Практика привлечения бизнеса к реализации государственных программ на примере омской области

№124-1,

политология

В статье рассматривается вопрос развития региона на основе государственно-частного партнерства. Весомая роль в процессе развития экономики города Омска принадлежит малому и среднему бизнесу. Наличие субъектов малого и среднего предпринимательства непосредственно оказывает положительное влияние на уровень занятости, объемы производства продукции, налоговые поступления в бюджет, тем самым определяя темпы экономического роста Омской области в целом. Основным приоритетом развития в различных сферах является государственно-частное партнерство.

Похожие материалы

На основании ст. 21 Устава Омской области, в регионе развивается социальное партнерство как одна из форм государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства [6, ст.15-21].

В Омской области поддерживаются сотруднические, взаимовыгодные отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов, а также общественных объединений и предпринимательских структур. Для данной цели создана и функционирует федеральная и региональная инфраструктура поддержки государственно-частного и муниципально-частного партнерства:

1. Национальный Центр государственно-частного партнерства.

Создан с целью создания условий для эффективного содействия привлечению частных партнеров и внебюджетных инвестиций для повышения уровня качества жизни населения [2].

Омская область в 2020 году вошла в перечень регионов, которые направили проекты по антикризисной программе в сфере транспортной инфраструктуры. По данным «РОСИНФРА» на данный момент в регионе реализуется 84 проекта в различных сферах [3].

2. АО "Агентство развития и инвестиций Омской области" — организация, осуществляющая сопровождение в реализации региональных инвестиционных проектов [1].

В настоящее время в Омской области поддерживается большое количество проектов, основанных на государственно-частном и на муниципально-частном партнерстве.

Администрация г. Омска и Администрации муниципальных районов Омской области активно взаимодействуют с частными организациями, чему способствует Агентство развития и инвестиций Омской области.

Агентство развития и инвестиций Омской области опубликовали три долгосрочных и масштабных проекта г. Омске и Омской области:

  1. Промышленный технопарк "Иртыш". Главная задача проекта — создать эффективную, действующую систему поддержки и продвижения инновационных проектов от момента зарождения идеи до организации производства и выпуска продукции.
  2. Агропромышленный парк "Макошь". Проект направлен на деятельность в сфере хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и обеспечения сельскохозяйственного производства, промышленного и складского производства.
  3. Моногород "Красный яр". В рамках данного проекта предполагается осуществление нескольких инвестиционных проектов государственно-частного партнерства.

Преимущества от взаимодействия государства и частного сектора для всех проектов является:

  • удовлетворение спроса в специализированных площадях;
  • снижение капитальных затрат на размещение производства;
  • повышение эффективности бизнеса за счет технологической инфраструктуры и специализированных сервисов;
  • возможность доступа к компетенциям и кооперации с «якорным» предприятием промышленного технопарка;
  • расширение возможностей научно-технического сотрудничества и производственной кооперации;
  • возможность реализации совместных проектов;
  • обеспечение полным циклом профессиональных услуг УК (финансирование, бухгалтерский учет, юридическое сопровождение, информационное сопровождение и т.д.).

Взаимодействие власти и бизнеса, а также деятельность АРиИОО осуществляется на основании нормативно-правовой базы Омской области.

В стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года государственно-частное партнерство является основным приоритетом развития в различных сферах, направлениями которого можно выделить [5]:

  • повышение уровня качества жизни населения города;
  • повышение конкурентоспособности городской среды и экономики города;
  • повышение эффективности системы государственно-общественного управления в городе;
  • содействие в развитии сектора малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение доступности квалифицированных, профессиональных рабочих кадров;
  • консолидация усилий промышленных предприятий города Омска и муниципальных районов Омской области с субъектами малого и среднего бизнеса;
  • развитие инновационной деятельности, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

Из анализа Стратегии социально-экономического развития города Омска и Омской области до 2025 года, следует, что реализация названных приоритетных направлений осуществлялась через исполнение мероприятий муниципальной программы города Омска "Социально-экономическое развитие города Омска"[4].

В отчете о реализации Стратегии социально-экономического развития города Омска и Омской области до 2025 года на вторую половину 2018 года, можем видеть значительный прирост участников малого и среднего бизнеса в реализации городских проектов.

Исходя из указанных данных, можно сделать вывод, что наблюдается сохранение уже достигнутых показателей вовлеченности малого и среднего бизнеса в государственно-частное партнерство в городе Омске, а также происходит преумножение достигнутых результатов. Подтверждением данных показателей является открытие площадок взаимодействия государства и бизнеса на территории Омска.

Список литературы

  1. Инвестиционный интернет-портал Омской области / [Эл. точка доступа] URL: http://investomsk.ru/ru
  2. Национальный центр государственно-частного партнерства [Эл. точка доступа]: https://pppcenter.ru/press-tsentr/novosti/regiony-predstavili-v-veb-rf-i-natsionalnyy-tsentr-gchp-19-proektov-po-povysheniyu-transportnoy-dost/?sphrase_id=1296
  3. Сайт «РОСИНФРА» [Эл. точка доступа]: https://rosinfra.ru
  4. Стратегия социально-экономического развития города Омска до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 09.07.2014 N 938-п
  5. Стратегия социально-экономического развития города Омска до 2030 года, утвержденная Омским городским Советом решение от 19 декабря 2018 года N 101 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года
  6. Устав Омской области принят Законодательным Собранием Омской области 26 декабря 1995 г.) (с изменениями и дополнениями)