Сегодня бизнес стал не только профессией, он стал и жизненным ориентиром. Бизнес перевернул уклад жизни современного человека. Вольно и невольно мы следим за курсами валют, ценой на нефть, торгами на Forex, создаем бизнес-планы планируя определенные виды деятельности и т.п. Современные рыночные отношения уже давно стали общецивилизационной ценностью. Россия взяла курс (в том числе и в законодательной области) на то, чтобы помочь каждому человеку как можно более максимально открыть свои способности, стать богатым не только духовно, но и материально. Это обоюдовыгодная политика, она полезна и гражданину и обществу: гражданин находит свое место на рынке возможностей и его деятельность финансово обогащает и само общество, при этом, если общество в достаточной степени обогатилось, оно может выделять средства на социальные поддержки слабых слоев общества.
Став глобальным инструментом экономической интеграции России в мировую экономическую систему, а значит и инструментом глобализации как таковой, бизнес определил себя набором характерных особенностей:
- Доступность и всеобщность (в том числе массовость и тиражируемость).
- Гуманизм (в плане социального партнерства).
- Наглядный образец для подражания.
- Ступенчатость развития (шаговая преемственность). Ведь бизнес, по существу начинается с элементарнейших форм обычной торговли и по мере «эволюционного» а может быть и «революционного» развития может достигнуть своей наивысшей формы – мультинациональной корпорации.
- Научная обоснованность. Бизнес давно уже стал не только видом отношений между людьми, но и особым процессом, чье развитие, как уже давно определено, подвержено влиянию определенных законов, которые теоретически и научно подтвержденны.
- Технологическая глобализация. Новые информационные технологии, инновационный технический инструментарий, средства оргтехники и связи уже совершенно изменили лицо и поведение бизнеса, который сейчас приобрел несколько принципиально новых черт характера:
- он обладает возможностью эффективно функционировать согласно схемам: «не выходя из офиса» или «не выходя из дома»;
- он может работать в онлайн режиме и режиме реального времени, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году;
- он может вести полноценный внутренний всесторонний анализ своей деятельности и отслеживать все протекающие в нем процессы;
- он молниеносно реагирует на малейшие динамические изменения проходящих в нем процессов;
- увеличивается скорость выполнения протекающих в нем транзакционных процессов;
- он охватывает посредством современных телекоммуникаций все необходимые ему бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации, потенциальных клиентов и т. д.
Существенная роль современного бизнеса в функционировании общественных процессов выражается во многом его влиянием на общественное развитие. Вне зависимости от общественного уклада, установленного политического режима и доминирующих культурных, нравственных, этических и религиозных взглядов, каждое общество может существовать и успешно развиваться лишь при условии осуществления хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы некоторое воспроизводство его потенциала, что предполагает эффективную деловую активность и управление ею.
Ярко выражена и личностная функция бизнеса. Ведь именно он может помочь человеку раскрыться, найти свое место в жизни, придать уверенность своим жизненным амбициям, и на основе всего этого определить и свой смысл жизни.
Определена и политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных, возможно противоположных, интересов, в том числе – экономических. Деловой мир (крупные бизнесмены, менеджеры, представители среднего и мелкого бизнеса, соединенные в отраслевые или региональные организации) оказывает главенствующее влияние на принятие действующей политической элитой государственных решений; без их активного участия и поддержки, как правило, не обходится ни одна избирательная кампания или формирование органов государственной и муниципальной власти. Бизнес становится одним из главных факторов формирования и развития гражданского общества.
Современный бизнес осуществляет по отношению к социуму и лидерскую функцию. Его текущее положение, перечень задач, поведенческий стиль и методы осуществления хозяйственной деятельности очень сильно влияют на состояние жизни общества: общие настроения, коллективное поведение, жизненные цели, ценности, индивидуальные предпочтения индивидов, взгляды и т.д.
Существует и нравственная функция современного бизнеса. Этика деловых отношений играет исключительно важную роль в динамике нравственной культуры общества. Она влияет на построение всей нравственной культуры, становясь при этом своеобразным практическим трендом для нравственной культуры других сфер общественной жизни. Культурно-духовные традиции сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в определенное противоречие с нравственностью, реализующейся в практике деловых отношений, складывается критическая ситуация.
Очевидно, что в современном обществе бизнес выполняет важнейшую модернизационную функцию, обеспечивая не только экономические условия жизни и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не отметить, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции выполняется именно с помощью и на основе реальной практики деловой активности.
Деловой мир постоянно выступает главным связующим звеном во всех пластах современного общества, именно он во многом обеспечивает полноценную интеграцию и функционирования социума. Он поддерживает науку, образование, медицину, спорт, культуру, благотворительность и многое другое, что очень часто уже не может само по себе полноценно существовать и функционировать без попечительский и спонсорской помощи деловых кругов. Это выражается во взаимодействии с конкретными компаниями, корпорациями, финансовыми группами и отдельными индивидуальными предпринимателями. Такая форма социального партнерства наиболее была выражена и во времена дореволюционной России и сегодня. В периоды кризиса государство снижает помощь и финансирование социально-значимым отраслям и лишь только бизнес может помочь им пережить тяжелые времена.
Теоретические и практические основы бизнеса, менеджмента или организационного управления как эффективной технологии деловой активности сегодня стали одним из важнейших достижений цивилизационного опыта. Это проявляется как непрерывно совершенствующийся синтез теории и практики, анализа и интуиции, функциональных знаний и управленческих компетенций, способности выгодно вести дела с партнерами и клиентами и поддерживать заинтересованность сотрудников в достижении целей компании.
Бизнес проявляет себя как форма деловой активности в условиях рыночной экономики, ведь это логически осмысленная, динамичная, конструктивная и творческая форма человеческой деятельности. Бизнес способен создавать инновационные разновидности социальной жизни. Он формирует философию и правила жизни, и зачастую становится негласным законом жизни. Бизнес одновременно и притягателен и опасен. Он становится двигателем общественного развития и безнравственным потребителем всего того, что было создано человечеством за всю его многовековую историю.
Технология деловой активности может, изменяется пошагово и радикально, это основано на тех наблюдениях в преобразованиях делового мира, которые произошли за последние столетия (19 – 20 века). Именно в данный период бизнес прошел серьезную и радикальную эволюцию. Одновременно с этим бизнес и становится движущей силой развития и самого общества. Ведя себя, как настоящий живой организм, бизнес последовательно проходит все стадии развития. Все они необходимы, и итог каждого из этапов находит свое реальное место в жизнедеятельности компании.
Бизнесу нужна уравновешенная жизнь и система «гарантий» в нетронутости ее функциональных частей именно это будет реальной основой для деятельности и станет импульс для движения вперед и наполненность идеями для процветания.
Таким образом, современный бизнес это уникальная культура, родившаяся и нашедшая себя именно «сегодня» и именно «здесь», он становится агрегатом аккумулирующим запросы общества, регулятором и формой его поведения и одновременно становится мотором его развития. Его эволюционное и революционное развитие меняет мир, государственные отношения, культуру социума и жизнь личности, но так же из окружающего мира он получает и толчок к собственному развитию