Функции бизнеса в современном мире

№42-2,

Экономические науки

В статье рассматривается вопрос влияния современного бизнеса на жизнь общества, государства и личности. Выделяются его характерные особенности и функции: политическая, общественная, личностная, культурная и нравственная.

Похожие материалы

Сегодня бизнес стал не только профессией, он стал и жизненным ориентиром. Бизнес перевернул уклад жизни современного человека. Вольно и невольно мы следим за курсами валют, ценой на нефть, торгами на Forex, создаем бизнес-планы планируя определенные виды деятельности и т.п. Современные рыночные отношения уже давно стали общецивилизационной ценностью. Россия взяла курс (в том числе и в законодательной области) на то, чтобы помочь каждому человеку как можно более максимально открыть свои способности, стать богатым не только духовно, но и материально. Это обоюдовыгодная политика, она полезна и гражданину и обществу: гражданин находит свое место на рынке возможностей и его деятельность финансово обогащает и само общество, при этом, если общество в достаточной степени обогатилось, оно может выделять средства на социальные поддержки слабых слоев общества.

Став глобальным инструментом экономической интеграции России в мировую экономическую систему, а значит и инструментом глобализации как таковой, бизнес определил себя набором характерных особенностей:

  1. Доступность и всеобщность (в том числе массовость и тиражируемость).
  2. Гуманизм (в плане социального партнерства).
  3. Наглядный образец для подражания.
  4. Ступенчатость развития (шаговая преемственность). Ведь бизнес, по существу начинается с элементарнейших форм обычной торговли и по мере «эволюционного» а может быть и «революционного» развития может достигнуть своей наивысшей формы – мультинациональной корпорации.
  5. Научная обоснованность. Бизнес давно уже стал не только видом отношений между людьми, но и особым процессом, чье развитие, как уже давно определено, подвержено влиянию определенных законов, которые теоретически и научно подтвержденны.
  6. Технологическая глобализация. Новые информационные технологии, инновационный технический инструментарий, средства оргтехники и связи уже совершенно изменили лицо и поведение бизнеса, который сейчас приобрел несколько принципиально новых черт характера:
    • он обладает возможностью эффективно функционировать согласно схемам: «не выходя из офиса» или «не выходя из дома»;
    • он может работать в онлайн режиме и режиме реального времени, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году;
    • он может вести полноценный внутренний всесторонний анализ своей деятельности и отслеживать все протекающие в нем процессы;
    • он молниеносно реагирует на малейшие динамические изменения проходящих в нем процессов;
    • увеличивается скорость выполнения протекающих в нем транзакционных процессов;
    • он охватывает посредством современных телекоммуникаций все необходимые ему бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации, потенциальных клиентов и т. д.

Существенная роль современного бизнеса в функционировании общественных процессов выражается во многом его влиянием на общественное развитие. Вне зависимости от общественного уклада, установленного политического режима и доминирующих культурных, нравственных, этических и религиозных взглядов, каждое общество может существовать и успешно развиваться лишь при условии осуществления хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы некоторое воспроизводство его потенциала, что предполагает эффективную деловую активность и управление ею.

Ярко выражена и личностная функция бизнеса. Ведь именно он может помочь человеку раскрыться, найти свое место в жизни, придать уверенность своим жизненным амбициям, и на основе всего этого определить и свой смысл жизни.

Определена и политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных, возможно противоположных, интересов, в том числе – экономических. Деловой мир (крупные бизнесмены, менеджеры, представители среднего и мелкого бизнеса, соединенные в отраслевые или региональные организации) оказывает главенствующее влияние на принятие действующей политической элитой государственных решений; без их активного участия и поддержки, как правило, не обходится ни одна избирательная кампания или формирование органов государственной и муниципальной власти. Бизнес становится одним из главных факторов формирования и развития гражданского общества.

Современный бизнес осуществляет по отношению к социуму и лидерскую функцию. Его текущее положение, перечень задач, поведенческий стиль и методы осуществления хозяйственной деятельности очень сильно влияют на состояние жизни общества: общие настроения, коллективное поведение, жизненные цели, ценности, индивидуальные предпочтения индивидов, взгляды и т.д.

Существует и нравственная функция современного бизнеса. Этика деловых отношений играет исключительно важную роль в динамике нравственной культуры общества. Она влияет на построение всей нравственной культуры, становясь при этом своеобразным практическим трендом для нравственной культуры других сфер общественной жизни. Культурно-духовные традиции сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в определенное противоречие с нравственностью, реализующейся в практике деловых отношений, складывается критическая ситуация.

Очевидно, что в современном обществе бизнес выполняет важнейшую модернизационную функцию, обеспечивая не только экономические условия жизни и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не отметить, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции выполняется именно с помощью и на основе реальной практики деловой активности.

Деловой мир постоянно выступает главным связующим звеном во всех пластах современного общества, именно он во многом обеспечивает полноценную интеграцию и функционирования социума. Он поддерживает науку, образование, медицину, спорт, культуру, благотворительность и многое другое, что очень часто уже не может само по себе полноценно существовать и функционировать без попечительский и спонсорской помощи деловых кругов. Это выражается во взаимодействии с конкретными компаниями, корпорациями, финансовыми группами и отдельными индивидуальными предпринимателями. Такая форма социального партнерства наиболее была выражена и во времена дореволюционной России и сегодня. В периоды кризиса государство снижает помощь и финансирование социально-значимым отраслям и лишь только бизнес может помочь им пережить тяжелые времена.

Теоретические и практические основы бизнеса, менеджмента или организационного управления как эффективной технологии деловой активности сегодня стали одним из важнейших достижений цивилизационного опыта. Это проявляется как непрерывно совершенствующийся синтез теории и практики, анализа и интуиции, функциональных знаний и управленческих компетенций, способности выгодно вести дела с партнерами и клиентами и поддерживать заинтересованность сотрудников в достижении целей компании.

Бизнес проявляет себя как форма деловой активности в условиях рыночной экономики, ведь это логически осмысленная, динамичная, конструктивная и творческая форма человеческой деятельности. Бизнес способен создавать инновационные разновидности социальной жизни. Он формирует философию и правила жизни, и зачастую становится негласным законом жизни. Бизнес одновременно и притягателен и опасен. Он становится двигателем общественного развития и безнравственным потребителем всего того, что было создано человечеством за всю его многовековую историю.

Технология деловой активности может, изменяется пошагово и радикально, это основано на тех наблюдениях в преобразованиях делового мира, которые произошли за последние столетия (19 – 20 века). Именно в данный период бизнес прошел серьезную и радикальную эволюцию. Одновременно с этим бизнес и становится движущей силой развития и самого общества. Ведя себя, как настоящий живой организм, бизнес последовательно проходит все стадии развития. Все они необходимы, и итог каждого из этапов находит свое реальное место в жизнедеятельности компании.

Бизнесу нужна уравновешенная жизнь и система «гарантий» в нетронутости ее функциональных частей именно это будет реальной основой для деятельности и станет импульс для движения вперед и наполненность идеями для процветания.

Таким образом, современный бизнес это уникальная культура, родившаяся и нашедшая себя именно «сегодня» и именно «здесь», он становится агрегатом аккумулирующим запросы общества, регулятором и формой его поведения и одновременно становится мотором его развития. Его эволюционное и революционное развитие меняет мир, государственные отношения, культуру социума и жизнь личности, но так же из окружающего мира он получает и толчок к собственному развитию

Список литературы

  1. Рейдель Л.Б. Правовая сторона маркетинговой политики / Л.Б. Рейдель, В.А. Векслер // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 307-309.
  2. Рейдель Л.Б. Принципы регулирования рынка образовательных услуг / Л.Б. Рейдель, В.А. Векслер // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 2. С. 36-41.
  3. Тульчинский, Г. Л.. Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд / Тульчинский Г. Л., Терентьева В. И. – Москва : Вершина, 2006. – 352 с.
  4. Эволюция современного бизнеса: новые правила игры / Bizscool. URL: http://www.bizschool.ru/ (дата обращения 08.01.2014).