Постамат как способ автоматизированного получения заказов

№127-1,

Экономические науки

В статье рассматривается развитие рынка постаматов – почтовых станций-автоматов, производящих приём и выдачу заказов потребителю. Автором анализируется принцип работы постамата, а также преимущества пользования этим терминалом. Отдельное внимание уделяется исследованию процесса распространения постаматов в Республике Беларусь, анализируется перспектива развития рынка постаматов.

Похожие материалы

В настоящее время всё популярнее становится е-commerce, основанная на современных информационных технологиях. С развитием интернет-торговли тесно связано развитие рынка постаматов — почтовых станций-автоматов, производящих приём и выдачу малогабаритных посылок (например, заказов из интернет-магазинов или компаний, занимающихся удалённой торговлей).

В интернет-трейдинге доставка — это важный этап транспортно-логистического процесса. С помощью постаматов заключительное звено доставки значительно упрощается для обеих сторон процесса: у интернет-магазинов уже отпадает необходимость в собственной службе курьеров, и за счёт этого становится ниже цена доставки, что благоприятно воспринимается клиентами.

Постамат (постомат, почтомат) представляет собой терминал с большим количеством разноразмерных ячеек. Загрузка заказов в постамат и получение их осуществляется при помощи кодов, вводимых на сенсорном экране. Обычно терминалы располагаются в местах большого скопления людей (например, на вокзалах, на улицах, в крупных торгово-развлекательных и офисных центрах). Такой принцип размещения — это забота о комфорте клиента посредством предоставления ему возможности выбора наиболее удобно расположенного для него терминала.

Первый постамат появился в Германии в 2001 году — это был результат плодотворного сотрудничества компании по автоматизации KEBA и службы курьеров DHL. Клиенты довольно быстро оценили преимущества такого способа получения заказа — постамат имел успех, и практика его использования стала распространяться по всему миру. Сегодня постаматом активно пользуются в США, Европе, Австралии.

Продвижением постаматов занимаются компании по логистике, почтовые операторы, альтернативные службы доставки.

Подключить интернет-магазин к постамату несложно: заключается договор, и на сайт встраивается модуль для покупательской корзины, на что программисту потребуется 1,5-2 часа.

Клиенты, получающие посылки в пунктах выдачи заказов и в терминалах, — это разные целевые аудитории. Как правило, первые относятся к старшей возрастной категории, консервативны, с недоверием относятся к технике, а вторые — моложе, активно используют информационные технологии, экономят время [1].

Интернет-магазины доставляют в постаматы одежду, обувь, электронику, косметику, парфюмерию, книги и другие свои товары.

Постаматы работают следующим образом: в ячейки с определённой периодичностью загружают посылки, уведомляя клиента об этом посредством e-mail, SMS, push-уведомлений, где сообщается информация не только о факте доставки заказа, но и о коде, сумме к оплате, сроке хранения, а также режиме работы точки. Стандартное время хранения заказа — трое суток, но если получатель не успел забрать адресованную ему посылку, то срок хранения может быть продлён.

При осуществлении заказа товара клиент выбирает из списка удобные по расположению постаматы. Чтобы забрать товар, необходимо ввести полученные реквизиты — тогда в терминале откроется ячейка, в которой находится его заказ. После того как был осуществлён ввод кода, в обязательном порядке подтверждается факт получения товара. Для этого предусмотрены разные варианты: видео- или фотофиксация, цифровая подпись клиента.

Отправитель заказа через владельца терминала получает информацию о том, что посылка выдана и оплата произведена. В том случае, если заказчику товар не подходит, в постамате продумана и реализована функция возврата. При подключении соответствующей услуги можно тут же вернуть заказ в постамат.

При возникновении трудностей у клиента есть возможность позвонить по телефону горячей линии, указанному на терминале.

Можно выделить следующие преимущества пользования постаматом:

  1. Высокая скорость доставки, отсутствие очередей;
  2. Выбор клиентом адреса постамата из предложенного списка;
  3. Возможность получать и оплачивать посылку в одном месте;
  4. Длительность получения заказа занимает не более 1 минуты;
  5. Терминал работает круглосуточно, без перерывов и выходных;
  6. Гарантированность конфиденциальности получаемого заказа;
  7. Простая система пользования терминалом;
  8. Возможность на месте сделать возврат;
  9. Возможность доверить получение заказа другому лицу.

Следует заметить, что функция выдачи постаматом сдачи не предусмотрена, но при этом некоторые компании осуществляют зачисление оставшихся средств на счёт указанного клиентом сотового телефона. Также предусмотрена возможность получения сдачи в офисе оператора терминала.

Рассмотрим отдельно процесс распространения постаматов в Республике Беларусь. По данным исследования «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб 2021», которое было проведено компанией «LOGCONSULT», всего в нашей стране на 2021 год функционирует 33 постамата, из них 24 находятся в Минске. Информация для сравнения: сеть постаматов в Российской Федерации насчитывает около 15 тысяч терминалов, в Польше — 13 тысяч, в Украине — 5 тысяч [2].

В Беларуси на данный момент 3 оператора постаматов:

  1. «Белпочта». Развивает сеть терминалов с 2018 года. Сейчас имеет 20 постаматов, из них 11 установлены в Минске, по 1 в каждом областном центре, а также в Бобруйске, Борисове, Лиде, Орше. Места расположения: возле отделений связи, гипермаркетов;
  2. «DPD». Этот оператор развивает свою сеть терминалов с 2019 года. На данный момент имеет 10 постаматов в Минске в крупных торговых центрах и гипермаркетах;
  3. «Lamoda». В 2020 году совместно с компанией «VSGate» установила 3 терминала в крупных столичных торговых центрах. В планах — установка в 2021 году ещё 10 терминалов в других городах Беларуси. Если эта идея будет успешно претворена в жизнь, то сеть постаматов компании «Lamoda» станет самой крупной в нашей стране.

Из недостатков постаматов «Белпочты» и «DPD» следует указать отсутствие функции оплаты заказа на месте его выдачи (посылку можно забрать только после предварительной оплаты). В тоже время преимуществом постаматов «Lamoda» является возможность оплатить заказ банковской картой в момент его выдачи.

«Европочта» планировала запустить свою сеть постаматов, но отказалась от этой идеи в пользу развития сети своих отделений.

В целом, в Беларуси выдачу заказов через постаматы можно на данный момент назвать непопулярной и незаслуженно недооцененной. Неразвитость этой технологии в нашей стране не позволяет интернет-магазинам присоединиться к уже работающей сети операторов. По данным «LOGCONSULT», чтобы оператор терминалов был выгоден электронному бизнесу, у того должно быть от 500 постаматов по всей Беларуси [2]. На данный момент ни один из имеющихся операторов не соответствует этому критерию и не сможет быстро решить эту проблему. Тем не менее, следует учитывать, что будущее именно за высокотехнологичными решениями удалённой выдачи заказов, в том числе через терминалы.

В мире потребность в постаматах растёт: людям всё больше нравится получать заказы через терминал. Для продавцов доставка в терминал тоже выгодна, так как обходится дешевле курьерской службы. Таким образом, постамат стал удачным решением сочетания удобства для клиента и оптимизации расходов на доставку для клиентов.

Можно прогнозировать, что в целом в мире рынок постаматов будет продолжать своё развитие, улучшая сервис и повышая лояльность клиентов к интернет-магазинам. В перспективе — использование терминалов для доставки продуктов питания, применение в сфере услуг (в обувных мастерских, ателье и т.д.).

Список литературы

  1. Постаматы, или все прелести автоматизированного получения отправлений [Электронный ресурс] / IoT.ru: Новости интернета-вещей. — ООО «Мобитех», 2020-2021. — Режим доступа: https://iot.ru/gorodskaya-sreda/postamaty-ili-vse-prelesti-avtomatizirovannogo-polucheniya-otpravleniy. — Дата доступа: 17.04.2021.
  2. Почему выдача посылок через постаматы не столь популярна в Беларуси? [Электронный ресурсы] / BelRetail.by. — BelRetail.by, 2015-2021. — Режим доступа: https://belretail.by/news/pochemu-vyidacha-posyilok-cherez-postamatyi-ne-stol-populyarna-v-belarusi. — Дата доступа: 16.04.2021.