Социальная-перцепция в психолого-педагогических исследованиях

№127-1,

психологические науки

Процесс социальной перцепции изучает такие аспекты как механизмы восприятия человека, его умения адекватно оценивать различные ситуации, оценивать других людей в ходе взаимосвязи. Понятие «социальная перцепция» была введена американским психологом Дж. Брунером в 1977 году, который данным термином обозначал факт социальной обусловленности и восприятия, а также его отношение к характеристикам субъекта восприятия, его прошлого опыта, целей, намерений и уровня социальной значимости ситуаций.

Похожие материалы

Процесс социальной перцепции изучает такие аспекты как механизмы восприятия человека, его умения адекватно оценивать различные ситуации, оценивать других людей в ходе взаимосвязи.

Понятие «социальная перцепция» была введена американским психологом Дж. Брунером в 1977 году, который данным термином обозначал факт социальной обусловленности и восприятия, а также его отношение к характеристикам субъекта восприятия, его прошлого опыта, целей, намерений и уровня социальной значимости ситуаций.

Восприятие индивидами социальных объектов в корне отличается от восприятия неодушевленных. Даже больше говоря, надо отметить, данное отличие обуславливается множественными специфическими чертами:

  • Во время общения социальный объект проявляет наибольший интерес, и совершенно не может проявлять пассивность и апатичность. Это связано с стремлением объекта произвести благоприятное впечатление на партнера;
  • Субъект, у которого сформированы качества социальной перцепции, больше делают упор на создание в своей голове образа как результат зеркало;
  • Познавательные компоненты как результат восприятия социальных объектов зависят в большинстве от мотивационно-смысловой структуры деятельности субъекта.

Исходя из этого, понятию «социальная перцепция» можно дать более обширную трактовку в социальной психологии, которое в результате будет отличаться от толкования в общей психологии.

Структура акта перцепции обуславливается наличием не только социальных пониманий как субъект и объект, но и процесс, и результат восприятия.

Рассматривая работы отечественных ученых 1960-ых годов 20-ого века, можно отметить, что разбор личностного и социальных восприятий рассматривались в общей психологии в работах К.А. Абульханова-Славской, А.А. Бодалева и Е.В. Шорохова. А в 70-ых годах в работах О.И. Зотовой, В.В. Новиковой, Е.В. Шорохова наиболее конкретно начали изучать вопрос о психологии больших групп. А позже, уже в 80-ых ученые психологи начали изучать наиболее узко механизмы познания и индивидульного сознания внутригруппового и междгруппового взаимодействия.

В начале 90-ых особенности социального восприятия начинают рассматривать в контексте внутригрупповых и межгрупповых особенностей, а именно делая упор на культурно-специфические и групповые стереотипы.

В ходе эксперимента, проделанного А.А. Бодалевым, была проведена масштабная работа, которая установила педагогические закономерности формирования облика другого человека. Были выдвинуты факторы, определяющие особенности образа, которые обуславливаются его физическими и демонстративными поведениями. Данные эксперименты размещались на методологических положениях о непрерывном единстве чувственного и смыслового содержания восприятия.

Эксперименты, проведенные В.Н. Кунициной, показали что выстраивание образа весьма различна у людей, так как все обладают разным уровнем познания, опытом труда и общения.

С.Л. Рубенштейн по поводу развития исследований познания человеком человека, отмечал, что главным ориентиром в общении с людьми в повседневном бытие является поведение, которую расшифровываем как данные, раскрывая смысл получаемого контекста, имеющий свой внутренний психологический план.

Первые впечатления, которые возникают при общении с человеком, играют важную регулятивную роль, потому что:

  • Познавая других, формируется и сам познающий индивид;
  • От меры точности восприятия другого человека зависит успех организации с ним согласных действий.

Л.И. Божович, в своих работах подчеркивает, что в ходе психологического развития ребенка возможны серьезные осложнения, если не выработаны процессы, отвечающие за умение воспринимать свое я, внутренний мир и представление о важности своей личности, потому как ребенок не сможет адекватно оценивать и воспринимать данность, а лишь будет ориентироваться на оценки, которые дают ему окружающие.

Социальная перцепция предполагает целостное и эмоциональное восприятие другого человека, его оценка, более рассудительное отношение к другим людям, принимая и понимая их поступки и поведение, и также умение задавать собственное настроение.

Наличие у индивида социоперцептивных навыков, знаний и умений, на сегодняшний день являются одним из главных факторов успешной социализации, адаптации и взаимодействия в условиях совместной деятельности.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 1997 — 238 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001 — 375 с.
  3. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Изд-во Междунар. пед. академии, 1994 — 192 с.
  4. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990 — 382 с.