Избирательные системы субъектов РФ, применяемые на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

№18-1,

юридические науки

Статья посвящена анализу избирательных систем, применяемых на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Похожие материалы

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно выбрать избирательную систему, которая будет применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Пропорциональная избирательная система применяется довольно редко. Примером может служить Калужская область. Так, согласно статье 3 Закона Калужской области «О Законодательном Собрании Калужской области» депутаты Законодательного Собрания избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством [1]. Положительной стороной этой системы выборов обычно называют структурированность законодательного (представительного) органа, меньшую зависимость партий и представляющих их депутатов от внешних источников воздействий я. К недостаткам относят: плохую связь депутатов с избирателями; присутствие в списках депутатов людей малоизвестных, ставших кандидатами по воле случая; выполнение региональными партиями роли «личной гвардии» конкретного лидера (губернатора, мэра или кого-то еще) [7].

Смешанная избирательная система по данным Т.Ю. Нырковой является в настоящее время самой распространенной, причем чаще всего применяется сочетание мажоритарной системы относительного большинства в одномандатных избирательных округах и пропорциональной избирательной системы [5]. Примером может послужить Республика Хакасия. В соответствии со статьей 7 Закона Республики Хакасия «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» в Верховный Совет Республики Хакасия избирается 50 депутатов. 25 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, 25 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты Верховного Совета, выдвинутые избирательными объединениями [2]. Другим примером может послужить Красноярский край. Согласно статье 2 Уставного Закона Красноярского края «О Законодательном Собрании Красноярского края» Законодательное Собрание в соответствии с Уставом края состоит из 52 депутатов, избираемых населением Красноярского края на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. 22 депутата Законодательного Собрания избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории края, за исключением территорий административно-территориальных единиц с особым статусом — территорий Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов, 2 депутата избираются по двухмандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом — территории Таймырского Долгано-Ненецкого района, 2 депутата избираются по двухмандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом — территории Эвенкийского района, 26 депутатов избираются по единому образуемому на всей территории края краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями [6]. Как видим, в данном субъекте установлена более сложная избирательная система, применяемая на выборах депутатов законодательного (представительного) органа.

Довольно интересная избирательная система применялась на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти в некоторых субъектах РФ. Так, например, в Свердловской области до 2011 года депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области избирались по единому избирательному округу, включающему в себя территорию Свердловской области в целом, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области избирались на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Свердловской области [3]. То есть одна палата Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области избиралась полностью по пропорциональной системе, другая – полностью по мажоритарной. В настоящее же время Законодательное собрание Свердловской области формируется следующим образом: по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Свердловской области, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избираются 25 депутатов Законодательного Собрания Свердловской области. По одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Свердловской области, избираются 25 депутатов Законодательного Собрания Свердловской области [4].

Таким образом, субъекты вправе сами выбрать избирательную систему, по которой будут формироваться законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, и абсолютное большинство субъектов РФ выбирают смешанную избирательную систему.

Список литературы

  1. Закон Калужской области от 11.06.2003 N 215-ОЗ «О Законодательном Собрании Калужской области» // Весть. N 153.2003.
  2. Закон Республики Хакасия от 09.06.2012 г. № 50-ЗРХ «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» // Вестник Хакасии. 2012. N 51 (1283).
  3. Закон Свердловской области от 29.04.2003 N 10-ОЗ (ред. от 25.03.2011) «Избирательный кодекс Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области.2003. N 4 (2003). Ст. 219.
  4. Закон Свердловской области от 29.04.2003 N 10-ОЗ (ред. от 17.10.2013) «Избирательный кодекс Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области.2003. N 4 (2003). Ст. 219.
  5. Ныркова Т.Ю. Избирательные системы в субъектах РФ: становление, тенденции развития / Т.Ю. Ныркова – Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2011. – 261 с.
  6. Уставный закон Красноярского края от 29.01.2009 N 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края". 2009. N 9(305).
  7. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: Юрист, 2003. - 536 с.