Проблемы финансового контроля в Российской Федерации

№126-1,

экономические науки

В статье обозначены основные проблемы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, в частности: рассмотрена проблемаопределения основных теоретических положений финансового контроля, выявлена проблема закрепления системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации. Также проанализированы проблемы, возникающие в практической деятельности контрольных органов.

Похожие материалы

В данной статье отражены проблемы организации финансового контроля в современной России, обращено внимание на направления деятельности финансовых органов и их результаты, проведен анализ результатов финансового контроля за период 2015-2020, а так же предложены пути совершенствования системы финансового контроля.

На фоне современного состояния государственных финансов в Российской Федерации все ярче проявляется проблема в организации и осуществлении контроля за их получением, распределением и использованием. Ее решение становится в ряд наиболее важных стратегических задач реформирования системы управления государственными средствами, без которого невозможно дальнейшее нормальное устойчивое развитие нашего государства. Более того, ни одна из имеющихся социально-экономических проблем не будет решена до тех пор, пока не будет наведен должный порядок в финансовой сфере, пока системе финансового контроля не будет придана надлежащая надежность, и она не станет стабильной и устойчивой.

На сегодняшний день отсутствует целостная, адекватная современным условиям и уровню социально-экономического развития Российской Федерации, система финансового контроля. Компоненты этой системы законодательно не закреплены, хотя в научных исследованиях данному вопросу уделяется повышенное внимание. Причем в научной литературе встречается большое количество разнообразных элементов системы финансового контроля и их комбинаций.

Так, например, В.В. Бурцев считает, что систему финансового составляют следующие «основные элементы:

  • теоретическая база (определения понятий, принципы, цели, задачи, виды государственного финансового контроля, требования и т.д.);
  • нормативная база, методическое обеспечение;
  • организационные структуры (включая их звенья — статус и порядок взаимосвязей последних);
  • научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение;
  • финансовое обеспечение и материально-техническое (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы, помещения, техника и т.д.);
  • информационно-коммуникативная инфраструктура (система коммуникаций, информационное обеспечение)».

Н.П. Ефимовой предложена несколько иная система финансового контроля, обязательными элементами которой, по мнению автора, являются: «предмет контроля; принципы контроля; субъект контроля; объект контроля; процесс контроля; метод (методики) контроля; техника и технология контроля; сбор и обработка исходных данных для проведения контроля; результат контроля и затраты на его осуществление; субъект, принимающий решение по результатам контроля, но это может быть и субъект контроля, и принятие решения по результатам контроля».

Существует еще одна точка зрения, обозначенная С.И. Лушиной, В.А. Слеповой, согласно которой система финансового контроля должна включать в себя следующие компоненты:

I компонент → правовая база (законодательные и иные нормативные правовые акты);

II компонент → органы, на которые возложено проведение финансового контроля;

III компонент → методы осуществления финансового контроля.

Эффективность финансового контроля ‒ сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями. Совокупность объективных последствий финансового контроля, ‒ это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности.

Результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты:

  • длительность проверок;
  • число участвующих в проверках лиц;
  • различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т.п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность.

Понятие эффективности финансового контроля тесно связано с понятием его результативности, поскольку результативность является ее главным критерием. От критерия результативности неотделим критерий действенности финансового контроля. Критерий действенности финансового контроля отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество.

Критерии эффективности финансового контроля: результативность, действенность, экономичность ‒ позволяют судить о ней только в общей форме. Конкретно оценивать практические результаты финансового контроля помогают разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей — показателей, отражающих степень воздействия финансового контроля на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, которые могут быть подразделены на количественные и качественные.

Эффективность деятельности Счетной палаты РФ в 2012-2020 гг. по следующим критериям: результативность, действенность, экономичность.

Каждый из названных критериев может быть оценен количественно, и это весьма важно для оценки как эффективности работы Счетной палаты РФ в целом, так и ее отдельных подразделений. Критерий результативности можно выразить как отношение нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации к количеству подготовленных предписаний и представлений. Результаты расчетов показаны в табл. 1. Согласно табл. 1, наименьший критерий приходится на 2006 г., когда нарушения законодательства были минимальны за все рассмотренные года, а количество предписаний держалась на достаточно высоком уровне. Наименьшую результативность (наибольшее значение критерия результативности) показывает работа Счетной палаты РФ в 2016 г., это объясняется высоким уровнем нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере. Действительно, стоит отметить, насколько сильно возросли нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере РФ с 2015 г. по 2020 г., а именно на 391,2 млрд. руб. Однако количество предписаний и представлений в сравнении с 2015 г. уменьшилось на 103, что говорит о снижении результативности, т.е. нарушения растут, а количество предписаний уменьшается.

Таблица 1. Значения критерия результативности деятельности счетной палаты РФ за 2015-2020 гг.

Критерий

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Нарушения законодательства

в финансово-бюджетной

сфере РФ, млрд. руб.

122,7

82,3

132,3

94,6

238,3

483,9

Количество подготовленных представлений и предписаний, шт.

436

392

391

267

320

333

Критерий результативности

0,28

0,21

0,34

0,35

0,74

1,45

Таким образом, для выведения российского государственного финансового контроля на уровень развитых государств, где финансовый контроль действительно эффективен, необходимы существенные преобразования в системе финансового контроля.

Итак, для формирования развитой системы финансового контроля следует предпринять ряд важных шагов:

  • сформировать системную и завершенную нормативно-правовую базу, подвергнув систему финансового контроля четкой стандартизации;
  • провести реформу в организационных структурах финансового контроля; привести методологическую основу в соответствие с современными условиями;
  • сформировать новую систему процедур контроля;
  • создать целостные научно-исследовательскую и учебную базы;
  • организовать соответствующую информационно-коммуникационную инфраструктуру;
  • обеспечить материально-техническое и финансовое функционирование контролирующих органов.

Законодательная база государственного финансового контроля включает в себя соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие работу органов финансового контроля. Однако данные акты, имеющие в большинстве своем локальный характер, лишь обеспечивают возможность создания некоей объединенной правовой базы, справедливой для всей системы государственного финансового контроля и способной обеспечить ее дальнейшее реформирование и развитие. Логичнее и последовательнее было бы разработать единый и общий для всей системы финансового контроля нормативно-правовой документ, отталкиваясь от которого возможно дальнейшее создание отдельных контрольных актов. При этом изменению подвергнутся существующие структуры и органы финансового контроля, а также будут созданы дополнительные органы.

Проблему отсутствия единой законодательной базы можно решить с помощью федерального закона о финансовом контроле. В законе обязательно должны быть предусмотрены и четко определены: понятие финансового контроля; единые принципы финансового контроля; перечень органов финансового контроля, их функции, сфера деятельности и порядок взаимодействия; классификация нарушений и недостатков, выявляемых финансовым контролем; порядок принятия контрольных мер и санкций по выявленным нарушениям.

Поскольку основные контрольные функции в области финансового контроля возложены на структурные подразделения Министерства финансов, необходимо четкое законодательное закрепление компетенции каждого из них. Помимо разделения полномочий этих подразделений, необходимо четко определить порядок их взаимодействия.

Эффективный контроль возможен только при взаимодействии всех видов финансового контроля — парламентского, административного и независимого. Регулирующим нормативным правовым актом в этом случае может стать специальный указ, устанавливающий порядок взаимодействия органов государственного и негосударственного контроля.

Необходимо упорядочить систему органов государственного финансового контроля исполнительной власти, разграничить функции между ними и даже отдельными их подразделениями. Сегодня этот вопрос особенно актуален во взаимоотношениях между подразделениями Министерства финансов России, налоговых и других органов, которые непосредственно осуществляют государственный финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Становится почти необходимостью создание специального совета, основной функцией которого будет координация работы органов финансового контроля. В состав данного совета войдут представители законодательной и исполнительной власти федерального уровня, представители судебно-правовой системы, руководители контролирующих органов и их подразделений, представители налоговых и правоохранительных органов, а также представители Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека, ученые и практики. Совет сможет объединить усилия субъектов финансового контроля, согласовать их разрозненные на данный момент действия.

Таким образом, подводя итоги важно сказать о том, что к настоящему времени имеется ряд системных проблем в области организации и проведения финансового контроля в России. К таким проблемам следует отнести отсутствие единой системы и единой концепции финансового контроля, закона о финансовом контроле; перегруженность системы российских органов финансового контроля, дублирование их функций и не скоординированность действий; отсутствие адекватных мер к организациям-нарушителям действующего законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности; неразвитость механизма взаимодействия органов государственной власти по вопросам проведения финансового контроля; отсутствие единых критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля; низкая эффективность системы подготовки кадров для органов финансового контроля; отсутствие адекватной административной и дисциплинарной ответственности за принятие необоснованных и неправомерных решений контрольными органами по результатам проведения контрольных мероприятий. В связи с этим дальнейшему развитию этого инструмента социально-экономической политики Российской Федерации должно уделяться повышенное внимание со стороны всех заинтересованных сторон.

Список литературы

  1. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова, отв. ред. Е.Ю. Грачева. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. — 2020. — 384 с.
  2. Бойко Н.Н. Проблемы организации финансового контроля в Российской Федерации //Финансовое право. — 2019. — № 3. — С. 19—22.
  3. Владимир Колокольцев дал задания следствию в 2015 году [Электронный ресурс] // Московская правда [сайт]. — URL: http://mospravda.ru/crime/article/policeiskii_korpys/ (дата обращения: 02.04.2021).
  4. Геймур О.Г. Коррупция как фактор, снижающий эффективность финансового контроля // Вестник Тюменского государственного университета. — 2018. — №2. — С. 98-104.
  5. Геймур О.Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе //Вестник Тюменского государственного университета. — 2017. — №3. — С. 133-140.
  6. Горбунова И.Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И.Е. Горбунова, С.А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: Сб. материалов междунар. науч. конф. — Москва, 2011. — С. 67-69.
  7. Заседание коллегии Счетной Палаты [Электронный ресурс] // Президент России [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47532 (дата обращения: 04.04.2021).
  8. Ильин А.Ю. Правовые механизмы реформирования внутреннего государственного финансового контроля /А.Ю. Ильин, М.А. Моисеенко // Финансовое право. — 2018. — № 4. — С. 8-14.
  9. Итоги работы Счетной палаты РФ в 2012 году и основные направления деятельности в 2020 году [Электронный ресурс] //Счетная Палата РФ [сайт]. — URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 04.04.2021).
  10. Колесов Р.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография / Р.В. Колесов, А.В. Юрченко. — Ярославль: ЯФ МФЮА, 2018. — 99 с.
  11. Прокофьев С.Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осуществляемого Казначейством России // Финансы и кредит. — 2018. — №10. — С. 2-11.