К проблеме диагностики одаренных и талантливых детей

№127-1,

педагогические науки

В данной статье рассматриваются особенности процесса диагностики одарённых и талантливых детей, который является долгосрочным процессом, тесно связанный с анализом развития конкретного ребенка

Похожие материалы

Проблема диагностики одаренных и талантливых детей представляет собой этический аспект в образовательной деятельности. Определение ребенка как «талантливого» или «бесталанного» в определенный момент времени означает искусственное вмешательство в судьбу ребенка и может предопределять субъективные ожидания.

Н.С. Лейтес считает, что у одаренных детей обнаруживают особенно высокий уровень общих или специальных способностей. Талант и одаренность обычно диагностируют по скорости умственного развития (степени, в которой ребенок опережает своих сверстников) [2].

Как считает Д.Б. Богоявленская, одаренность — это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1].

По мнению В. И. Панова одаренность это «индивидуальная форма становления психической реальности, которая представляет собой системное сочетание природной предрасположенности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития, оптимальной для выполнения социально-значимой деятельности одного или нескольких видов» [3].

В современном школьном образовании имеется широкий набор методов диагностики интеллектуальных способностей, но не детской одаренности и не хватает разработок для комплексного мониторинга одаренных детей. Процесс диагностики одарённых и талантливых детей является долгосрочным процессом, который тесно связан с анализом развития конкретного ребенка. И, конечно, невозможно эффективно определить одаренность с помощью одного типа психологического теста. В процессе обучения по специальным программам (системы дополнительного образования) или индивидуального обучения (общеобразовательные школы) необходимо стремиться к постепенному поиску талантливых и одаренных детей.

При использовании психодиагностического метода нужно снизить вероятность ошибок, которые могут возникнуть при оценке одаренности ребенка. Высокое значение одного показателя не всегда указывает на талант, а низкое значение еще не свидетельствует, что у ребенка нет одаренности. На этот факт следует обратить внимание при анализе результатов диагностики детской одаренности. Следовательно, процесс выявления одаренных детей не может основываться на единой оценке (например, на основе количественных показателей, характеризующих индивидуальные уровни интеллектуального развития).

По мнению большинства исследователей, наиболее подходящей формой выявления признаков таланта и одаренности с учетом особенностей детского таланта конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kalitva.ru/153435-rabochaya-koncepciya-odarennosti-db-bogoyavlenskoj.html/ (дата обращения: 07.05.2021).
  2. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников. М., 2001.
  3. Панов В.И. Одарённость как проблема современного образования // Материалы I Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы. Самара, 2007.