Динамика и структура региональных и местных налогов (на примере Самарской области и г. Тольятти)

№122-1,

экономические науки

В статье рассматриваются особенности регионального и местного налогообложения, на примере Самарской области и города Тольятти. Целью государственной региональной и местной политики является достижение положительной динамики уровня и качества жизни населения, устойчивого, сбалансированного и многофакторного воспроизводства социально-экономического потенциала.

Похожие материалы

Региональные налоги являются исходной базой формирования доходов региональных бюджетов. Это обеспечивает не только самостоятельность бюджетов, но и активизирует их роль в проведение государственной региональной политики, дает возможность субъектам РФ без вмешательства центра формировать свои бюджеты и разрабатывать прогнозы социально-экономического развития на длительную перспективу.

Местные налоги играют важную роль в доходах местных бюджетов. Основная задача местных налогов — создание стабильных доходных источников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий. С этой целью в законодательстве Российской Федерации предусмотрен широкий спектр местного налогообложения, допускающий возможность выбора из предложенного перечня тех налогов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития конкретных территорий.

Каждый из указанных уровней налоговой системы представлен тремя видами налогов. Анализ проведён по пяти видам налогов. Торговый сбор, являющийся третьей статьёй доходов местного бюджета, применяется лишь в городах федерального значения, а именно в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Объектом анализа выступают бюджет Самарской области и бюджет городского округа Тольятти, а предметом — экономические отношения, возникающие в связи с уплатой региональных и местных налогов.

Рассмотрение структуры и динамики налогов следует начать с обобщающей таблицы 1.

Таблица 1. Общая структура региональных и местных налогов, поступающих в консолидированный бюджет за 2017 — 2019 гг.

Налоги

2017

2018

2019

Региональные налоги, млн. руб.:

Налог на имущество организаций

615 085,03

634 584,66

712 421,50

Транспортный налог

106 061,23

117 532,23

139 978,20

Налог на игорный бизнес

521,17

524,64

531,28

Местные налоги, млн. руб.:

Налог на имущество физических лиц

25 297,65

27 134,40

30 295,50

Земельный налог

163 731,71

175 299,05

185 130,80

Согласно данным, представленным в таблице, основные доходы в региональные бюджеты приносят налог на имущество организаций, 712421,50 млн. руб. в 2019 году, и транспортный налог, который составил 139978,20 в 2019 году. Как можно заметить, доходы от уплаты налогов в региональный бюджет ежегодно увеличиваются. Данная тенденция роста обусловлена развитием организаций в стране, а так же приобретением большего количества транспорта населением и организациями. Рост налога на игорный бизнес является следствием развития игорных зон на специализированных территориях.

В таблице 1 представлены два основных вида налогов: налог на имущество физических лиц и земельный налог. В 2019 году земельный налог составил 185130,80 млн. руб., что превышает поступления от налога на имущество физических лиц (30295,50 млн. руб.). В данном бюджете так же наблюдается ежегодная тенденция роста доходов от налогов. Увеличение суммы земельного налога является следствием приватизации земель, развития сельского хозяйства, доходы от налога на имущество физических лиц так же имеют положительные изменения.

Динамика налоговых доходов регионального бюджета представлена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика налоговых поступлений регионального бюджета 2017 — 2019 гг.

Региональные налоги, млн. руб.:

2017

2018

2019

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

2018-2017

2019-2018

2018/ 2017

2019/ 2018

Налог на имущество организаций

615 085,03

634 584,66

712 421,50

19 499,63

77 836,84

3,17

12,27

Транспортный налог

106 061,23

117 532,23

139 978,20

11 471,00

22 445,97

10,82

19,10

Налог на игорный бизнес

521,17

524,64

531,28

3,47

6,64

0,67

1,27

Согласно данным таблицы 2 следует отметить, что в 2018 году по сравнению с 2017 годом доход по налогу на имущество организаций увеличился на 19499,63 млн. руб. Тенденция роста наблюдается и в 2019 году по сравнению с 2018 годом (темп прироста составил 12,27%). Такая положительная динамика стала возможна из-за приобретения организациями большего количества основных фондов, зданий и т.д.

Поступления по транспортному налогу так же увеличивались. Так в 2019 году произошёл рост на 22445,97 млн. руб. по сравнению с 2018 годом (относительное отклонение составило 19,10 %). Доход от транспортного налога в 2017 году был меньше, чем в 2018 году на 11471 млн. руб., темп прироста 10,82%. Анализируя поступления можно сделать вывод, что прирост налогов в 2019 году был больше, чем в 2018 году.

Налог на игорный бизнес в 2019 году увеличился на 1,27%. В 2018 году данная позиция так же имела тенденции к росту, составив в абсолютном отклонении 3,47 млн. руб. Данная динамика следует из развития игорных зон России, узаконенных в 2009 году.

Далее следует изучить местный уровень налогообложения. Для анализа местных налоговых поступлений необходимо изучить их динамику (табл. 3).

Таблица 3. Динамика налоговых поступлений местного бюджета за 2017 — 2019 гг.

Местные налоги, млн. руб.:

2017

2018

2019

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

2018-2017

2019-2018

2018/2017

2019/2018

Налог на имущество физических лиц

25 297,65

27 134,40

30 295,50

1 836,75

3 161,10

7,26

11,65

Земельный налог

163 731,71

175 299,05

185 130,80

11 567,34

9 831,75

7,06

5,61

В таблице представлены два главных налога, составляющих доходные налоговые поступления местного бюджета. По суммам поступлений земельный налог превышает налог на имущество физических лиц. Так в 2018 году доход от земельного налога составлял 175299,05 млн. руб., что больше, чем сумма налога на имущество физических лиц за тот же период.

Анализируя налог на имущество физических лиц можно сделать вывод, что поступления от уплаты данного налога планомерно увеличиваются. В 2018 году произошло увеличение на 7,26% по сравнению с 2017 годом. В 2019 году темп прироста составил 11,56%, в абсолютном отклонении 3161,1 млн. руб. Увеличение доходной части является следствием уменьшения уклонения от уплаты налогов, а так же приобретения нового имущества в собственность физическими лицами.

Доход от земельного налога в 2018 году показал темп прироста в 7,06%. Однако в 2019 году увеличение произошло лишь на 5,61%, что говорит о замедлении темпов прироста. В абсолютном отклонении в 2018 году доход от земельного налога составил 11567,34 млн. руб. Тенденция роста обусловлена увеличением собственности земельных участков.

Для более тщательного анализа необходимо исследовать удельный вес каждого налога в региональном бюджете (табл. 4).

Таблица 4. Удельный вес налогов, формирующих региональный бюджет

Региональные налоги, млн. руб.

2017

2018

2019

Удельный вес, %

2017

2018

2019

Налог на имущество организаций

615 085,03

634 584,66

712 421,50

85,23

84,31

83,53

Транспортный налог

106 061,23

117 532,23

139 978,20

14,70

15,62

16,41

Налог на игорный бизнес

521,17

524,64

531,28

0,07

0,07

0,06

Итого

721 667,43

752 641,53

852 930,98

100,00

100,00

100,00

В таблице 4 можно пронаблюдать изменение структуры доходной налоговой части регионального бюджета.

Самый большой удельный вес занимает налог на имущество организаций (85,53%). Транспортный налог, в процентном отношении к рассматриваемым налогам, является вторым по величине поступлений в региональный бюджет (16,41%).

Далее предлагается рассмотреть удельные веса местных налогов (табл. 5).

Таблица 5. Удельный вес налогов, формирующих местный бюджет

Местные налоги, млн. руб.

2017

2018

2019

Удельный вес, %

2017

2018

2019

Налог на имущество физических лиц

25 297,65

27 134,40

30 295,50

13,38

13,40

14,06

Земельный налог

163 731,71

175 299,05

185 130,80

86,62

86,60

85,94

Итого

189 029,36

202 433,45

215 426,30

100,00

100,00

100,00

Согласно данным таблицы 5 следует отметить, что за три исследуемых периода наибольший удельный вес приходится на земельный налог. Однако налог на имущество физических лиц с каждым годом занимает всё больший удельный вес, в то время как процентное отношение земельного налога постепенно снижается.

Налог на имущество физических лиц в 2017 году занимал 13,38% от общей суммы налогов. Удельный вес земельного налога в этот период составлял 86,62%.

В 2018 году произошло небольшое снижение процентной доли земельного налога до 86,60%. В то же время произошло увеличение удельного веса налога на имущество физических лиц на 0,02%.

Резкое увеличение доли налога на имущество физических лиц произошло в 2019 году, которое составило 0,66%. Удельный вес налога на имущество физических лиц стал составлять 14,06%. Доля земельного налога, соответственно сократилась и стала составлять 85,94%.

Причиной увеличения доходов по налогу на имущество физических лиц предположительно является увеличение процентной ставки, а так же увеличение собственности у налогоплательщиков.

Основные доходы в региональные бюджеты приносят налог на имущество организаций и транспортный налог. Рост налога на игорный бизнес является следствием развития игорных зон на специализированных территориях. В местный бюджет наибольшие поступления приносит земельный налог, однако с каждым годом удельный вес данного налога уменьшается, в то время, как поступления от налога на имущество физических лиц возрастают.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [Электронный ресурс] : федер. закон N 146-ФЗ 31.07.1998: принят 16 июня 1998 года (ред. от 19.02.2018) // КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [Электронный ресурс] : федер. закон N 117-ФЗ 05.08.2000: принят 19 июля 2000 года (ред. от 23.04.2018) // КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  3. Закон Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» [Электронный ресурс] : в ред. Закона Самарской области от 09.01.2017 N 5-ГД // КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  4. Закон Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» [Электронный ресурс] : в ред. Закона Самарской области от 09.01.2017 N 4-ГД // КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  5. Официальный сайт ФНС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nalog.ru. — Загл. с экрана.
  6. Официальный сайт Администрации городского округа Тольятти [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tgl.ru/structure/department/informaciya-ob-ispolzovanii-byudzhetnyh-sredstv/.- Загл. с экрана.
  7. Официальный сайт Министерства управления финансами Самарской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://budget.minfin-samara.ru/razdely/ispolnenie-budzheta/dohodi-budzheta/. — Загл. с экрана.