Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц при их создании

№124-1,

Юридические науки

В данной статье представлены проблемы правового регулирования государственной регистрации юридических лиц при их создании. А также определены возможности решения обозначенных проблем.

Похожие материалы

Большинство нормативных правовых актов, регулирующих процесс возникновения новых субъектов правоотношений — юридических лиц, были приняты минимум за семь-одиннадцать лет до принятия Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и, помимо устарели, установлены только основные принципы государственной регистрации юридических лиц.

Необходимость единого правового регулирования государственной регистрации образования юридических лиц была очевидна. В то же время принятый федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» изначально не оправдал возложенных на него ожиданий: «Закон не содержит многих положений, которые, по логике, следовало бы в него включить. оставил много проблем нерешенными.

Р. Садеков предлагает предоставить возможность выбора самим кандидатам: желающие зарегистрироваться пишут заявление установленной формы, что обязуются пройти все необходимые учреждения после государственной регистрации (дополнительные бюджетные средства). И тогда налоговые органы не присылают информацию об этих юридических лицах, а дают право организациям пройти этот этап самостоятельно.

Для тех, кто доверяет почте и не особо заинтересован в быстром получении всего пакета документов, будет уместна новая процедура, и время покажет, какой из этапов более перспективен. С одной стороны, такой вариант решит проблему и, в то же время, похоже, что этот институт в первую очередь нарушит принцип «одного окна», окончательно оформленный в нашем государстве, как единичный принцип правового регулирования особенностей создания юридических лиц [1].

Помимо нововведения в законодательстве, следует отметить еще одно изменение в правовом регулировании, касающееся тематического состава отчетов о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, в настоящее время только следующие лица могут подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании и нести ответственность за любые нарушения правовых норм о создании юридических лиц:

  • руководитель зарегистрированного юридического лица или иное лицо, имеющее право действовать от имени этого юридического лица без доверенности;
  • учредитель юридического лица;
  • руководитель юридического лица, выступающий учредителем зарегистрированного юридического лица;
  • другое лицо, действующее на основании соответствующих полномочий [3].

Также очень важно решить проблему «оформления учредительных документов». Ранее, до введения нового порядка государственной регистрации юридических лиц, регистрировался не только факт создания юридического лица, но и учредительные документы, прошедшие соответствующий контроль в регистрирующем органе, с положительным статусом. . В результате новое юридическое лицо получило свидетельство о регистрации и один экземпляр учредительных документов организации с подписью регистрирующего органа, второй экземпляр остался в регистрационных файлах юридического лица. Новая процедура позволила избежать вопроса проверки и регистрации учредительных документов.

С одной стороны, как отмечает В. Казакова, учредительный договор юридического лица заключен, а устав утвержден его учредителями (участниками). Эти документы являются оригиналами учредительных документов юридического лица. Действующее законодательство не содержит дополнительных требований к оформлению учредительных документов. При этом заверять учредительные документы регистрирующим органом не нужно.

В то же время данное положение, похоже, не соответствовало особенностям российского предпринимательства, поскольку организация имела возможность заверять учредительные документы самостоятельно, не предоставляя контрагентам достаточных доказательств подлинности и достоверности их содержания [2].

Помимо обсуждаемых положительных моментов, есть некоторые из тех проблем, которые еще не решены. Основными проблемами являются:

Изготовление печати организации. Исходя из назначения печати, можно предположить, что она должна гарантировать и подтверждать правовой статус юридического лица. В связи с этим представляется целесообразным установить порядок регистрации печати юридического лица на федеральном уровне. Обязанность зарегистрировать печатный дизайн передается регистрирующему органу. Кроме того, представляется необходимым хранить данные о количестве печатей, произведенных организацией, а также образец их следа в регистрационном файле юридического лица.

Еще одна лазейка в нормах действующего законодательства — это недееспособность учредительных документов, подаваемых на государственную регистрацию. Основная проблема при создании юридических лиц — это вопрос названия компании. На данный момент нет законодательной возможности предотвратить появление организаций не только с похожими наименованиями, но и с одинаковыми наименованиями, которые также не отвечают потребностям современного экономического оборота [4].

Анализируя выявленные проблемы, можно определить основные направления совершенствования правового регулирования Государственного реестра юридических лиц:

  • Необходимо на законодательном уровне установить обязанность регистрирующего органа проводить юридическую экспертизу учредительных документов создаваемого юридического лица, подлежащего государственной регистрации. Кроме того, данную проверку следует проводить перед внесением сведений о новом объекте закона в Единый государственный реестр юридических лиц.
  • Желательно возложить на регистрирующий орган обязанность зарегистрировать эскиз печати и хранить в регистрационном файле юридического лица данные о количестве печатей, изготовленных организацией, а также образец его отпечатка пальца.
  • Возложение на регистрирующий орган функций контроля за использованием фирменных наименований организациями, но для этого помимо внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимо принятие и другого закона — Федерального закона «О регистрации и использовании фирменного наименования юридического лица».
  • Представляется крайне необходимым увеличить перечень причин отказа в государственной регистрации. В частности, целесообразно предусмотреть обязанность органа реестра выдать решение об отказе в государственной регистрации создания юридического лица, если наименование совпадает с названием существующей организации, при отсутствии соглашения об использовании слов «Россия», «Российская Федерация», «федеральный» в наименованиях юридических лиц, если документы, представленные с требованиями законодательства, не соответствуют требованиям.

Таким образом, рассмотрена наиболее актуальная организационная проблема в сфере отношений по государственной регистрации юридического лица Российской Федерации.

Список литературы

  1. Еремина А.П. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей / А.П. Еремина // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — №10. — С. 175-176.
  2. Конищева Т. Регистрация пройдет по-новому // Российская газета. 2020. № 28. С. 6
  3. Ломакин Д.В. О проекте федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" // Законодательство. 2019. № 6
  4. Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Гражданин и право. 2019. № 11.
  5. Хомкалова А.А. Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей / А.А. Хомкалова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2016. — №3. — С. 65-66.