Семья — как среда формирования отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью

№121-1,

психологические науки

В данной статье рассматривается семья как среда формирования отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Описаны, какие проблемы имеются при развитии детей с ОВЗ и инвалидностью и как семья помогает их преодолевать.

Похожие материалы

Отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является одной из актуальных проблем. В общество человек попадает с самого рождения и на его развитие влияют разные факторы, биологические и социальные. Одним из главных социальных факторов в формировании личности является семья. Различают семьи по типам, а также разным видам, полные, неполные семьи, семьи с детьми-инвалидами и т.д. В разных семьях, соответственно, разными будут отношения и стили воспитания. Очень важно, чтобы родители были положительными примерами для детей.

У семьи есть важная функция — это обеспечение взаимодействия личности и общества. Семья принимает участие в формировании ценностных ориентаций и поведения всех членов семьи, она является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. В семье совершается процесс становления личности человека, закладываются базисные основы отношений, оттачиваются грани личности через ее приобщение к духовным ценностям. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык.

В данной статье анализируются роль семьи как среда формирования отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Образ человека с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе сформирован больше как негативный, чем позитивный. Общество плохо информировано о причинах появления детей с овз, об их психологических особенностях, даже о том, какие именно бывают ограничения по здоровью. В сознании человека рисуется образ ребенка с овз — это с нарушениями опорно-двигательного аппарата (инвалид) или, чаще всего, представляются олигофрены. Мало кто знает, что дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные психические или физические отклонения разного плана, которые обусловливают нарушения общего развития и не позволяют детям вести полноценную жизнь. К детям с ОВЗ относят детей с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие), детей с нарушением зрения (слабовидящие, слепые), детей с тяжелыми нарушениями речи, детей с соматическими заболеваниями, детей с умственной отсталостью, детей с задержкой психического развития (ЗПР), детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также детей с расстройствами раннего детского аутизма.

Можно выделить общие проблемы у детей с ОВЗ:

  1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире;
  2. Низкий темп выполнения заданий;
  3. Ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого;
  4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  5. Низкий уровень развития речи, мышления;
  6. Трудности в понимании инструкций;
  7. Инфантилизм;
  8. Нарушение координации движений;
  9. Низкая самооценка;
  10. Повышенная тревожность;
  11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
  12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
  14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Эти проблемы затрудняют детям с ОВЗ и инвалидностью успешно адаптироваться в обществе. Количество таких детей неуклонно растет с каждым годом. И у общества нет другого пути, как развивать толерантное отношение ко всем «особенным» лицам. Это под силу ячейке общества — семье. Для этого необходимо сначала, чтобы взрослые в семье развили в себе толерантность, а затем активно ее демонстрировали младшим членам семьи. В семьях с лицами с ОВЗ или не имеющих особенных детей, должны вестись разговоры об обществе, мире, людях, о дружбе, проявлять в общественных местах уважительное отношение к лицам с ОВЗ, помогать, если появляется необходимость.

Отдельно необходимо задеть тему семей с детьми с ОВЗ и инвалидностью, ведь вся семья при рождении особенного ребенка должна перестроиться, создать все условия для полноценного развития всех членов семьи с учетом потребностей и возможностей каждого.

Психологи приводят данные о противоречивости позиции родителей по отношению к своим детям: с одной стороны, они инвалидизируют ребенка, сопротивляются предоставлению ему свободы и самостоятельности, с другой — желают более быстрого его развития, преодоления социальных последствий нарушения, болезненно воспринимают неудачи ребенка в обучении и общении с окружающими.

Семья — это единое целое, появление в ней ребенка с ОВЗ влияет на всех ее членов. Часто родительское отношение к детям деформируются. У братьев и сестер также отмечены проблемы социальной адаптации: появляются нарушения сна, аппетита, навязчивые страхи, снижение самооценки. Успешность социальной адаптации братьев и сестер ребенка с ОВЗ зависит от вида и тяжести нарушения, пола и возраста здоровых детей, порядка рождения детей в семье. Большое значение имеет социально экономический статус родителей, но главное — их позиция по отношению ко всем детям, позволяющая подбирать адекватные методы.

Таким образом, если в семьях заметны нарушения в взаимоотношениях необходимо проводить диагностическую, коррекционную и профилактическую работу с семьями с целью формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений.

На основе изучения позиций родителей, моделей их поведения необходима целенаправленная психолого-педагогическая и медико-социальная работа с семьей, если это требуется, с целью формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка.

Список литературы

  1. Антонов А.Н. // Семья в России. — 1999.
  2. Василькава Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., — 2000.
  3. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. — 1997.
  4. Кожанова Т.М. РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. — 2013.