Особенности влияния корпоративной культуры на развитие организации

№126-1,

экономические науки

В данной статье рассмотрена роль корпоративной культуры в развитии организации. Отмечены факторы, отслеживающие процесс воздействия на корпоративную культуру, стороны влияния корпоративной культуры на функционирование компании.

Похожие материалы

На сегодняшний день рынок требует более совершенствованных методов управления, которое обеспечивает максимально весомые результаты. А это означает — нужно создать такую систему, при которой сотрудник будет получать заработную плату значительно выше не за пассивную трудовую деятельность, а за сознательное и активное участие. Учитывая вышесказанное, управляющий должен позаботиться о корпоративной культуре внутри предприятия. Корпоративная культура содержит духовную и материальную составляющие. А они, в свою очередь, состоят в основном из материальных и нравственных норм.

Корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данному предприятию, таких, которые отражают ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной среде проявляется в поведении, взаимодействия, восприятии себя и окружающей среды [3, с. 94].

Большинство менеджеров придерживаются мнения, что «корпоративная культура» — это традиции, возникшие в конкретной организации. Это понятие кажется немного устаревшим в силу того, что каждый все меняется и ничего без изменений не остается. Поэтому в корпоративную культуру каждой организации необходимо вводить коррективы. Благодаря совершенствованию корпоративной культуры сотрудники определенной компании становятся более за мотивированными. Таким образом, повышается эффективность и качество труда и конфликтов меньше становится.

Отследить процесс воздействия на корпоративную культуру можно с помощью следующих факторов [2]:

  • объединение и взаимодействие между сотрудниками и отделами организации;
  • утверждение решений, обсужденных на хакатонах или «мозговых штурмах»;
  • поддержка предприятия;
  • принятие сотрудниками организационной среды.

В общем виде связь между культурой и результатами деятельности предприятия отражена в модели американского социолога Т. Парсонса. Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе предприятие, должно выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре, давшие ей название — AGIL: adaptation (адаптация); goal-seeking (достижения целей); integration (интеграция) и legiacy (легитимность). По модели AGIL, любое предприятие для своего выживания и процветания должно быть способным адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения определенных целей, интегрировать свои части в единое целое и быть признанной людьми и другими организациями [4, с.129].

Воздействие корпоративной культуры на функционирование компании рассматривается с 3-ех сторон:

1. Воздействие на процессы, происходящие в организации:

  • общение и контакт между сотрудниками;
  • принятие решений, продвижение по службе и обобществление;
  • деятельность производства и труда.

2. Воздействие корпоративной культуры на ход работы компании:

  • действия личности внутри компании — порядок и формы общения (формального и неформального), важность собственных или общих интересов, позиция сотрудника к организации и др.;
  • мотивацию — преимущество мотивации извне и внутри компании, премиальная часть, продвижение по карьерной лестнице и др.;
  • общественно-духовную атмосферу — условия труда, знаки и значение престижа, наличие и частота недопониманий, ссор и др.;
  • поведение в группах — позиция к власти, отличительная черта лидерства, роли в составе коллектива и позиция к ним, взаимосвязь между сотрудниками внутри отдельных ячеек, возможность выбора и принятия решения всей группой и др.

3. Воздействие корпоративной культуры на конкурентоспособность организации выражается в развитии хорошей имени и положительного образа организации и продукта (товара или услуги) среди потребителей, партнеров, СМИ.

Успех поставленной цели корпоративной культуры — рост трудовой возможности приводит к повышению компетенций сотрудников, что в конечном итоге приводит к росту прибыли организации. Выдавать новые идеи, творчески подходить к работе, овладеть новыми программами, способными значительно упростить задачу, способны только компетентные сотрудники.

Условиями создания корпоративной культуры на предприятиях являются:

  • понимание основных ценностей, направлений, которые будут поддерживать перспективную стратегию развития;
  • изучение целесообразности корпоративной культуры плану развития организации.

У большинства российских организаций на сегодняшний день корпоративная культура не развита, в связи с недоверием сотрудников к управленческому аппарату. Поэтому корпоративная культура в подобных организациях не поддерживает эффективную, производительную работу сотрудников.

Основной предпосылкой развития трудовых способностей является создание позитивной корпоративной культуры, отвечающей стратегии развития предприятия. Для этого нужно внести изменения в настоящей системе управления.

Список литературы

  1. Воронкова А. Е., Баб’як М. М., Коренєв Е. Н., Мажура І. В. Корпорації: управління та культура: Монографія/ За ред. А. Е. Воронкової. — Дрогобич: Вимір, 2006. –376 с.
  2. Грішнова О. А., Голяка О. М. Корпоративна культура та стратегія підприємства: взаємозв’язок та взаємообумовленість // Формування ринкової економіки: Зб. наук. пр. — Т. 2. — Ч. І. — К.: КНЕУ, 2007. — С. 186.
  3. Дяків О. П. Основні складові формування корпоративної культури в організації// Формування ринкової економіки: зб. наук. праць. — Соціально-трудові відносини: теорія і практика. — К.:КНЕУ, 2010. — Т. 3. — С. 94 –100.
  4. Паркинсон С. Н., Рустомджи М. К. Искусство управления / пер. с англ. К. Савельева. — М:Агентство ”ФАИР”, 1997. — 272 с.