Мудрость знания в информационном обществе

№127-1,

Философские науки

Сейчас очень важно определить границы и ориентиры для развития общества и человека. Прежде наука и здравый смысл определяли рубежи развития человечества. В информационном пространстве современности все разумные границы жизни человека разрушены. В изобилии информации тонет истина. В статье рассказывается о значимости рационального и мудрого применения знания к жизни. Статья будет полезна преподавателям, студентам и всем, кто интересуется вопросами современного социального порядка.

Похожие материалы

Знание ещё не есть мудрость. Мудрость по отношению к знанию — это правильное применение знания. Мудрое знание — это знание безусловное, истинное и полезное. Не полезное знание, вредное и опасное — это знание преждевременное и знание, находящееся в руках людей с корыстными личными целями.

В современном информационном обществе человек находится под постоянным воздействием информации. Эту информацию человек воспринимает как инструкцию к действию. Но не вся информация может быть полезна для современного человека. Необходимо проверять качество и достоверность информации. Проверить информацию возможно лишь при условии, что у человека сформировано целостное мировоззрение и мироотношение. Посредством рациональности мышления, человек может сам выстраивать и структурировать информацию. Выделять нужное и полезное, следовать этому, и отсеивать то, что не пригождается в жизни. Так называемые фейковые новости, фейковая информация и т.д. не несут полезной нагрузки и не имеют смысла. Это та информация, которая позволяет скрыть истинные данные. Правдивые события тонут в море недостоверной информации. Очень сложно определить полюсы добра и зла в современном обществе. При этом, «Стали говорить о наличии в обществе негативного информационно-энергетического воздействия на человека, несущего порой дезинформацию; гуманитарной интервенции, информационного кризиса, необходимости разработки положения об информационной культуре и концепции информационной безопасности»[1, с.89].

Каков источник информации, таковы и последствия данной информации. Если информация пустая и не содержит смысла, то и может привести человека в безвыходное положение, когда ему придётся столкнуться с непонятными, в общем-то, последствия следования таким же непонятным и не объяснимым информационным данным. Поверхностное восприятие информации приводит к тому, что человек со временем всё меньше и меньше начинает понимать происходящее и всё больше погружается в мир информации. Ему уже трудно жить без постоянно меняющейся информации. Если долго ничего не происходит, человек начинает испытывать волнение и даже страх. «Информацию можно рассматривать как определённый специфический ресурс развития, который постоянно возрастает» [2, с.73]. Отсутствие информации можно воспринимать как недостаток данных для прогрессивного движения вперёд. Без информации, человек начинает теряться в своих действиях, которые начинают носить поверхностный, блуждающий и временный характер. Но увидеть это, возможно лишь при условии, что у человека есть определённые критерии оценки той или иной информации, собственно то, что называется знанием.

Без знаний, полученных от опытных и знающих учителей, человек не способен адекватно оценивать свои поступки и ценить жизнь. Жизнь при условии нехватки знаний и умственных блужданий, начинает превращаться в фантастическую игру, которая не имеет смысла. Но человек постоянно ищет его и придаёт своим поступкам то или иное объяснение. Эти объяснения также слабы, как и его понятия о жизни. Человек мельчает, превращается в открытую ёмкость, в которую сваливается любая информация, имеющая или не имеющая смысла. Всё без разбора попадает в сознание человека, всё без разбора участвует в определении границ жизни человека, его действий. Это глубокая экзистенциональная проблема. Проблема жизни человека и её подлинности, настоящности.

Информационная открытость человека обществу — явление естественное для современности. Замкнутость социальной системы, группы или организации позволяют сохранить традицию, целостность, передать опыт поколению потомков и т.д. Однако, если в такой закрытой социальной системе появляется неправильное толкование того или иного явления жизни, то оно со временем лишь увеличивает эту ошибку. Можно говорить и о позитивных моментах закрытости социальных систем. Так, например, существовало закрытое общество — школа Платона. Выйти из школы было не возможно, так как выносить знания за её пределы считалось преступлением. «Также следствием информационной открытости становится эпистемологическая неопределенность, когда многообразие источников информации не дает однозначного понимания истинной картины мира. Попадая в открытое информационное пространство, научное знание, которое выступало основой мировоззрения и духовным авторитетом светского общества со времен эпохи Просвещения, теряет свою системность и общественную значимость. Свободно распространяясь в интернете, научное знание разбивается на фрагменты, вырывается из контекста, неправильно истолковывается» [3, с.41]. Обыватель, подхватывая это фрагментарное знание, выдаёт его как истинное и при этом, умудряется убедить в его истинности, других людей. Человек хочет быть уважаемым, медийным и тщеславным, и сделает всё, для того, чтобы достичь этого. Совершить необдуманный поступок, выкрикнуть умную фразу, не понимая её смысла — вот чем живёт современный человек. Не важно, что всё сделанное для славы — ложно и фальшиво. Главное получить моментальный эффект, яркая вспышка и больше ничего. Жизнь может быть искажена подобными экспериментами над собой, но человеку сладостно быть в центре внимания, пусть даже на короткое время. Говоря же о науке, нужно указать, что подлинная наука остаётся уделом немногих. Мало кто осознаёт истинное научное знание и может отделить его от того знания, которое смешано информационным блендером современных СМИ.

Таким образом, говоря о мудрости знания в современном информационном обществе необходимо указать, что мудрость — это возможность применения знания. Мудрость это своего рода инструмент или особое состояние практического ума. Знание само по себе бесполезно, если его не реализовать на практике с пользой. Знания могут долгое время находиться в состоянии закрытости и не востребованности. Но наступает момент, совсем неожиданно для людей, когда это закрытое и не востребованное знание вдруг становится определяющим в обществе. Тогда люди начинают активно его культивировать, использовать и т.д. Но не все способны применить это знание на практике, так как это требуется. Мудрость заключается в своевременном и адекватном применении знаний по отношению к современной социальной, политической, экономической и культурной жизни.

Список литературы

  1. Новикова Т.М. Информационное общество и общество знаний // Философское образование. 2017. № 1 (35). С. 89-93.
  2. Пицюк И.Л., Дукачева О.А., Фишман Б.Е. Информационное общество и информационная безопасность: взаимосвязь и взаимообусловленность // Ученые заметки ТОГУ. 2020. Т. 11. № 4. С. 72-77.
  3. Доброродний Д.Г Информационная активность личности как условие информационной открытости общества // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 1. С. 39-43.