Инновации в сфере управления персоналом

№118-1,

экономические науки

В данной статье рассматривается понятие инноваций в сфере управления персоналом. Изучаются обстоятельства и порядок внедрения инноваций в кадровую работу. Путем проведения анализа инновационных методов и технологий, применяемых в современных организациях, доказывается необходимость создания и внедрения инноваций в управление персоналом.

Похожие материалы

Персонал является одним из важнейших факторов, определяющих эффективность деятельности компании, ее успех и конкурентное преимущество. Это связано с тем, что в условиях современной конкурентной борьбы большое место занимают управление знаниями и человеческим капиталом. Условия и требования рынка постоянно меняются, появляются инновации в различных сферах жизни, и, следовательно, сфера управления персоналом также должна реагировать на эти изменения.

Создание и внедрение инноваций в сфере управления персоналом является составной частью системы инновационного управления всей деятельностью организации. Этот процесс не менее важен, чем использование технологических инноваций: ведь невозможно добиться успеха, повышая только количественные показатели работы и забывая про работу с персоналом.

Инновации — это внедренное новшество, востребованное рынком и обеспечивающее высококачественный подъем эффективности процессов или продукции.

Потребность компании в инновациях в сфере управления персоналом возникает ввиду таких обстоятельств, как:

  • повышение уровня образованности персонала;
  • возникновение новых технологий, которое предполагает обязательную переподготовку работников и менеджеров;
  • изменение ценностей и кадровых технологий организации;
  • увеличение роли технологий охраны здоровья и безопасности профессиональной деятельности;
  • увеличение роли менеджеров как участников процесса развития персонала;
  • увеличение внимания к личности работника;
  • развитие процедур оценки достижений сотрудников;
  • смена иерархической структуры управления на более профессиональное, ориентированное на персонал.

В сфере управления персоналом выделяют три основных направления инноваций, представленных в следующей таблице.

Таблица 1. Направления инноваций в сфере управления персоналом

Направление инноваций

Цель направления деятельности

Инновационный кадровый маркетинг

Формирование высококвалифицированного потенциала организации в области кадров

Инновационный технологический кадровый менеджмент

Изучение новых способов работы с персоналом, связанных с современной техникой и применением новых технологий

Инновационный образовательный менеджмент

Разработка нововведений в сфере подготовки специалистов в образовательном процессе


Процесс внедрения и использования инноваций является важным, и к нему нужно подходить обдуманно. Только после проведения исследования существующей системы и выявления ее достоинств и недостатков, инновацию можно внедрить в систему управления персоналом. Внедрению подвергаются только те инновации, применение которых поможет решить стоящую перед организацией проблему.

Невозможно представить себе кадровую работу без процесса обучения персонала. В данной сфере имеются свои инновационные методы, которые представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Инновационные методы обучения персонала

Метод обучения

Характеристика метода

Достоинства и недостатки метода

Визуализация

Существует проективная и непроективная форма визуализации. Проективная — представлена в виде фильмов, презентаций, видеороликов, компьютерной анимации и так далее. Непроективная форма — в виде предметов, картин, доски и мела, интерактивной доски, карты и так далее.

Достоинства: полное восприятие необходимой информации; возможность рассмотреть динамику изучаемого процесса.

Недостатки: высокая степень зависимости от аналитических способностей обучаемого.

Метод симуляции

Представляет собой симуляцию ситуации, сходной с реальной, приближенной к жизненным проблемам. Благодаря этому методу становится возможным изучать стадии, принципы и особенности какого-либо процесса.

Достоинства: возможность вносить и отслеживать изменения изучаемого процесса под действием различных факторов; возможность изучить процесс изнутри.

Недостатки: большие временные затраты метода.

Метод кейса

Представляет собой описание реальной ситуации и предоставление обучаемым возможности проанализировать сложившуюся ситуацию и ее результат, а также сделать выводы.

Достоинства: возможность изучить сложные вопросы в спокойной обстановке тренинга; возможность выявлять, анализировать и просчитывать каждый шаг, ведущий к решению; возможность обучаться на реальных проблемных ситуациях, получать навыки решения проблем.

Недостатки: дороговизна метода; ограниченные способы обсуждения проблем.

Ролевая игра

Позволяет участникам примерить на себя различные роли и применяется для закрепления полученных знаний.

Достоинства: достаточно легкий способ усвоения знаний и навыков; возможность освоить или закрепить разнообразные модели поведения; высокая эффективность “обучения через действие”.

Недостатки: большие временные затраты на создание продуманного сценария игры; опасность несерьезного отношения обучаемых к методу игры.

Воркшоп

Представляет собой интерактивное учебное мероприятие, которое строится на собственной активности участников. Акцент ставится на самостоятельном обучении участников и интенсивном групповом взаимодействии. Задача метода — динамическое получение знания.

Достоинства: возможность получать навыки решения проблем; реальное участие в процессе решения проблем; высокая степень усвоения навыков и знаний; возможность проверить полученную информацию на практике.

Недостатки: большие временные затраты; опасность некомпетентного тренера.

Тренинг

Является практической составляющей, которая представлена в форме комплекса практических упражнений, но также включает небольшую долю теоретического материала.

Достоинства: возможность проверить полученную информацию на практике; возможность повысить уровень теоретических знаний; возможность расширить общие познания обучаемых; возможность самоанализа.

Недостатки: опасность некомпетентного тренера; замкнутость некоторых обучаемых не приведет к эффективному процессу обучения.


Метод кейса, метод ролевой игры и метод тренинга пользуются большой популярностью в настоящее время и позволяют организациям повысить эффективность процесса обучения персонала. Метод воркшопа является наиболее перспективным из представленных, но не все организации готовы его применять ввиду их недостаточной технологической оснащенности.

Также, помимо процесса обучения персонала, акцент в кадровой работе ставится на повсеместное внедрение и активное использование информационных технологий и техники. В следствие информационного развития общества деятельность службы по управлению персоналом должна быть направлена на применение инновационных информационных технологий в данной сфере. Так, можно выделить следующие технологии:

  1. Проведение собеседований через Skype, заполнение электронных бланков анкет, трансляция электронных копий персональных документов, дистанционное обучение. Достоинством данной технологии является возможность решать кадровые вопросы в удаленном доступе;
  2. Создание баз данных для учета и контроля кадровой статистики, что облегчает процесс хранения и использования информации;
  3. Проведение видеоконференций, преимуществом которых является возможность общаться с сотрудниками удаленных подразделений;
  4. Использование электронной почты для пересылки информации среди сотрудников, которое способно облегчить и сделать более быстрым процесс передачи информации;
  5. Использование интерактивных приложений, таких как iSpring, Teachbase, WebTutor, GoToMeeting и другие. Достоинствами данных технологий являются возможность обучения персонала, предоставление всей необходимой информации, возможность найти способы решения кадровых вопросов, возможность работать в удаленном доступе.

Такие технологии, как Skype, электронная почта, проведение видеоконференций и дистанционное обучение, уже широко применяются во многих компаниях, так как дают возможность работать в удаленном доступе. К сожалению, работники кадровых служб недостаточно осведомлены о возможностях использования интерактивных приложений, поэтому их редко можно встретить в работе, но данные технологии являются достаточно перспективным методом решения многих кадровых вопросов и проблем.

Еще одной инновацией в сфере управления персоналом является аутсорсинг, один из распространенных методов высвобождения персонала. Аутсорсинг — это привлечение организацией сторонних компаний для выполнения каких-либо функций. Некоторые компании все еще настороженно относятся к данному методу и считают, что лучше все функции выполнять самостоятельно, “своим” персоналом. Но применение данной инновации позволяет организации сэкономить деньги на содержание собственного штата сотрудников, более профессионально выполнять определенные функции, направить сэкономленные средства на решение других более важных организационных проблем. Данный метод, как и все методы, имеет свои недостатки, такие, как риск утечки информации, сложность выбора организации-аутсорсера, отсутствие возможности руководителя влиять на работу сотрудников сторонней организации. Чтобы эффективно внедрить данную инновацию, необходимо учитывать ее недостатки и ответственно подходить к выбору аутсорсера.

Рассмотренные инновации в сфере управления персоналом являются лишь частью среди всего многообразия применяемых нововведений. Работа кадровых служб не стоит на месте, и в дальнейшем она должна быть направлена решение таких перспективных задач, как объединение системы управления персоналом с действующими системами психологического и психического тестирования; паспортизация и оценка рабочих мест согласно с условиями труда; стандартизация работы; формирование индивидуальных программ обучения для сотрудников; повышение эффективности работы сотрудников с помощью использования информации о них, их заинтересованностях и способностях.

Таким образом, можно сказать, что применение инноваций в сфере управления персоналом нацелено на более эффективное управление кадровыми процессами. Компания должна реагировать на изменения во внешней среде, должна меняться и не бояться применять нововведения. Персонал является ключевым аспектом эффективной, прибыльной работы организации, поэтому ему необходимо уделять большое внимание. Главная цель инноваций в сфере управления персоналом — это обеспечение организации сотрудниками, способными создавать и эффективно применять новые идеи в различных областях своей деятельности, создавая при этом определенные условия профессионального и социального развития персонала. Правильное и продуманное внедрение инноваций в работу с персоналом может принести пользу самим сотрудникам, компании и обществу.

Список литературы

  1. Голянич В.М., Кудрявцева Е.И. Инновационные технологии в кадровом менеджменте / В.М. Голянич, Е.И. Кудрявцева // Управленческое консультирование. — 2013. — № 2(50). -245 с.
  2. Максимов Н. Н. Теоретические основы инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №10. –343 с.
  3. Долженко Р.А. Инновации в системе управления персоналом организации / Р.А. Долженко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013. — № 1 (99). — С. 149-153.
  4. Пережогина К. А. Инновационные изменения в системе управления персоналом // Молодой ученый. -– 2015. — №4. — 408 с.