Должностная преступность: общая характеристика

№127-1,

юридические науки

В данной статье представлена общая характеристика должностной преступности, определены ее основные признаки.

Похожие материалы

Сегодня госслужащие — это не только субъект современных социальных изменений, но и объект внимания государства и граждан. Вы на службе у государства и народа. А так называемое «недоверие», вызванное раскрытием фактов злоупотребления властью отдельными чиновниками, снижает доверие граждан к власти, вынуждает пересматривать старые подходы, новую систему ценностных ориентаций, согласовывать элементы, составляющие его содержимое.

Злоупотребление служебным положением со стороны сотрудников или практика действий, выходящих за рамки их полномочий, с целью вмешательства в установленный порядок деятельности этих сотрудников, а также в нормальную деятельность юридических лиц, представителями которых они являются. Они могут нанести не только материальный ущерб юридическим лицам, но и нематериальный ущерб, но и нарушить законные права и интересы третьих лиц [1].

Общественный риск злоупотребления и злоупотребления своими полномочиями со стороны должностных лиц может быть чрезвычайно высоким, поэтому создание различных видов юридической ответственности за такие действия является необходимым условием существования правового общества.

Целью установления юридической ответственности сотрудников является поощрение сотрудников к соблюдению служебной дисциплины, предотвращение небрежности при выполнении служебных функций, а также злоупотребления служебным положением и злоупотребления служебным положением.

Юридическая ответственность для них является одним из наиболее эффективных инструментов государственного управления, помимо обеспечения выполнения функций общественного контроля за выполнением своих функций работниками, борьбы с фактами их ненадлежащего выполнения и использования в ущерб обществу. Юридическая ответственность работника может быть дисциплинарной, гражданской, административной или уголовной. Их характер зависит от проявления преступления и его последствий [2].

Основная причина роста должностных преступлений в современной России обусловлена тем, что должностные лица, так или иначе в большинстве случаев избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. Подрыв общественного порядка в России ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.

Сущность должностного преступления заключается в нарушении правильной деятельности государственного аппарата, совершаемом со стороны работников этого аппарата (должностных лиц). Должностные преступления объединяет родовой объект, который можно определить как нормальное функционирование государственной власти, правильное осуществление государственной службы и службы в органах местного самоуправления [2].

Деятельность служащих государственных учреждений регулируется федеральными законами от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3] и от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4]. Должностное преступление следует отличать от должностного проступка, влекущего дисциплинарную и материальную ответственность, но не уголовную.

К характеристикам, определяющим сущность служебного преступления, можно отнести:

  • наличие определенного предмета;
  • выполнение субъектом профессиональных функций;
  • анонимность жертв;
  • высокая латентность данной группы преступлений.

Эта последняя характеристика существенно отличает должностную преступность от других видов преступлений, а ее латентность обусловлена рядом факторов. Во-первых, это высокий уровень недоверия граждан к правоохранительным органам в обществе. По данным ВЦИОМ, правоохранительным органам доверяют только 13,2% россиян, 63% россиян в случае совершения против них преступлений небольшой или средней тяжести скорее попытаются решить свои проблемы самостоятельно, чем обратиться за помощью к полиции [5]. Число этих граждан значительно увеличивается, если субъектом преступления является должностное лицо. Во-вторых, сотрудники правоохранительных органов умышленно нарушают дисциплину бухгалтерского учета и учета и скрывают недостатки бухгалтерского учета. В-третьих, большинство хищений носит примирительный (договорный) характер.

Считается, что наиболее полное определение должностного преступления, вытекающее из вышеупомянутых характеристик, будет устойчивым и относительно массовым социально-правовым явлением, состоящим из совокупности преступлений против интересов государства, совершенных лицами, находящимися у власти.

Практика показывает, что любое злоупотребление властью является результатом множества обстоятельств, между которыми существует тесная связь. Типичными обстоятельствами, способствующими совершению хищений, являются: нарушение принципов подбора и расстановки кадров; пробелы в организационно-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Нарушение дисциплины, плохой учет и неудовлетворительные условия хранения и транспортировки товарных позиций и др., отсутствие контроля за деятельностью должностных лиц со стороны вышестоящих организаций и контрольно-ревизионных учреждений; недостатки в правоохранительной деятельности. Важным обстоятельством, способствующим совершению данного вида преступлений государственным аппаратом в современных условиях, является недостаточный уровень материального обеспечения должностных лиц, перебои в выплате заработной платы и другие экономические причины.

Список литературы

  1. Андреев В.Л., Дронова Ю.А. О проблемных вопросах квалификации злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — № 1. — С. 9-17
  2. Фаткулин С. Т. Понятие должностных преступлений и проблемы их предупреждения // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2019. — С. 69-74
  3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (ред. 1.12.2007) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063.
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. 25.12.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.
  5. Носова, Т. А. Злоупотребление должностными полномочиями. Коррупция / Т. А. Носова, А. В. Лошкарев. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 239-242. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10382/ (дата обращения: 10.04.2021).