Социально-педагогические условия социализации учащихся в учреждениях дополнительного образования

№125-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются проблемы социализации учащихся в учреждениях дополнительного образования. выявлены уровни социализации, раскрыты социально-педагогические условия и принципы, на которых они основаны. Актуальность исследования заключается в том, что рассмотрены условия социализации учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Похожие материалы

Анализируя социокультурное развитие современного общества, оценивая перспективы развития нашей страны в целом, прежде всего, привлекает внимание то, каким вырастает новое поколение, какими духовными ценностями, нравственными идеалами будет наполнена его жизнь, и какие личностные качества необходимо формировать у подрастающего в современных условиях жизни.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются учреждения дополнительного образования детей. Однако в последние годы в деятельности учреждений дополнительного образования наблюдается ослабление воспитательных функций за счет усиления образовательных акцентов.

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы ставит перед педагогами системы дополнительного образования задачу интеграции в мировое культурное и образовательное пространство. Учебно-воспитательная среда является той стратегической точкой роста личности учащегося, благодаря которой создаётся мощный человеческий ресурс [1].

В соответствии с Типовыми правилами деятельности видов организаций дополнительного образования для детей в РК «Организация дополнительного образования (ОДО) для детей — это организация образования, реализующая образовательные учебные программы дополнительного образования в целях удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями в интересах личности, общества и государства» [2].

Поскольку под «дополнительным» обычно понимается образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно, то многими исследователями дополнительное образование также трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ» [3].

В работах российского исследователя В.А. Березиной рассматривается дополнительное образование детей как средство их творческого развития и говорится, что «уровень сформированности творческой личности в современном обществе должен быть высок настолько, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни, быть хозяином своей судьбы» [4]. Дополнительное образование воспитывает, развивает и способствует опосредованной социализации личности ребенка на всех этапах его взросления. Внешкольные организации, по мнению ученого Е.Н. Медынского, представляют собой соединение людей (коллективов) с целью сотрудничества и взаимопомощи в деле внешкольного образования [5].

Деятельность учреждения дополнительного образования имеет некоторые особенности, в отличие от общеобразовательного учреждения:

  • разновозрастной, сменяемый коллектив учащихся из разных школ;
  • ограниченность во времени (приходят по расписанию на определенное количество часов после уроков, а еще нужно готовить домашние задания);
  • целенаправленность визита (в конкретное учебное объединение);
  • общение в рамках своего объединения;
  • свободный выбор объединения и переход из одного в другое.

Направленность государственной политики на целостность воспитания учащегося как гражданина Республики Казахстан и обеспечение его конституционных прав нашли отражение в Государственной программе «Рухани Жаңғыру» [6]. В данном документе воспитание подрастающего поколения рассматривается как одна из основных стратегических и приоритетных задач развития современного казахстанского общества, составляющая фундаментальную основу государственной политики. Целью воспитания, при этом, является создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации личности дошкольника, школьника и студента как гражданина и патриота Республики Казахстан, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

В организации дополнительного образования социализация реализуется через воспитательный процесс — «целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями» [7].

В свою очередь воспитательный процесс реализуется в ходе воспитательной деятельности — «целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации, а также вид педагогической деятельности, осуществляемой отдельным педагогом либо педагогическим коллективом» [8].

Целью воспитательной деятельности в организациях дополнительного образования является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося — личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально — мобильной, востребованной в современном обществе.

Воспитательная деятельность — система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. Воспитательная деятельность — вид социальной деятельности, направленный на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития человека [9].

В жизни каждая личность обречена на «жизнетворчество»! Но готовность решать возникшие проблемы и нести ответственность за них не могут возникнуть сами по себе, они складываются в социально-педагогических условиях социализации в учреждениях дополнительного образования. Важнейшей функцией дополнительного образования является социализация подрастающего поколения, формирование будущего поколения граждан страны и обеспечением современно развитой личности.

В учреждениях дополнительного образования детей направляют на формирование и развитие творческих способностей, на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом самосовершенствовании, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени.

В учреждениях дополнительного образования стараются создать условия для адаптации к жизни в обществе, в профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.

Социально-педагогические условия социализации в условиях дополнительного образования представляют единый процесс в усвоении личностью определенных систем знаний, норм и ценностей, которые позволяют личности быть и функционировать как полноправный член общества, в процессе активного воспроизведения личностью различного социального опыта и в преобразовании реально существующих отношений.

Под термином «социализация» подразумевается понимание всего многогранного процесса в жизни человека, которое включает в себя биологические предпосылки и непосредственное вхождение индивида в социальную среду, которая предполагает следующие факторы — социальное познание, общение и овладение, в навыках практической деятельности и включает в себя как предметный мир вещей, так и всю совокупность социального функционирования, ролей, норм, прав и обязанностей [8].

В учреждениях дополнительного образования работа построена таким образом, чтобы обеспечить успешную социализацию детей и подростков в дальнейшей жизни. Деятельность учреждений дополнительного образования стремится к комплексному и целенаправленному решению задач в социализации современного ребенка. Основной целью социально-педагогических условий социализации в учреждениях дополнительного образования является формирование социально активных и ответственных граждан, способных творить и осваивать социальный опыт, который способна изменить действительность личность самостоятельно и в сотрудничестве с другими людьми и обществом.

Социально-педагогические условия социализации в учреждениях дополнительного образования выполняют три основные задачи:

  1. Интегрирование индивида в общество, а также и в различные типы социальных общностей через привитие личности элементов культуры, норм и ценностей в обществе;
  2. Способность взаимодействовать с людьми вследствие принятия им различных социальных ролей;
  3. Сохранение общества, воспроизведение и передача культуры от поколения к поколению через убеждения и показы общепринятых соответствующих образцов поведения основанных на общечеловеческих ценностях.

Дети, которые занимаются творчеством, имеют возможность проявлять себя в различных жизненных ситуациях, могут реализовывать свои личностные таланты, способности и задатки, они учатся взаимодействовать в обществе, сотрудничать со старшими и ровесниками, лучше преодолевают жизненные сложности, которые мешают им в получении результатов. Вовлеченность детей в дополнительное образование (кружки, студии, секции) способствует самодисциплине, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного положительного проведения свободного времени.

Основными принципами социально-педагогических условий социализации детей в учреждениях дополнительного образования являются:

  • гармонии в общечеловеческих и реальных социальных ценностях и в организации жизнедеятельности ребенка;
  • самореализации ребенка;
  • включенности подростка и детей в реальные социально значимые отношения в социуме;
  • взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

Дополнительное образование отличается от основного школьного образования тем, что нет определенных предметов и строгих программ, дети могут самостоятельно выбирать себе занятия по интересам, по душе, что способствует в дальнейшем развитию коммуникативных способностей ребенка Это одна из важнейших составляющих, которая способствует адаптации и лучшему вхождению в коллектив ребенка.

В дополнительном образовании в структуру работы входит добровольное объединение в детские группы, что создаёт условия для успеха ребёнка, а также активности и интересов в деятельности и сотрудничестве со взрослыми, что благотворно влияет на изменение личности детей. В структуру личностно-ориентированного подхода входит сотрудничество детей и взрослых, что позволяет удовлетворять образовательные и социокультурные запросы разных категорий и возрастов детей.

Большую часть внимания на занятиях уделяется созданию «зоны» комфорта в психологической среде, что позволяет реализовать социально-образовательную реабилитацию детей, которые не могут активно проявлять себя в школе. В разнообразных видах деятельности ребенок может раскрыться, несмотря на застенчивость, пассивность, заниженную самооценку. Использование широкого спектра образовательных программ позволяет ребёнку удовлетворить постоянно меняющиеся личные социокультурные и образовательные потребности, постоянно меняющиеся в современном мире, а также способствуют развитию детей со способностями и особыми образовательными потребностями.

Социально-педагогические условия социализации в учреждениях дополнительного образования реализуются через вовлечение детей в различные активные виды деятельности, что способствует дальнейшему профессиональному выбору, творческому развитию, усвоению навыков здорового образа жизни и общечеловеческих ценностей. Это происходит через участие ребёнка в разнообразных формах работы в учреждении дополнительного образования, что способствует формированию таких социально важных качеств личности, как инициативность, самостоятельность. В современном мире эти качества имеют огромное значение, они очень востребованы и помогают ребенку в дальнейшей жизни достигать вершин в развитие личности. Распространенными и активными формами в работе дополнительного образования являются фестивали, праздники, выставки, акции, конкурсы, концерты, а также волонтерская работа.

Огромное значение в реализации социально-педагогических условий социализации ребенка является волонтерская работа. Ребенок участвует в добровольной волонтерской работе учится необходимым в жизни каждого человека таким качествам, как самостоятельность, умение принимать решение, вживаться в коллектив, к взаимодействию в социуме со сверстниками, умению руководить процессом и подчиняться, помогать другим на добровольной безвозмездной основе, быть решительным и привлекать других к осуществлению собственных целей. Моциональные переживания, вызванные участием в общем деле, дают возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, патриотом, человеком долга, совести и чести.

В данное время выделяют следующие уровни социализации: низкий, средний, высокий. Низкий — это первый уровень, для него характерны очень слабые навыки межличностного взаимодействия в социуме, неэффективный подход к выстраиванию отношений со сверстниками и взрослыми, трудность в общении, неумение устанавливать контакт с окружающими, нерешительность по отношению обозначения своих позиций, полное отсутствие взаимоотношений в совместной деятельности.

Средний — второй уровень, для него характерны проявление познавательной активности ребенка к социуму, избирательный подход к регулированию отношений, в основу которых входит усвоение социальных норм, в умении устанавливать свои ориентиры в сложившихся ситуациях, к установке своих позиций в социуме, взглядов на происходящее и к оценке совместных самостоятельных действий.

Высокий — третий уровень, в основу этого уровня входит ярко выраженное стремление к знаниям общечеловеческих ценностей, отношений, в общении со взрослыми и сверстниками, в умении проявлять и регулировать свои отношения, к взаимодействию и коммуникативности в соответствию с ситуацией, к оценке своих достижений и действий, к корректировке поведения, к обладанию высокого уровня саморегуляции в социуме.

Все три уровня взаимосвязаны между собой. Данная характеристика позволяет наиболее качественно проследить процесс социализации детей в условиях дополнительного образовательного учреждения. В эффективную социализацию включают успешную адаптацию человека в обществе и умение противостоять обществу или коллективу, которые мешают личности к самоутверждению, саморазвитию и самореализации. Успешность в социализации образовательного пространства и социума основывается на тесном сотрудничестве педагогов, родительской общественности и самих детей.

Все победы и достижения ребенка в конкурсах, выставках, акциях, волонтерской работе, соревнованиях и других мероприятиях — это личные результаты, которые способствуют успешности в дальнейшей жизни ребенка и свидетельствуют о высоких результатах социально-педагогических условиях социализации в условиях дополнительного образования и воспитание у них всех необходимых качеств личности и общечеловеческих ценностей.

К примеру, в настоящее время в ОЦТДЮ (Областной Центр творчества детства и юношества) активно осуществляется система специальных конкурсов, фестивалей, выставок для детей области, которая позволяет развивать и реализовать индивидуальные способности, способствует творческому становлению личности ребенка.

В целях обеспечения прав детей и учащихся молодежи в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществления правового просвещения проводятся круглые столы, встречи. Решая задачи социализации личности Центр ежегодно проводит фестиваль детских социальных инициатив.

Для различных возрастных категорий учащихся общеобразовательных школ города проводятся игровые, познавательно-развлекательные программы, творческие мастерские: «Мальчишки и девчонки», «Нурсулу», «Ах, какие наши дети!», «Новогодний Калейдоскоп», «Рождественские встречи», игры школьной лиги КВН.

Для родителей обучающихся и привлечения новых воспитанников ежегодно проводится День открытых дверей, отчетные концерты, родительские собрания.

Концепция «Творчество неотделимо от каждодневной жизни человека и общества в целом», которой руководствуется педагогический коллектив, а также использование вариативных программ, высокий профессионализм руководителей — все это в комплексе позволяет творческим коллективам ОЦТДЮ добиваться ежегодных успехов в конкурсах вокального, хореографического, научно-технического, художественного и изобразительного творчества различного уровня.

Таким образом, разработанные методики исследования, разработка социально-педагогических условий учащихся в учреждениях дополнительного образования позволяют сделать вывод, что деятельность педагогов в основном сводится к ежегодной разработке и коррекции дополнительных образовательных программ, подготовке выступлений в рамках конференций и семинаров, мастер-классов. Анализ плана и конспектов учебно-воспитательных мероприятий педагогов дополнительного образования показал, что основными их видами являются: отчетные концерты, конкурсы и фестивали, традиционными являются формы и методы проведения учебных занятий, применяются новые педагогические технологии, что способствует повышению уровня социализации учащихся. проводятся воспитательные мероприятия с участием родителей.

Список литературы

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Астана, 2019. — http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988/links#to
  2. Типовые правила деятельности видов организаций дополнительного образования для детей. http://online.zakon.kz.
  3. Закон Республики Казахстан от 09.04.16 г. № 501-V «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2017 г.). — https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747&show_di=1
  4. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан http://www.zakon.kz.
  5. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А. Березина. — М.: Диалог культур, 2007. — 512 с.
  6. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника . — М., 2018. — 249 с.
  7. Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру». — Астана, 2019. — https://nao.kz/loader/fromorg/2.
  8. Степанов Е.Н. (ред) Воспитательный процесс: изучение эффективности. Главная. Педагогика, воспитание детей. ... М.: ТЦ "Сфера", 2001, 128 с.
  9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57 Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  10. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. — Кемерово, 2020. — С. 97.
  11. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей, Изд-во: М.: Владос, 2004 г., 224 с.