Опытно-экспериментальная работа по управлению социальным партнерством в образовательной организации была проведена на базе КГУ «Основная средняя школа 122» РК. В исследовании приняли участие директор школы, его заместители, педагоги, в общем количестве 30 чел., 30 родителей, 5 представителей власти. Цель исследования — раскрыть и обосновать специфику управления социальным партнерством в образовательной организации.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе была проведена диагностика выявления управлением социальным партнерством в КГУ «Основная средняя школа 122» РК. Для этого были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации», определяющая ценностные ориентации субъектов социального партнерства (учителей, родителей, представителей власти) — аксиологический критерий.
Анализ средневыборочных значений терминальных ценностей респондентов по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» представлены в таблице 1.
Терминальные ценности | Учителя | Родители | Представители власти | Среднее значение | Ранг |
Активная деятельная жизнь | 9,81 | 9,89 | 9,75 | 9,85 | 10 |
Жизненная мудрость | 10,91 | 10,93 | 10,84 | 10,92 | 14 |
Здоровье | 6,06 | 6,1 | 6,8 | 6,08 | 3 |
Интересная работа | 9,83 | 9,86 | 9,85 | 9,85 | 11 |
Красота природы и искусства | 13,07 | 13,09 | 13,07 | 13,08 | 16 |
Любовь | 5,21 | 5,25 | 5,22 | 5,23 | 1 |
Материально обеспеченная жизнь | 6,13 | 6,16 | 6,11 | 6,15 | 4 |
Наличие хороших и верных друзей | 9,36 | 9,39 | 9,41 | 9,38 | 8 |
Общественное признание | 13,91 | 13,93 | 13,91 | 13,92 | 17 |
Познание | 10,07 | 10,09 | 10,1 | 10,08 | 12 |
Продуктивная жизнь | 8,22 | 8,24 | 8,23 | 8,23 | 7 |
Развитие | 7,45 | 7,47 | 7,42 | 7,46 | 5 |
Свобода | 7,83 | 7,87 | 7,84 | 7,85 | 6 |
Счастливая семейная жизнь | 9,83 | 9,86 | 9,85 | 9,85 | 9 |
Счастье других | 14 | 14 | 14,1 | 14,00 | 18 |
Творчество | 10,36 | 10,39 | 10,32 | 10,38 | 13 |
Уверенность в себе | 5,67 | 5,7 | 5,69 | 5,69 | 2 |
Удовольствия | 12,52 | 12,55 | 12,48 | 12,54 | 15 |
Исходя из полученных данных, а также произведенного ранжирования терминальных ценностей, можно выделить три группы ценностей по значимости для респондентов, а именно: предпочитаемые ценности (ранги с 1 по 6) — любовь, уверенность в себе, здоровье, материально обеспеченная жизнь, развитие, свобода; индифферентные ценности (ранги с 7 по 12) — продуктивная жизнь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, интересная работа, познание; отвергаемые ценности (ранги с 13 по 18) — творчество, жизненная мудрость, удовольствия, красота природы и искусства, общественное признание, счастье других.
Таким образом, можно увидеть, что учителей, родители, представители власти считают наиболее важным в своей жизни духовную и физическую близость с любимым человеком. Для них также значимо обладать внутренней гармонией и свободой от внутренних противоречий. Физическое и психическое здоровье является следующей по значимости ценностью. Респондентам немаловажно отсутствие финансовых проблем. Для них имеет большое значение работа над собой и непрерывное физическое и духовное совершенствование. Респонденты предпочитают быть самостоятельными, иметь независимость в суждениях и поступках.
Вместе с тем, среди отвергаемых учителями, родителями, представителями власти ценностей находится возможность реализации творческой деятельности. Приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей тоже не являются значимыми для респондентов. Им неважно созидание прекрасного в природе и в искусстве. Для них не имеет большого значения уважение окружающих, коллектива и товарищей по работе. Наконец, наименее важным для респондентов является благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом.
Сравнительный анализ показал, что не существует значимых различий терминальных ценностей у учителей, родителей и представителей власти.
Далее была проведена обработка инструментальных ценностей учителей, родителей, представителей власти. Результаты представлены в таблице 2.
Инструментальные ценности | Учителя | Родители | Представители власти | Среднее значение | Ранг |
Аккуратность | 13,76 | 13,78 | 13,65 | 3,833 | 17 |
Воспитанность | 9,61 | 9,63 | 9,61 | 5,124 | 12 |
Высокие запросы | 12,43 | 12,48 | 12,52 | 5,797 | 15 |
Жизнерадостность | 8,6 | 8,64 | 8,74 | 4,234 | 9 |
Исполнительность | 13,11 | 13,18 | 13,13 | 3,760 | 16 |
Независимость | 6,52 | 6,55 | 6,51 | 5,410 | 1 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других | 15,82 | 15,87 | 15,83 | 4,279 | 18 |
Образованность | 6,66 | 6,71 | 6,77 | 4,479 | 3 |
Ответственность | 7,2 | 7 | 7,3 | 4,546 | 4 |
Рационализм | 8,52 | 8,56 | 8,45 | 5,158 | 8 |
Самоконтроль | 7,83 | 7,86 | 7,81 | 4,120 | 6 |
Смелость в отстаивании своего мнения | 7,51 | 7,56 | 7,55 | 4,235 | 5 |
Чуткость | 9,28 | 9,33 | 9,38 | 4,889 | 11 |
Терпимость | 8,3 | 8,32 | 8,3 | 5,089 | 7 |
Широта взглядов | 6,52 | 6,55 | 6,49 | 4,701 | 2 |
Твердая воля | 10,9 | 10,94 | 10,85 | 4,443 | 14 |
Честность | 9,61 | 9,63 | 9,61 | 4,501 | 13 |
Эффективность в делах | 9 | 9 | 9,2 | 5,050 | 10 |
Исходя из полученных данных, а также произведенного ранжирования инструментальных ценностей, можно выделить три группы ценностей по значимости для респондентов, а именно: предпочитаемые ценности (ранги с 1 по 6) — независимость, широта взглядов, образованность, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, самоконтроль; индифферентные ценности (ранги с 7 по 12) — терпимость, рационализм, жизнерадостность, эффективность в делах, чуткость, воспитанность; отвергаемые ценности (ранги с 13 по 18) — честность, твердая воля, высокие запросы, исполнительность, аккуратность, непримиримость к недостаткам в себе и других.
Сравнительный анализ показал, что не существует значимых различий инструментальных ценностей у учителей, родителей и представителей власти.
Исходя из полученных данных, следует, что испытуемым важно действовать самостоятельно, применять различные варианты для решения поставленных задач, что будет подкреплено широтой их знаний. Для них не столь важно развитие всего человечества или уважение коллег по работе. Они могут не содержать рабочую поверхность в идеальной чистоте и не мотивированы на дисциплинированность. Данные характеристики могут быть обусловлены особенностями профессиональной деятельности учителей, родителей и представителей власти.
2. Анкета для родителей И.Ф. Власенко «Взаимодействие семьи и школы», определяющая роль школьного и семейного воспитания в социальном партнерстве школы и семьи — телеологический критерий.
Уровни взаимодействия семьи и школы по методике И.Ф. Власенко «Взаимодействие семьи и школы» представим на рисунке 1.

Согласно представленным данным 11% респондентов отмечают низкий уровень взаимодействия КГУ «Основная средняя школа 122» РК с семьями учеников. Родителям не интересны школьные мероприятия, они практически не принимают в них участие. Родители не знакомы с особенностями воспитательной работы школы, педагоги не информируют их о дополнительных возможностях развития ребенка. 59% респондентов отмечают средний уровень взаимодействия КГУ «Основная средняя школа 122» РК с семьями учеников. Родители отмечают, что КГУ «Основная средняя школа 122» РК на достаточном уровне сотрудничает с родителями. Школа повышает уровень психолого-педагогической культуры родителей, помогает родителям решать индивидуальные проблемы воспитания детей. 30% респондентов отмечают высокий уровень взаимодействия КГУ «Основная средняя школа 122» РК с семьями учеников. Данные родители говорят о том, что КГУ «Основная средняя школа 122» РК в значительной степени осуществляет взаимодействие с семьями учеников. Родители вовлечены в воспитательную работу школы, в совместное проектирование, непосредственное участие в реализации детско-родительских школьных мероприятий. Образовательная организация регулярно знакомит родителей с содержанием и ходом воспитательной работы. Следовательно, по ответам родителей можно сказать, что взаимодействие семьи и школы в КГУ «Основная средняя школа 122» РК находится на среднем уровне.
3. Анкета И.З. Байгильдиной «Социальное партнерство школы и власти» определяющая средства управления социальным партнерством с институтами власти — инструментальный критерий.
Уровни социального партнерства школы и власти по методике И.З. Байгильдиной «Социальное партнерство школы и власти» представим на рисунке 2.

Согласно представленным данным 17% учителей и 20% представителей власти отмечают низкий уровень взаимодействия КГУ «Основная средняя школа 122» РК с местной администрацией. Отсутствуют целевые встречи для обсуждения конкретных проблем, проектов, программ, предложений, для обмена мнениями по вопросам совместной деятельности, не созданы действующие комиссии и координационные советы при учебном заведении. 55% учителей и 56% представителей власти отмечают средний уровень взаимодействия КГУ «Основная средняя школа 122» РК с местной администрацией. 28% учителей и 24% представителей власти отмечают высокий уровень взаимодействия КГУ «Основная средняя школа 122» РК с местной администрацией. Данные респонденты говорят о том, что существует регулярное взаимное информирование о предстоящих мероприятиях, оказывается прямая поддержка акциям и мероприятиям КГУ «Основная средняя школа 122» РК, осуществляется совместная разработка и осуществление совместных программ.
Таким образом, по результатам анкетирования учителей и представителей власти можно сказать, что управление социальным партнерством в КГУ «Основная средняя школа 122» РК находится на среднем уровне — так ответило 55% учителей и 56% представителей власти.
На формирующем этапе исследования были организованы мероприятия по реализации условий управления социальным партнерством в КГУ «Основная средняя школа 122» РК.
Для реализации первого условия «Обеспечение сопряжения действий различных социальных институтов, выражающееся в их самоактуализации относительно позитивных изменений в образовании» был организован круглый стол на тему «Социальное партнерство учителей, родителей и представителей власти».
Цель круглого стола: способствовать повышению управления социальным партнерством в образовательной организации.
Для реализации второго условия «Создание эффективной системы управления социальным партнерством в образовании» был организован семинар на тему «Важность управления социальным партнерством для различных социальных институтов».
Для реализации третьего условия «Создание ресурсного центра управления социальным партнерством на базе образовательного учреждения» был организован ресурсный центр по управлению социальным партнерством на базе КГУ «Основная средняя школа 122» РК.
Цель ресурсного центра: развитие инфраструктуры поддержки и развития КГУ «Основная средняя школа 122» РК с социальными партнерами.
Для реализации четвертого условия «Создание территориального межведомственного координационного совета, управляющего разработкой и реализацией совместных воспитательных программ» был организован территориальный межведомственный координационный совет, управляющий разработкой и реализацией совместных воспитательных программ.
Для реализации пятого условия «Проведение рефлексивных семинаров, повышающих уровень субъектности партнеров» был проведен рефлексивный семинар на тему «Социальное партнерство в образовании».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов об эффективных формах сотрудничества с родителями и представителями власти, овладение методикой проведения фронтальных встреч с родителями и представителями власти.
Далее был проведен контрольный этап. Цель контрольного этапа: организовать повторное изучение и анализ итоговых результатов исследования управления социальным партнерством в образовательной организации.
На контрольном этапе была проведена повторная комплексная диагностика управления социальным партнерством в КГУ «Основная средняя школа 122» РК. Для этого были использованы такие же диагностические методики, как и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа показали свою эффективность.