Устав муниципального образования: проблемный аспект

№18-1,

юридические науки

Статья посвящена выявлению проблемных моментов уставов муниципальных образований.

Похожие материалы

Устав муниципального образования - это учредительный акт локального регулирования, действующий на строго ограниченной территории, в котором определяются предметы ведения местного самоуправления; территориальное устройство; статус органов местного самоуправления; порядок их формирования и взаимодействия; их полномочия и ответственность; правовая экономическая и финансовая основы их деятельности; формы прямого волеизъявления населения муниципального образования; другие конкретные вопросы организации местного самоуправления [1].

Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. В соответствии со ст. 28 указанного Федерального Закона проект устава муниципального образования должен быть вынесен на публичные слушания. Негативным моментом здесь является тот факт, что публичные слушания, как правило, проводятся с очень низкой явкой жителей, поэтому какой-либо дискуссии не получается.

Следующим проблемным аспектом является государственная регистрация уставов муниципальных образований. В соответствии с ч. 6 ст. 44 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»[4] регистрирующий орган:

  1. проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;
  2. проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
  3. присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;
  4. выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;
  5. включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

  1. устав муниципального образования;
  2. решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;
  3. сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан).

Однако на практике встречаются проблемы правового и организационного характера, связанные с процессом регистрации уставов муниципальных. Так, в Республике Дагестан органами государственной власти республики зарегистрированы уставы муниципальных образований, вид которых федеральным законом не предусмотрен. Несмотря на отрицательное заключение отдела законодательства субъектов Российской Федерации и регистрации уставов муниципальных образований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу, в Республике, в соответствии со ст. 39.1 Закона Республики Дагестан «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан», установлены границы и наделено статусом «муниципальный участок» муниципальное образование «Бежтинский участок» в составе Цунтинского района, а также статусом «сельское поселение» наделены муниципальные образования, входящие в состав «муниципального участка». Разумеется, в перерегистрации устава муниципального образования указанного «муниципального участка» отказано [2].

Структура устава муниципального образования четко определяется в ч. 1 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой уставом муниципального образования должны определяться:

  1. наименование муниципального образования;
  2. перечень вопросов местного значения;
  3. формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
  4. структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  5. наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
  6. виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  7. срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
  8. виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  9. порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  10. порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. Однако и здесь не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Так, как отмечает ряд исследователей [6], в абсолютном большинстве уставов муниципальных образований отсутствуют дефиниции основных понятий, поэтому, думается, что в уставе муниципального образования должны быть закреплены дефиниции отдельных понятий, чтобы на практике не возникало никаких сложностей или разногласий.

Кроме того, как обоснованно отмечает А.Ю. Чермит на структуру уставов муниципальных образований существенную роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые хотя и не могут предписывать муниципалитетам использовать ту или иную форму, однако предлагаемые рекомендации (как правило, в виде типовых, модельных проектов уставов муниципальных образований) настолько сильны, что абсолютное большинство уставов муниципальных образований в конкретном субъекте Российской Федерации очень похожи друг на друга [5]. Таким образом, очевидно, что на практике имеет место нарушение принципа самостоятельности местного самоуправления, который провозглашен в ст. 130 Конституции Российской Федерации.

Список литературы

  1. Алексеев И. А., Сергеева К. О. Правовая природа и юридические свойства муниципального образования по законодательству Российской Федерации / И. А. Алексеев, К.О. Сергеева. // Юридическое образование и наука. – 2012. – № 3. – С. 26 – 29
  2. Палазян А.С. Устав муниципального образования: проблемы структурирования, принятия и государственной регистрации / А.С. Палазян // Общество и право. – 2011. – N 5. – С. 46 – 49
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2003. N 40. Ст. 3822.
  4. Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» // Собрание законодательства РФ. 2005, N 30 (ч. 1). Ст. 3108.
  5. Чермит А.Ю. Правотворческая практика представительных органов местного самоуправления по структурированию уставов муниципальных образований и их технико-юридическое выражение /А.Ю. Чермит // Общество и право. – 2011. – N 3. – С. 100 – 104.
  6. Щепачев В.А. Совершенствование правовой работы в представительном органе местного самоуправления / В.А. Щепачев // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – N 21. –С. 28 –32