Приморский край является одним из самых развивающихся территорий на Дальнем Востоке. Основным направлением развития края является создание центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе [1].
В июне 2011 года администрацией региона принята краевая целевая программа «Улучшение инвестиционного климата Приморского края» на 2011-2015 годы [1]. Она предусматривает проведение мероприятий по улучшению основных составляющих инвестиционного климата, расширению источников финансирования долгосрочных инвестиций.
В данный момент, с преодолением последствий экономического кризиса, создается благоприятная ситуация с финансированием инвестиционных проектов реального сектора экономики.
С другой стороны, существуют проблемы финансирования инвестиционных проектов. Данные проблемы приобретаю сегодня ключевое значение, как для будущего страны, так и для Приморского края.
Несмотря на привлекательность инвестиционных вложений, Приморский край испытывает значительные трудности с финансированием. К их числу можно отнести:
- Не разработанная система гарантий и возврата инвестиций — отсутствует система страхования от коммерческих и политических рисков; отсутствует залоговый и страховой фонд;
- Наличие слабого правового обеспечение инвестиций — несовершенна система налогообложения, основной целью которой является пополнение бюджета; отсутствие средств из бюджета на развитие производства за счет инвестиций;
- Отсутствие финансовых механизмов привлечения инвестиций: низкая ликвидность предприятия; не развит рынок ценных бумаг; большая изношенность основных средств предприятий;
- Резкое увеличение цен на сырье и электроэнергию снижает привлекательность инвестиционных проектов за счет роста затрат на производства;
- Нестабильность банковской системы снижает инвестиционную активностью. Высокие процентные ставки по ипотечному жилищному кредитованию приводят к уменьшению приращения сбережений населения в инвестирования жилищного строительства;
- Снижение объема финансирования за счет иностранных вложений является как следствие не определенной политики в области притока иностранного капитала;
- Отсутствие быстроокупаемых инвестиционных проектов, приводит к снижению привлекательности инвестиций. Некоторые предлагаемые проекты окупаются свыше 10 лет, имеют низкую экономическую эффективность и соответственно инвестор не может рассчитывать на высокую доходность;
- Не налажен механизм в сфере государственно-частного партнерства, отсутствует механизм взаимодействие государства и частного партнера.
Для устранения данных проблем необходимо:
- снизить налогового бремя, для увеличения прибыли предприятия с целью обновление основных фондов и развития деятельности предприятия;
- для улучшения привлечения иностранных инвестиций подключиться к международной системе правового регулирования, а именно вступление в международные организации, конвенции, заключение соглашений о капиталовложений;
- расширить меры краевой государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
- повысить инвестиционную привлекательность не только края, но и отдельных районов, городов и предприятий;
- обеспечить финансовую устойчивость и повысить капитализацию предприятий, коммерческих банков и страховых организаций;
- наладить механизм государственно-частного партнерства [3].
Развитие механизма государственно-частного партнерства позволить повысить эффективность государственной поддержки. Все это позволит распределить оптимально распределить ресурсы, риски и тем саамы позволит получить выгоду при реализации совместных проектов между государством и частным сектором.
Определить условие реализации проектов, установить четкое разделение обязательств между государством и частным инвестором позволит заключение инвестиционного соглашения [4].
Приоритетными направлениями государственно-частного инвестирования может является: ЖКХ, здравоохранение, образования и другие сферы инфраструктуры.
Таким образом, устранения проблем в финансировании инвестиционных проектов позволят увеличить объем валового регионального продукта, который обеспечит дополнительные поступления в бюджет Приморского края через систему налогов от субъектов инвестиционной деятельности [1].