НДС как способ поддержки и развития отечественного бизнеса

№121-1,

экономические науки

В рамках данной статьи, автором рассматриваются практические проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес при исчислении и возмещении НДС. А так же возможности стимулирования развития бизнеса через оптимизацию системы администрирования налогов и распределения бюджетов.

Похожие материалы

НДС или налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Хоть исчисляют и перечисляют его предприниматели, оплачивает его в итоге конечный потребитель. Из всех налогов, уплачиваемых в бюджет, НДС самый уплачиваемый. Он является самым крупным источников дохода федерального бюджета после нефтегазовых поступлений.

Роль косвенных налогов в системе налогообложения огромна. Для них характерно быстрое поступление в бюджет и менее чуткое реагирование на изменение экономической ситуации. Например, при ухудшении ситуации доходы организации падают и вместе с ними уменьшается и размер налога на прибыль. Для косвенных налогов это не так ярко выражено, так потребление идет всегда. Считается, что преобладание косвенных налогов в системе налогообложения более благоприятно для процесса накопления, что в свою очередь положительно отражается на инвестировании. Косвенные налоги позволяют сохранить собирать налогов, даже при сильно развитом секторе теневой экономики.

К сожалению, исследования показывают, что «НДС по сути перестал быть косвенным налогом и перестал взиматься с добавленной стоимости, а в определенных случаях исчисляется с полной стоимости товаров и услуг». [3].

Давайте рассмотрим более подробно процесс образования налога. На каждой стадии производства товара или услуги к его стоимости до включается добавочная стоимость, в размере налоговой ставки на данный вид товара или услуги, которая при реализации конечному покупателю подлежит уплате в бюджет, но с учетом вычетов.

Существует следующий порядок расчёта НДC, пoдлeжaщего yплaтe в бюджeт. Сначала рассчитывaeтcя cyммa НДC, иcчиcлeннaя oт peaлизaции:

НДC = Нaлoгoвaя бaзa х Нaлoгoвую cтaвку (10% или 20%).

Льготная ставка 10% действует для продовольственных товаров первой необходимости, как, например: хлеб, молоко, масло, сахар, соль, мука, детское и диабетическое питание, овощи (включая картофель) и т. д.; товаров для детей, как, например: обувь, кроватки, пеналы, школьные тетради, дневники, подгузники и т. д.; книжной продукции, связанной с наукой, культурой, образованием; лекарства, медицинские изделия; услуги по внутренним воздушным перевозкам грузов и пассажиров. [6]

Здесь бы хотелось бы обратить внимание, что НДС играет положительную и важную роль при распределении доходов. Ведь при высоких доходах граждан идет и более высокий уровень потребления, особенно товаров по ставке 20%.

Стoимocть тoвapoв, paбoт и ycлyг c yчётoм aкцизoв (бeз yчётa НДC) являeтcя нaлoгoвoй бaзoй по НДС, которая oпpeдeляeтся нa oднy из cлeдyющих дaт (которая нacтyпилa пepвoй): oплaта тoвapoв (чacтичная oплaта в cчёт бyдyщих пocтaвoк — авансовые платежи) или дaта oтгpyзки тoвapoв (выпoлнeния paбoт или oкaзaния ycлyг). Как только продавец отгрузил товар или получил авансы, он должен дополнительно к своей цене (себестоимость + прибыль) добавить НДС 20% или 10% в зависимости от произведённого вида товара, работы, услуги. Но есть ещё и входной НДС или нaлoгoвый вычeт, когда продавец приобрёл для производства товара, работы, услуги и оплатил его, имея при этом счёт фактуру, где указан и выделен НДС. Другими словами, можно определить, что вхoдным НДC или нaлoгoвым вычeтoм называется cyммa нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть, yплaчeннaя пoкyпaтeлeм пpи пpиoбpeтeнии тoвapoв (paбoт и ycлyг). [6]

Сyмма НДC, пoдлeжaщая yплaтe в бюджeт, рассчитывается следующим образом :

НДC = НДC исходящий — НДC входной.

Ежеквартально НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет. НДС за пpoшeдший мecяц yплaчивaeтcя пoэтaпнo, тpeмя чacтями в тeчeниe тpёх пocлeдyющих мecяцeв. [6]

Хотелось бы обратить внимание, на ситуации, когда организация, использующая общую систему налогообложения, покупает товар у предприятия использующую упрощенную систему налогообложения. В данном случае, мы видим, что нельзя принять к вычету стоимость товаров и НДС начисляется на полную стоимость реализованного товара. Получается, что организациям, использующим общую систему налогообложения, невыгодно покупать товары и услуги у поставщиков использующих упрощенную систему. А к таким поставщикам относят именно малый бизнес. Получается, что малый бизнес теряет возможность работать с крупными предприятия. В этой ситуации, мы видим, что налог на добавленную стоимость взимается с полной стоимости товар. То есть, как уже говорилось выше, в данном случае налог перестал представлять из себя налог на добавленную стоимость, и исчисляется именно с полной стоимости товаров. Это пагубно отражается на стимулировании развития малого бизнеса и некрупных предприятий.

Сейчас в ситуации кризиса многие предприниматели по данным опроса ЦСР, проведенным среди тысячи предпринимателей, видят так же возможность снижения налогового бремени в виде снижения ставки или отсрочки по данному налогу как самый эффективный инструмент поддержки бизнеса, что особенно актуально в условиях пандемии.

В конце марта 2020 года была объявлена отсрочка для малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей «по всем налогам, кроме НДС». В мае 2020 года для этих же компаний было объявлено списание всех налогов и страховых взносов за II квартал — но опять же кроме НДС.

По сути, единственным послаблением в отношении НДС стало продление сроков сдачи декларации по этому налогу за I квартал с 25 апреля до 15 мая. Однако такая мера является скорее технической, чем реальной мерой поддержки. Чем же вызвано такое нежелание использовать данный налог в качестве поддержки бизнеса со стороны государства? Наверное, ответ кроется в устойчивости налоговых поступлений не зависимо от нефтегазовых доходов государства, и возможностью цифрового администрирования. Даже в случае глубочайшего экономического кризиса люди не перестанут покупать хлеб и молоко. Остается только добавить, что в I квартале 2020 г. на НДС приходилось 36,6% доходов федерального бюджета. Если мы обратимся к опыту зарубежных экономик, то можно наблюдать устойчивый тренд по снижению ставки налога, особенно в условиях пандемии 2020 года. Примерами могут послужить такие страны как Германия, Греция, Норвегия, Китай, Республика Корея. Особенно это актуально для сфер бизнеса максимально пострадавших от пандемии. Например, туризм. В странах с развитым туристическим сектором это, как правило, услуги общественного транспорта, гостиниц и иных средств размещения, общественного питания, услуг в индустрии развлечений. Есть примеры целенаправленного снижения НДС для отдельных секторов экономики (например на автомобили в Южной Корее или для малого бизнеса в Китае). Так например, в Греции и Франции приняты дополнительные меры поддержки бизнеса, не только в снижение ставки налога и получение отсрочки по его уплате, но и применение налоговых вычетов. В Греции условием предоставления вычета в размере 25% суммы НДС к уплате является сохранение занятости в компании; во Франции критерием, определяющим размер вычета, является объем потери доходов по сравнению с прошлыми периодами. Эти вычеты также носят временный характер, и решение об их продлении принимается на ежемесячной основе. [11]

Предприниматели в России в качестве компромисса предлагают возможность оставить ставку налога или сроки уплаты на прежнем уровне, но как вариант, изменить сам принцип уплата налога. Давайте рассмотрим подробнее данную ситуацию.

Предприниматель по итогам квартала рассчитывает разницу между налогом, который был предъявлен им покупателям и налогом, который предъявили ему поставщики. Если разница положительная — то ее необходимо уплатить в бюджет, если отрицательная, то получить вычет из бюджета.

При расчете суммы предъявленной покупателям действует принцип расчета налога «оплаты по отгрузке», что означает, что обязанность по налогу возникает при отгрузке товара, которой может быть оплачен только через полгода, так как покупатели систематически задерживают оплату или же пользуются отсрочками. Естественно, что бизнесу лучше, чтоб действовал принцип уплаты налога «по оплате», который действовал до 2006 года. Данный принцип изменили, во-первых, для в соответствия мировой практике, и, во-вторых, так проще контролировать уплату налога. Автоматизированная система АСК НДС-2, сравнивая счета-фактуры и декларации, выявляет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений предприятий. Но в условиях кризиса многие компании столкнулись с неплатежами со стороны своих контрагентов за отгруженные товары и оказанные услуги, и возврат к расчету «по оплате» мог бы стать существенной поддержкой бизнеса. Конечно, в данном случае пришлось бы контролировать правильность расчетов через информацию от банков, что предполагает определённые сложности, и привело бы к необходимости к изменению системы учета на самих предприятиях. И в краткосрочной перспективе снизило бы собираемость налога. Но как уже было сказано, НДС приносит огромный доход в бюджет, поэтому будет очень сложно на уровне государства перейти к данным изменениям и оказать с одной стороны поддержку бизнесу и не потерять источник поступлений. Поэтому на данную меру поддержки бизнесу рассчитывать не приходится.

Рассмотрим ситуацию в Российской Федерации, когда при расчете налога необходимо получить возврат из бюджета. При подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. «Компании получат требования налоговиков, если заявят высокую долю вычета — более 89 % от начисленных сумм НДС» [2]. Это вынуждает компании переносить вычет НДС на другой период. А это ведет к тому, что в результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений. Отметим, что НК РФ не устанавливает какой-либо норматив для принятия к вычету суммы «входного» НДС. Чтобы размер вычетов не превысил 89 %, товар должен быть продан с наценкой не менее 12,4 % ((1 : (89 х 100 %)), то есть налоговые органы «навязывают» налогоплательщику указанную наценку. Это противоречит принципам ведения предпринимательской деятельности, условиям принятия к вычету «входного» НДС. [2].

Один из видов поддержки бизнеса, а именно экспортной деятельности является механизм применения нулевой ставки НДС для ряда вывозимой продукции. Но у данного механизма есть обратная сторона — это применение заявительного порядка применения нулевой ставки НДС по экспортным операциям. То есть налогоплательщику надо это еще доказать. На доказательство у него есть 180 дней с даты пересечения товарами границы. Порядок различен для товаров, реализуемых на территории ЕАЭК и не на его территории. Механизм применения данного вида поддержки бизнеса настолько сложен, что законодательством предусмотрена возможность отказа от его использования, так как это требует сбора большого количества документации, то есть трудовых и временных затрат. Найденная при проверке ошибка в документах может повлечь отказ в возмещении и штрафы в размере двукратной ставки рефинансирования ЦБ со дня, когда налог был фактически возмещен или было принято решение о зачете НДС в заявительном порядке. Тогда как обычно за нарушение срока возврата НДС платят проценты исходя из однократной ставки рефинансирования ЦБ [4]. Для развития экспортных компаний, совершенствование данного механизма, а так сокращения времени на возмещение НДС дало бы значительный стимул для развития. Соответственно можно смело сделать вывод о том, что данный механизм поддержки может и должен быть доработан на законодательном уровне.

Еще одним препятствием в развитии экспортных отношений являются разные ставки налогообложения в странах ЕАЭС. «Страны-члены организации освобождаются от таможенных пошлин, но налог на добавленную стоимость уплачивают. Стандартные ставки по НДС составляют 12% в Казахстане и Кыргызстане, 20% в России, Белоруссии, Армении. Пониженные ставки НДС тоже сильно различаются: в некоторых странах данная ставка составляет 10%, в других применяется несколько видов пониженных ставок» [6].

Такая ситуация с разностью ставок становится препятствием для реализации товаров между странами ЕАЭС вследствие того, что процедура исчисления налога на добавленную стоимость усложняется. Этого можно избежать путем унификации налоговых ставок для стран, входящих в состав организации. [1].

НДС — это федеральный налог. Он уплачивается в федеральный бюджет и дальнейшем перераспределяется между регионами с высокой и низкой доходностью — дотационное выравнивание. Но дотационное выравние не означает, что регионы будут жить одинаково благополучно. Это просто означает, что в бюджет поступит определенная сумма денег. Как и на что она будет потрачена, принесет ли это реальное благо жителям региона — это уже другой вопрос. Одна из проблем: чем больше уравнивания доходов, тем меньше у регионов стимулов развиваться. Зачем региону стремиться зарабатывать деньги, если бедному региону все равно предоставят субсидии, а у богатого все равно заберут излишки доходов? В результате некоторые губернаторы своей главной задачей видят не привлечение инвестиций и развитие бизнеса, который будет платить налоги, а получение денег из федерального бюджета. Конечно, существуют гранты для успешных регионов. Но это всего 20 млрд руб. в год против 614 млрд на «выравнивающие» дотации и 200 млрд на бюджетные кредиты. [12]

Система уравнивания регионов действует в России давно. Редко кто критикует ее фундаментальный принцип. Безусловно, в огромной стране с разным уровнем размещения производительных сил по регионам должна существовать какая-то система перераспределения ресурсов между территориями. Чаще ставится вопрос о масштабах и принципах этого распределения.

Сумма собираемого НДФЛ ниже суммы НДС, начисленного на товары и услуги, реализуемые на территории России. Хотя в развитых экономиках самым крупным источником поступлений в федеральный бюджет обычно является прямой подоходный налог с доходов физических лиц. Поменяв эти налоги местами, можно было бы совершить своеобразную мини-революцию в отечественной системе налогообложения. [12]

Изменение налоговой системы может дать важный стимул конкуренции между отдельными регионами за привлечение бизнеса, стать толчком к повышению товарооборота и к созданию лучших условий для предпринимательской деятельности. Действительно, данный глобальный механизм оптимизации требует более детального и глубокого осмысления. Потребуется не один год на разработку новых принципов налогообложения. Но то, что это необходимо уже подтверждено опытом зарубежных экономик.

Например, в США функцию стимулирования и развития конкурентной борьбы выполняет крайне диверсифицированный налог с продаж, некоторым аналогом которого и является НДС. В России, как стране с очень разными условиями хозяйствования, подобный инструмент, несомненно, необходим. По сути, регионы потеряли бы налог, на объем и ставку которого они не в состоянии влиять, и получили бы взамен существенно более гибкий инструмент, ничего значимого при этом не потеряв. Они тогда в большей степени стали бы зависеть от собственной привлекательности для бизнеса, чем от общей экономической конъюнктуры и решений правительства, устанавливающего уровень зарплат бюджетников, что чрезвычайно важно в условиях продолжающегося экономической депрессии и неочевидности ее скорого преодоления. [12]

Мы видим, что, существует ряд проблем администрирования НДС. И видим огромный потенции по стимулированию отечественной экономики и развития бизнеса именно в оптимизации налоговой системы, а особенно НДС. Как ни странно, даже не снижая ставки налога и не меняя систему льгот, можно найти множество источников для стимулирования развития отечественного бизнеса и роста экспортных операций даже в краткосрочном периоде. Например, достаточно распространенной мерой в условиях пандемии становится облегчение условий выплаты НДС. Чаще всего — это отсрочка платежей. Например, в Италии отсрочку выплат НДС дают компаниям малого бизнеса, в Китае — компаниям-резидентам особых экономических зон при ввозе продукции, в Норвегии — широкому кругу компаний. В ряде стран изменяются и условия начисления НДС. Например, в Австрии расширен круг компаний, которые могут пользоваться т.н. «кассовым методом» (т.е. начислять налог к уплате не по факту отгрузки, а по факту поступления денежных средств). [11] А это именно то, о чем просят российские предприниматели. В Австрии нашли техническую возможность использовать «кассовый метод» начисления налога. Соответственно, при желании, найти такую возможность можно и в России. Все из перечисленных мер, используемых в зарубежных экономиках, применимы и в российской экономике, надо только приложить усилия к оптимизации процессов начисления, оплаты и возмещения сумм налога.

Список литературы

  1. Берлизев Р. Н., Рогожина В. В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ //Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet».2020. №4
  2. Зотиков Н. З. Добавленная стоимость: практика обложения// Вестник Евразийской науки. 2019, №3, Том 11.
  3. Зотиков Н. З. Косвенные налоги в налоговой системе России // Вестник Евразийской науки. 2018. №2, Том 10.
  4. Кадушкина А.А. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2020. № 1(79). Часть 1. стр 35
  5. Палица М.В. Влияние увеличения НДС на доходность предприятий, использующих разные налоговые режимы АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ СФЕР ЭКОНОМИКИ: Сборник статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общ. Ред. Н.В. Свиридовой, А.А. Акимова. — Пенза: Издательство: Пензенский государственный университет, 2019. С.83-85
  6. Петречук А.С., Лескина О.Н. Монополизм в экономике России и проблемы его преодоления// Управление реформированием социально-экономическим развитием предприятий, отраслей, регионов: сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. — Пенза: Пензенский филиал Финуниверситета, ИП Тугушев С.Ю., 2013.с.79-82
  7. Петросян Е.Г. Пути гармонизации систем налогообложения в странах евразийского экономического союза//Экономическая политика, 2016.
  8. Рогозина О. Возмещение НДС с "ускорением": "тормозной" путь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/24975 (Дата обращения 24.04.2020).
  9. Стародубцева И.В. Как ответить на требование налоговиков по вычетам НДС // Журнал "НДС: проблемы и решения", 2018, № 8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/964018.html
  10. Бондаренко В.В., Чакаев Р.Р., Лескина О.Н., Танина М.А., Юдина В.А., Харитонова Т.В. Роль региональных институтов развития в повышении инновационного потенциала субъектов Российской Федерации// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т.15. № 6 (375). С.1097-1114
  11. НДС как инструмент поддержки населения и бизнеса" Экономическая политика. 22.05.2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/byudzhet-i-nalogi/nds-kak-instrument-podderzhki-naseleniya-i-biznesa
  12. Суптело Н.П., Дашута Е. Ф. Влияние повышения ставки НДС на развитие предпринимательства и межбюджетные отношения в России//Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2019. № 1 (28).