Психология одиночества

№120-1,

Психологические науки

Одиночество — одна из самых сложных для современного человека психологических проблем. С научной точки зрения — одно из наименее разработанных социальных понятий. Одиночество — это чувство, которое возникает, когда личные и социальные потребности человека не удовлетворяются должным образом. Это распространенное заболевание, связанное с повышением уровня недомоганий и смертности. Как субъективное чувство одиночество отражает различные модели мышления, поведения и реакции людей на ситуативные факторы.

Похожие материалы

Цель статьи — представить теоретически анализ темы «Психология одиночества» и результаты эмпирического исследования по теме, показать, как влияет на личность изолирование ее от социума.

Актуальность обусловлена тем, что в начале 2020 года появился коронавирус, в следствии чего практически весь мир столкнулся с необходимостью в самоизоляции. Таким образом, многие люди были вынуждены какое-то время не коммуницировать с привычным социумом, не посещать места большого скопления людей, отказывать себе в прогулках и развлечениях, требующих взаимодействия с другими людьми. Каждый отдельный индивид человечества должен был находиться в одиночестве ради безопасности всех. Все мы резко столкнулись с необходимостью справляться с одиночеством различными способами, неудивительно, что сейчас этот вопрос активно обсуждается на различных форумах и изучается многими экспертами. Изучение данной темы вооружает мировое сообщество более широким и глубоким пониманием специфических особенностей человеческой личности.

Изложение основного материала

В настоящее время люди эволюционировали и имеют необходимость в глубоких и значимых межличностных связях. Это механизм выживания, который заставляет нас общаться с другими. [1] Но на самом деле, те глубокие связи, которые мы так жаждем, найти нелегко. Когда людям не хватает желаемых связей и их единственный выбор — поверхностное общение или ничего, они могут почувствовать себя одинокими.

Исследователи определяют одиночество как воспринимаемую социальную изоляцию, чувство отсутствия социальных контактов, которые хотелось бы иметь. [1]

В ходе исследования, чтобы выяснить, сколько людей чувствуют себя так же в трех богатых странах, исследователи обнаружили, что более 9% взрослых в Японии, 22% в Америке и 23% в Великобритании всегда или часто чувствуют себя одинокими или испытывают недостаток в общении, из-за чего могут чувствовать себя изолированными и глубоко несчастными. [10]

Ощущение одиночества — это не то же самое, что одиночество само по себе. Мы можем быть одинокими, но не чувствовать себя одиноко, и мы можем не быть одни, но ощущать себя всеми покинутыми, брошенными и ненужными. Каждый человек на каком-то этапе своей жизни может ощутить одиночество в толпе. Таким образом, можно сказать, что ощущение человеком одиночества и негативных эмоций, связанных с ним, не зависит от количества реального общения и взаимодействия с социумом, а в основном это связано с качеством получаемого общения и наиболее полного удовлетворения потребности во взаимодействии с другими людьми.

Одиночество как комплексный, психический феномен выступает объектом разных гуманитарных наук: социологии, классической социальной философии, антропологии, психологии и др. Однако в отечественной психологии крайне мало специальных работ, посвященных одиночеству, его сущности, проявлениям, генезису и т. д. Можно сказать, что отечественная психологическая наука в советский период как бы не замечала этот феномен, априори полагая, что советскому, коллективистскому человеку не свойственно и даже противопоказано состояние одиночества. Вероятно, поэтому представленные в мировой психологии подходы к изучению одиночества связаны, в основном, с именами зарубежных ученых, которые в уходящем столетии исследовали этот крайне актуальный феномен в самых разных аспектах. Конечно, и в советский период становления и развития психологии некоторые ученые видели угрозу для человека в остром переживании им чувства одиночества. [9]

Вот, к примеру, слова одного из классиков психологии Б. Г. Ананьева: «По мере гигантского роста городов и массовых коммуникаций… возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком как субъектом общения и обезличенностью его в сфере общения...». [9]

Теоретический анализ философских и психологических концепций одиночества позволил выделить и описать основные аспекты одиночества (объективный и субъективный, позитивный и негативный) и дать определение субъективного одиночества. [4]

Объективная сторона одиночества — это общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер (аномия, отчуждение, изоляция). Иначе, говоря, объективный аспект одиночества — это те условия, которые «располагают» к одиночеству, создают для него «питательную почву», «благоприятную среду». [4]

Субъективная сторона одиночества (или — собственно одиночество) — переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности, относительно независимое от объективных условий и обладающее как позитивным, так и негативным потенциалом. [4]

Позитивный смысл одиночества (когда одиночество воспринимается как ресурс) заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека и, в целом, процесса социализации. Позитивный потенциал одиночества реализуется в следующих его функциях: функция самопознания; функция становления саморегуляции; функция творчества и самосовершенствования; функция стабилизации психофизического состояния; функция защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий. [6]

Негативный характер одиночества (одиночество как проблема) проявляется следующим образом: одиночество обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; одиночество нарушает внутреннюю целостность личности; одиночество может быть механизмом психологической защиты; одиночество ведет к формированию сверх ожиданий и переоценке вклада другого человека в собственное развитие. Диалектическое понимание связи между негативным и позитивным аспектами одиночества позволяет говорить о том, что при определенных условиях (осознание одиночества, активная позиция по отношению к нему, опыт совладения с трудностями, мотивированность одиночества) негативные проявления одиночества могут приобрести позитивный характер.

Основаниями для типологизации субъективного одиночества являются: особенности восприятия одиночества и своего отношения к нему (отрицательное и положительное); причины одиночества (внешние факторы и обстоятельства, личностный выбор). В соответствии с данными основаниями выделены следующие типы одиночества: субъективное отрицательное, обусловленное личностным выбором (интернальное отрицательное); субъективное отрицательное, обусловленное внешними факторами (экстернальное отрицательное); субъективное положительное, обусловленное внешними факторами (экстернальное положительное); субъективное положительное, обусловленное личностным выбором (интернальное положительное) [4]

Рассматривая одиночество как психический феномен, большинство исследователей подчеркивают его различия с такими понятиями, как «уединение» и «изоляция», полагая, что одиночество имеет некий специфический внутренний контекст. Изоляция в большей степени связана с физической, пространственной и временной локализацией человека по отношению к социальному окружению и является внешне обусловленной ситуацией, а не внутренним психическим переживанием. Зачастую изоляция может способствовать одиночеству и даже вызывать данное состояние, но это не даст оснований к синонимизации этих понятий. Очень выразительно говорят об этом У. Садлер и Т. Джонс: «Чтобы обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его». [9]

Для подтверждения теоретической части был проведен эксперимент на основе методик: Шкала субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale) — тест-опросник, разработанный Д. Расселлом, Л. Пепло, М. Фергюсоном (D. Russell, L. A. Peplau, M. L. Ferguson) в 1978 году. Методика предназначена для определения уровня одиночества и социальной изоляции человека. Адаптация Н. Е. Водопьяновой; Мой собственный тест-опросник, направленный именно на изучение одиночества в период самоизоляции в связи с распространением коронавирусной инфекции 2020 года.

В эксперименте приняли участие 25 студентов 2 курса ПГУ по направлению «Русский язык. Литература», среди которых 1 юноша и 24 девушки.

Результаты шкалы субъективного ощущения одиночества (адаптация Н. Е. Водопьяновой):

  1. Из опрошенных студентов 40 % (10 человек) имеют низкий уровень одиночества. То есть, можно сказать, что они удовлетворены существующими у них отношениями. У респондентов имеются близкие отношения, наполненные доверием, взаимопониманием, эмоциональной близостью без тревожного, беспокойного ощущения при нахождении рядом.
  2. У 52 % (13 человек) опрошенных выявлен средний уровень одиночества, это говорит о том, что респонденты ощущают себя одинокими, но в малой степени. Им хотелось бы иметь более близкие отношения с кем-либо, больше довериться кому-то, раскрыться, найти взаимопонимание, иметь постоянную поддержку.
  3. У 8% (2 человека) опрошенных высокий уровень одиночества: 2 человека на данный момент чувствуют себя в полной мере одинокими, покинутым другими, ощущают отсутствие взаимопонимания, поддержки, отчужденность от других.

Большинство студентов, 13 опрошенных, имеют средний уровень одиночества. Можно предположить, что большинство студентов могут чувствовать нехватку в более эмоциональных, доверительных отношениях, но при этом не ощущать себя в полной мере одинокими и покинутыми обществом.

Также у 10 респондентов наблюдается низкий уровень одиночества — они пребывают в гармонии, они позитивно настроены, ощущают поддержку близких, имеют глубокие чувства/привязанности, однако у 2 студентов отмечается высокий уровень, что говорит о глубоком переживании ими актуального одиночества. Эти люди не имеют желаемого общения, от которого могли бы получить необходимой эмоциональной отдачи. Они нуждаются в близких отношениях, в которых могли бы поделиться чем-то сокровенным и почувствовать поддержку.

Результаты теста-опросника, направленного на изучение переживания личностью одиночества в период самоизоляции в начале 2020 года, разработанного лично мной.

Опрос показал, что 17,4% респондентов в период самоизоляции испытывали одиночество часто, 30, 4% — иногда, 34,8 — редко, а 17,4 — никогда.

Что же касается досуга (невозможности разделить его с друзьями), 13% опрошенных часто было одиноко проводить свободное время без других людей, 21% студентов иногда испытывали одиночество, делая что-либо (смотря фильмы, отмечая праздники), 34,8% респондентов редко сталкивались с этим чувством, а 30,4% вообще не испытывали.

Интересно, что на вопрос, наслаждались ли Вы периодом уединения, 34,8% студентов ответило «часто», 52,2% — «иногда», только 13% — «редко», но ни один респондент не ответил «никогда», что говорит о том, что каждый из опрошенных хоть раз, хоть на миг наслаждался одиночеством, радовался открывшейся возможности провести время наедине с собой.

Несмотря на некоторое наслаждение/удовлетворение одиночеством в период пандемии большинства студентов, на вопрос «Испытывали ли Вы потребность в физическом взаимодействии с другими людьми?», превалирующая часть ответила, что сталкивалась с этим: 30,4% — часто, 42,5% — иногда, 21,7% — редко, лишь 1 человек совсем не испытывал этого чувства. Так, можно говорить о том, что почти все ощутили потребность в физическом взаимодействии с другими людьми.

На вопрос о характере испытываемых эмоций от новости о выходе из периода самоизоляции, 13% опрошенных ответило, что испытывали негативные эмоции, 43,5% ответили, что не ощутили отрицательных эмоций, и такое же количество студентов отметили вариант «частично».

В целом, период самоизоляции вызвал самые разные эмоции у разных людей: почти половина опрошенных, 10 человек, отметили, что нейтрально отнеслись к периоду уединения, 2 человека ощутили резко негативные эмоции, лишь 1 человек резко положительно относится к самоизоляции, 4 человека отметили вариант «больше положительные» и 6 — «больше положительные».

В ходе опроса, 2 человека указали, что испытывали негативные эмоции/неудовлетворение связанные с личными ощущениями (чувство тягостного одиночества) в период самоизоляции, в то время как 9 человек отметили, что испытали положительные эмоции, наслаждение временем, проведенным наедине с собой.

На вопрос «Хотели ли бы Вы повторения периода самоизоляции? (имеется ввиду не распространения вируса, а периода уединения всех людей /такой возможности)» равное количество опрошенных (8,7%) отметили варианты «нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет» и «да, с регулярной периодичностью», 34,8% респондентов хотели бы выходить на самоизоляцию по собственному желанию, а 30,4% изъявили желание снова оказаться в уединении, но ненадолго.

Таким образом, количество людей, которые по разным причинам/на разных условиях хотят повторения периода уединения, составило 19 человек из 23.

Ответы этого опроса свидетельствуют о том, что большинству студентов понравился опыт самоизоляции, однако чувство одиночества все же давало о себе знать, люди не хотят постоянно находится в уединении. Так, можно сказать, что здоровое отношение с собой и окружающими людьми кроется в балансе между уединением и регулярном качественном доверительном общении.

Заключение

Одиночество — тягостное психологическое состояние, в нем человек испытывает потребность в близкой эмоциональной связи с другим, ищет взаимопонимание, доверие, возможность с кем-то длительно проводить время без ощущения напряженности. Всем важно иметь такого человека, с которым есть доверие, взаимопонимание, глубокая эмоциональная близость и с которым хочется длительно проводить время, занимаясь различными видами деятельности. Не имея такого рода взаимоотношений, человек может часто находиться в подавленном состоянии, впадать в депрессию, а его работоспособность будет снижаться.

В ходе эмпирических исследований выяснилось, что практически все опрошенные сталкивались с одиночеством в период самоизоляции просто в разной степени, однако почти у каждого был момент и наслаждения временем, проведенным в уединении. Есть основание считать, что сейчас в модернизированном обществе набирает обороты тенденция общения и нахождения досуга в интернете. Таким образом, современный человек использует все доступные технологии, чтобы избавиться от чувства одиночества. Более того, результаты исследования показывают, что лишь малая часть студентов не хочет повторения периода самоизоляции, большинство были бы не против снова проводить время в одиночестве, работая/обучаясь дистанционно. Развитие человечества становится все больше независимым от внешних жизненных обстоятельств, а эмоциональное состояние личности в условиях физического одиночества, доступа к интернету и возможности организовать свой досуг улучшается, стабилизируется: человек пребывает в комфортных для него условиях, в атмосфере спокойствия и расслабленности.

Результаты исследования позволяют сказать, что каждый человек переживает одиночество и определяет его меру по-своему. Ощущение личностью одиночества очень субъективно и не зависит от внешних обстоятельств. Каждый может испытывать тягостное одиночество, как находясь в буквальном физическом одиночестве, так и будучи окруженным людьми. Таким образом, чувство удовлетворенности компанией определяется не количеством общения, а его качеством. Исследование показало, что люди чувствуют себя одиноко и в ходе своей привычной жизни, и в период самоизоляции. Изучив теоретический материал по теме «Психология одиночества» и проанализировав данные эмпирических исследований, можно сделать вывод: проблема психологии одиночества по-прежнему актуальна и интересна в современных реалиях, эта тема очень обширна и субъективна.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. — M., 2003, С. 328-355.
  2. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. М, 2006.
  3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — M., 2001, С. 19-46.
  4. Корчагина С.Г. Психология одиночества. — М.,2008.
  5. Бердяев Н.А. Опыт философии одиночества и общения. — М., 2005.
  6. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. — М., 2002.
  7. Лабиринты одиночества /Пep. с англ.; составление, общая редакция и предисловие Н. Е. Покровского.— М.: Прогресс, 2009. — 624с.