Франчайзинг в условиях пандемии COVID-19

№128-1,

Экономические науки

В статье рассматриваются проблемы функционирования франчайзинговой бизнес-модели в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Автором проанализированы изменения, произошедшие на мировом рынке франшиз в условиях экономического кризиса, вызванного сложной эпидемиологической ситуацией. Рассмотрены способы решения возникших проблем, приведены примеры креативных подходов к изменению формата работы во франчайзинговых сетях.

Похожие материалы

Экономическая ситуация, вызванная любыми причинами, оказывает влияние на состояние бизнеса в мире в целом, и, в частности, отражается на рынке франшиз. 2020 г. был сложным для всех сфер жизни, в том числе и для рынка франчайзинга — он почувствовал на себе влияние новых обстоятельств, сложившихся в условиях пандемии COVID-19.

В условиях пандемии франчайзинговый бизнес вынужден был искать эффективные способы решения возникших проблем: снижение (отмена) паушального взноса, роялти и рекламного сбора, изменение концепции, разработка специальных предложений, выход на регионы и малые города [1].

В сложной эпидемиологической ситуации франшизодатели продолжали получать заявки на покупку франшиз, но уже в меньших объёмах [2].

Больше всего кризис, вызванный пандемией COVID-19, затронул следующие отрасли: развлекательные услуги, туристический и гостиничный бизнес, общественное питание, индустрия моды, услуги косметологических салонов.

Повышенным спросом в сложной эпидемиологической ситуации пользовались франшизы в таких сферах, как: продуктовая розница в формате «магазин у дома», медицинские услуги, аптечное дело, доставка товаров на дом, пункты выдачи заказов, оказание услуг на дому, онлайн-образование.

По данным портала «Franchise Insights» можно увидеть, как менялся интерес к различным отраслям франчайзинга в течение 2019-2020 гг. (рассматриваемый период — с января 2019 г. по ноябрь 2020 г.) [3]:

  1. Самый высокий темп роста (с 14,5% до 22,5%) продемонстрировали франшизы услуг рабочих по ремонту дома, ландшафтный дизайн, садовнические услуги. Этот факт можно объяснить тем, что в режиме вынужденной самоизоляции у людей появилось время на благоустройство придомовой территории и ремонт домов;
  2. С 8,6% до 13,3% увеличился спрос на франшизы по уборке домов (клининг-франшизы);
  3. С 10,4% до 13,7% возрос интерес к франшизам по уходу за пожилыми людьми и медобслуживанию;
  4. Ситуация с франшизами бизнес-услуг была неоднозначной: сначала запросы на них выросли (с 9,8% в декабре 2019 г. до 13,3% в мае 2020 г.), а потом снизились до 10% в ноябре 2020 г.;
  5. С 17,1% до 10,9% упал спрос на франшизы общепита.

Сложная эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в результате пандемии COVID-19, дала толчок развитию электронного бизнеса. Ограничительные мероприятия на посещение общественных мест значительно повлияли на рост торговли через интернет-сеть — их объём увеличился в 10 раз, в лидерах оказались продукты питания, медицинские препараты и технические средства обработки информации [2].

В сфере общественного питания стала популярна концепция «dark kitchen» — рестораны без посадочных мест, где блюда готовятся на условиях доставки. На актуальность доставки продуктов питания обратили внимание многие заведения сферы общепита и начали активно оказывать эту услугу сами либо обратились к специализированным службам доставки.

В условиях коронавирусной пандемии сеть ресторанов быстрого питания «McDonald’s», работающая по франчайзинговой модели, быстро переориентировалась на обслуживание через окно торговли «МакЭкспресс» (подобно окну «МакАвто») и доставку на дом, а персонал в условиях закрытия залов обслуживания был трудоустроен в действующие магазины различных сетей [4].

В реалиях 2020 года, вызванных пандемией COVID-19, международная сеть магазинов японской и паназиатской кухни «Суши Wok» выдвинула для себя на первый план онлайн-продажи через сайт и специальное мобильное приложение с услугой доставки, распространив этот новый формат и на своих франшизополучателей. Такая политика имела успех, о чём свидетельствуют цифры: объём онлайн-заказов увеличился на 23% и к концу прошлого года составил 57,5% от общего числа [2]. В этот сложный эпидемиологический период «Суши Wok» позаботилась о своих франчайзи: перевела их обучение в дистанционный формат; обнулила роялти и снизила паушальный взнос; дала возможность открывать магазины позже срока, установленного договором.

Особую популярность в условиях пандемии приобрели роботизированные кофе-поинты. На помощь франчайзинговой сети пекарен «Tous Les Jours» и кофеен «Twosome Place» пришли роботы, разработанные компанией «LG». Роботизированные кофейни заинтересовали и сети «Cafe X» [5].

Причиной особой привлекательности франшиз пунктов выдачи заказов от онлайн-магазинов стали следующие факторы: их невысокая стоимость, отсутствие необходимости в специальной квалификации и подготовке кадров. Например, в Российской Федерации запросы на такие франшизы за январь-август 2020 года выросли на 35% [6]. Этот рост наблюдается и сейчас, особенный интерес проявляется к постаматам — почтовым станциям-автоматам, производящим приём и выдачу малогабаритных посылок (например, заказов из интернет-магазинов или компаний, занимающихся удалённой торговлей).

Закономерным является тот факт, что сложные эпидемиологические условия повлияли на мировые и национальные рейтинги компаний. Так, по данным за 2020 год журнала «Entrepreneur», «McDonald’s» не вошёл в топ-10 лидеров рейтинга франшиз: он занял 11-ю позицию, при том, что раньше никогда не опускался ниже пятой [7]. Также логично выглядит и тот факт, что в условиях пандемии и увеличившегося в связи с этим спроса на онлайн-заказы в этом рейтинге поднялась на третье место франшиза доставки «UPS». Показательно и то, что впервые в топ-10 лидеров рейтинга франшиз вошла образовательная франшиза «Kumon Math & Reading Centers». Подтверждением возросшего спроса на клининг-франшизы стало 10-е место в рассматриваемом рейтинге у компании по уборке помещений «Servpro» [7].

Также статистика в целом свидетельствует об уменьшении спроса на франшизы, вызванного коронавирусной пандемией: в 2019 году франшизодатели, участники рейтинга журнала «Entrepreneur», увеличили свои франчайзинговые сети на 12 064 партнёра, а в 2020 году только на 6 935 [7].

На повышенный интерес к сфере медицинских услуг и аптек, лабораторий и центров диагностики франшизодатели отреагировали экономически выгодными предложениями для франчайзи и новыми форматами услуг. Так, медицинская компания «Invitro» разработала очень востребованное в условиях пандемии предложение по удалённому сопровождению клиента с очень широким спектром лабораторно-консультационных услуг [8].

Показателем того, что в режиме вынужденной самоизоляции у людей появилось время на благоустройство своего жилья, является рост прибыли в 2020 г. крупной мебельной компании «IKEA» [9].

В сложной эпидемиологической ситуации понесли серьёзные убытки компании по продаже модной одежды. Так, крупный fashion-ритейлер «GAP», был вынужден в прошлом году закрыть 70 своих магазинов [10].

Пандемия COVID-19 привела к закрытию границ, что стало серьёзной проблемой для международного туристического бизнеса. Однако этот факт позволил обратить внимание на потенциал внутреннего туризма, особенно на возможность отдыха на свежем воздухе без большой скученности людей. Таким образом увеличился интерес к агро- и экоусадьбам, что привело к увеличению сети национальных франшиз в сфере экотуризма.

Хорошим примером принятия креативных решений в сложных эпидемиологических условиях стал проект сети турагентств «Слетать.ру»: она разработала франшизу по доставке товаров из магазинов и назвала её «Слетать в магазин», предложив франчайзи небольшой размер паушального взноса, привлекательную сумму инветирования и быстрый запуск [11].

Пандемия не прошла бесследно для сферы общественного питания, она внесла изменения и в рынок франшиз общепита, определив основные тренды:

  1. Особенно актуальны для соблюдения санитарно-гигиенических норм бесконтактные технологии;
  2. Из-за ограничений на внешний туризм представляют интерес кухни зарубежных стран;
  3. Пандемия заставила людей обратить особое внимание на активный и здоровый образ жизни и, в связи с этим, на здоровое питание, что предполагает натуральные, экологически чистые продукты и популярность растительных белков;
  4. Популярность заведений общепита с посадочными местами на свежем воздухе [12].

Следует отметить, что франчайзинговые сети лучше других пережили пандемию. Пандемия вызвала экономический кризис и рост безработицы, поэтому франшизы стали вызывать интерес как уже проверенная модель бизнеса, а следовательно, имеющая больше шансов на успех. В основном предприниматели не хотели рисковать в условиях кризиса и предпочитали пополнять франчайзинговые сети.

После отмены ограничений и проведения массовой вакцинации экономисты-аналитики прогнозируют рост франчайзинговых сетей, увеличение конкурентной борьбы среди тех отраслей, которые сейчас переживают кризис [12].

М. Сиберт, аналитик из США, глава «iFranchise Group», предполагает в постпандемийное время возрастание интереса к бизнес-технологии франчайзинга и рост продаж франшиз [13].

Таким образом, пандемия COVID-19 внесла серьёзные коррективы в развитие франчайзинговой сети во всём мире. Она заставила франчайзеров в сложной эпидемиологической ситуации искать новые форматы работы. Приобретённый франчайзинговыми предприятиями новый опыт положительно скажется на дальнейшем развитии рынка франшиз.

Список литературы

  1. Чем запомнился 2020 год для рынка франчайзинга [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/osnovnyie-itogi-goda. — Дата доступа: 03.03.2021.
  2. Опустились на 100-е место в рейтинге привлекательности — что происходит на белорусском рынке франчайзинга [Электронный ресурс] / Про бизнес: Сообщество предпринимателей. — Минск, 2014–2021. — Режим доступа: https://probusiness.io/management/7626-opustilis-na-100-e-mesto-v-reytinge-privlekatelnosti-chto-proiskhodit-na-belorusskom-rynke-franchayzinga.html. — Дата доступа: 18.02.2021.
  3. Как менялся интерес к франчайзингу на протяжении двух лет [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/kak-menyalsya-interes-k-franchajzingu-na-protyazhenii-dvux-let. — Дата доступа: 18.02.2021.
  4. Пандемия заставляет искать новые решения — McDonald’s открыл ресторан в торговом зале гипермаркета [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/pandemiya-zastavlyaet-iskat-novyie-resheniya-mcdonald%E2%80%99s-otkryil-restoran-v-torgovom-zale-gipermarketa. — Дата доступа: 03.03.2021.
  5. Робокафе не смогли пережить пандемию [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/robokafe-ne-smogli-perezhit-pandemiyu/. — Дата доступа: 03.03.2021.
  6. Франшизы пунктов выдачи заказов набирают популярность [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/franshizyi-punktov-vyidachi-zakazov-nabirayut-populyarnost. — Дата доступа: 03.03.2021.
  7. Последствия Covid-19 — McDonald’s вылетел из топ-10 лидеров рейтинга франшиз от Entrepreneur [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/posledstviya-covid-19-mcdonald%E2%80%99s-vyiletel-iz-top-10-liderov-rejtinga-franshiz-ot-entrepreneur. — Дата доступа: 03.03.2021.
  8. Инвитро запустит виртуальный госпиталь [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/set-turisticheskix-agentstv-zapuskaet-franshizu-dostavki-produktov. — Дата доступа: 03.03.2021.
  9. Bershka, Pull & Bear и Stradivarius закрываются в Китае, а IKEA отчитывается о хорошей выручке за 2020 год [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/bershka-pull-and-bear-i-stradivarius-zakryivayutsya-v-kitae-a-ikea-otchityivaetsya-o-xoroshej-vyiruchke-za-2020-god/. — Дата доступа: 03.03.2021.
  10. GAP закрывает магазины в Европе [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/gap-zakryivaet-magazinyi-v-evrope. — Дата доступа: 03.03.2021.
  11. Сеть туристических агентств запускает франшизу доставки продуктов [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/pandemiya-zastavlyaet-iskat-novyie-resheniya-mcdonald%E2%80%99s-otkryil-restoran-v-torgovom-zale-gipermarketa. — Дата доступа: 03.03.2021.
  12. Общепит и COVID-19, тренды на следующий год [Электронный ресурс] / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/obshhepit-v-covid-19-i-trendyi-na-sleduyushhij-god. — Дата доступа: 03.03.2021
  13. Американский эксперт полагает, что 2021 год станет одним из лучших за всю историю существования франчайзинга / Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». — Минск, 2011–2021. — Режим доступа: https://belfranchising.by/novosti/novosti-kompanii/kak-menyalsya-interes-k-franchajzingu-na-protyazhenii-dvux-let. — Дата доступа: 18.02.2021.