письмо, нужно научить его:

  • определить содержание письма;
  • отобрать необходимые модели и лексику;
  • правильно оформить письмо.

В связи с появление Интернета и электронной почты, умение правильно написать и оформить письмо является ценным. Поэтому, для старших школьников одной из главных работ, которой необходимо уделять внимание при обучении письменной речи, становится написание письма.

Считается, что выполнение речевых упражнений свидетельствует о полном усвоении изучаемых языковых явлений. Некоторые из этих упражнений приучают учащихся пользоваться изученным материалом спонтанно.

Самым главным является то, что в основе этих упражнений лежит стимул для речи на иностранном языке. Конечно, речь идет об учебном стимуле, так как на уроке довольно трудно создать подлинно естественные ситуации. И вместе с тем создание ситуаций, которые приближались бы к естественным, и стимулировали бы учащегося к высказыванию в письменной форме является непременным условием организации работы по обучению письменной речи. Это условие осуществляется речевой задачей, ситуативностью, отношением к окружающей действительности.