Модели взаимодействия государства и бизнеса

№124-1,

политология

В статье рассматривается вопрос взаимодействия государства и бизнеса в Российской Федерации на основе современных моделей и классификаций. Для получения возможности проанализировать современную модель дано определение самому понятию на основе различных источников. Актуальность развития партнерских взаимоотношений государства и бизнеса обусловлена обоюдной заинтересованностью в формировании устойчивого продуктивного взаимодействия с целью экономического развития и реализации важных социально-общественных проектов.

Похожие материалы

Стабильное развитие экономики страны напрямую зависит от привлечения частных партнеров к реализации социальных и экономических программ, в том числе осуществление проектов в области инфраструктуры. Чтобы реализовать процесс взаимодействия бизнеса и власти наиболее оптимально и продуктивно, используются несколько моделей взаимодействия.

В свою очередь, чтобы получить возможность проанализировать современную модель взаимодействия государства и бизнеса на примере Российской Федерации, необходимо разобраться в следующем: что в принципе понимается под словом «модель» и какие именно модели взаимодействия существуют? Известны многочисленные определения понятию «модель». В разных источниках это может интерпретироваться как системная проекция исследуемого объекта и проходящих внутри него процессов и явлений, а также взаимосвязи между элементами объекта [2]; как определенный набор признаков и характеристик, который диктует способ взаимодействия государства и бизнеса в определенных экономических, политических и социально-культурных условиях [1, c. 61]. По мнению Морозова О.А., модель — система взаимодействия власти и бизнеса, которая необходима для обеспечения и устойчивого развития социально-экономической сферы страны в целом [3, c.86].

Данные определения позволяют сделать обобщенный вывод о том, что модель — это проекция исследуемого объекта, представляющая собой набор характеристик, признаков, процессов и явлений внутри него, созданная для обеспечения и устойчивого развития экономической сферы страны с учетом существующих экономических, политических и социально-культурных условий.

Модель взаимодействия государства и бизнеса определяет:

  • достижение социально-экономических показателей;
  • скорость и качество реализации государственных программ;
  • уровень и качество жизни населения;
  • скорость внедрения инноваций в хозяйственную деятельность [3].

Выделяют пять базовых моделей этого взаимодействия [2].

Российская Федерация, в текущих условиях, стремится к применению и реализации партнерской модели взаимодействия органов власти и предпринимательства. Выбранное направление обусловлено стратегией социально-экономического страны в период до 2030 года. Помимо этого, процесс регулируется различными федеральными законами и нормативно-правовыми актами.

Если опираться на классификацию взаимодействия власти и бизнеса представленной Стасовой Т.М. [5], то можно сделать вывод, что в нашей стране проявляется совмещение моделей «патронаж» и «партнерство». Обусловлено это тем, что первая модель выражается в государственно-частном партнерстве, вторая же в свою очередь отражается в социальном партнерстве власти и бизнеса, в реализации государственных программ.

Актуальным также будет рассмотрение классификации, предложенной Курбатовой М.В., Левиным С.Н. [4]. Модели взаимодействия по их определению подразделяются на плюаралистическую с ведущей ролью бизнеса, неокорпоративисткую, либеральную и корпоративную. В свою очередь они характеризуется той или иной степенью автономности каждой из сторон, наличием диалога, инструментами координации деятельности и т.д.

На основе указанных классификаций моделей взаимодействия государства и бизнеса, можно рассмотреть современную модель Российской Федерации. На текущий момент есть устойчивая система взаимодействия и сотрудничества органов власти и бизнеса в различных социальных и экономических отраслях, дальнейшее развитие и совершенствование которой позволит улучшать уровень жизни населения и увеличивать темпы развития инфраструктуры регионов и страны в целом.

Рассматривая модели взаимодействия, можно сделать вывод, что в настоящее время в России есть необходимость в усилении правового регулирования взаимоотношений органов власти и представителей частных структур. Важным аспектом можно выделить обоюдное желание сторон совместно разрабатывать соответствующие законопроекты и стратегии развития той или иной отрасли.

Существует потребность в формировании единого информационного пространства в виде профессиональных союзов, ассоциаций и т.д. Это значительно увеличит возможности бизнес-сообществ влиять на процесс формирования стратегий развития и внедрений необходимых изменений.

Исходя из Концепции развития РФ до 2020 года взаимодействие органов власти и бизнеса выстраивается с точки зрения инновационного развития, в основе которого заложены принципы государственно-частного партнерства, в частности снижение потенциальных рисков в развитии различных областей инфраструктуры и продвижение бизнес-инициатив в развитии социальной сферы.

Немаловажным фактором является поддержание партнерской основы взаимодействия государства и бизнес-структур, целью которых является достижение своих корпоративных интересов, путем формулировки и предложения альтернативных вариантов реализации и стимулирования экономического роста.

Список литературы

  1. Большаков С.Н., Большакова Ю. Институционализация отношений между государством и бизнесом: тенденции и приоритеты // «Человек и труд» (Москва). 2018. № 5. С. 51-63/
  2. Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Модели взаимодействия власти и бизнеса в российской Федерации // Вестник ГУУ. 2014. №6.
  3. Морозов О.А. Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations / сост. О.А.Морозов; СПбГТУРП. — СПб., 2015.- 86 с.
  4. Мусалов М.А. Актуальные проблемы правового регулирования малого предпринимательства // Отечественная юриспруденция. 2016. №9 (11).
  5. Стасова Т.М. Взаимоотношения бизнеса и государства: теоретические аспекты: монография / Т.М. Стасова. — М.: КУРС, 2012. — 192 с.