Проблемные аспекты правового регулирования адвокатской деятельности в РФ

№128-1,

Юридические науки

Цель статьи — проработка анализа правового регулирования адвокатской деятельности РФ, а также разработка предложений усовершенствованию и упорядочению положений нормативно-правовых актов, регулирующих эту деятельность. Новизна статьи заключается в рассмотрении действующий Федеральных Законов в сфере регулирования адвокатской деятельности РФ. В результате даны выводы и рекомендации по совершенствованию правового регулирования адвокатской деятельности РФ.

Похожие материалы

Юридические услуги можно разделить на 2 вида: юридический консалтинг и представительство, включая судебное представительство. Во многих странах, где хорошо развита правовая структура, оказание юридических услуг осуществляется юристами, которые называют себя адвокатами. В России не только адвокаты имеют право на оказание услуг юридической консультации.

Как и во всех развитых странах в России тоже есть категория юристов, которые могут получить адвокатский статус, сдав экзамен и, выполнив обширный ряд требований. Исходя из того, что ряд этих требований очень широк, следует вывод о серьезном отношении и отбору кандидатов на получение адвокатского статуса. Строгий и тщательный отбор кандидатов на получение статуса адвоката благоприятно сказывается на качестве предоставляемых ими услуг, однако наряду с адвокатами юридические консультации оказывают и юристы, у которых нет адвокатского статуса.

Из всего вышесказанного можно отметить, адвокатская деятельность считается основной, но не единственной формой предоставления юридической помощи в Российской Федерации. Прежде всего конкуренцию адвокатской деятельности составляют компании из сферы частного консалтинга. Такие компании также оказывают аналогичные услуги правового характера, предоставляют юридическую помощь и консультируют своих клиентов в правовой сфере. Такого рода консалтинг представляет собой предпринимательскую деятельность по оказанию юридических услуг с целью получения прибыли. Более того, сосчитать консалтинговые юридические фирмы достаточно сложно, на них не распространяется законодательство об адвокатуре. Чтобы стать консультантом в юридической консалтинговой конторе не обязательно иметь юридическое образование. Сотрудники, которые оказывают услуги юридического консалтинга, могут быть судимыми за умышленные преступления. Консалтинговые юридические фирмы не обременены обязательством оказания бесплатной юридической помощи и работают по упрощенному налогообложению. Сложившуюся ситуацию нужно срочно исправлять.

Деятельность адвоката, как и деятельность юриста, которые не имеют адвокатского статуса, нацелена на удовлетворение потребностей частных лиц и организаций в правовых услугах. Однако, в их деятельности есть ряд принципиальных отличий: адвокатская деятельность осуществляется только адвокатом, в соответствии в ст. 1 Закона об адвокатуре не является предпринимательской и некоторых других.

Адвокатская деятельность имеет сходство с коммерческой деятельностью, но не может считаться коммерческой, так как это бы противоречило самой ее сущности как публичной деятельности. Деятельность адвоката является правоохранительной о своей сути и невозможна при наличии условий частноправовых отношений, так как она реализуется в рамках публичных правоотношений, лишенных коммерческих целей.

Адвокатская деятельность осуществляется на основе обязательного членства в одной из адвокатских палат, которые работают в рамках общих этических правил. Адвокатура не составляет одну из ветвей органов государственной власти и местного самоуправления. Адвокат действует на основе принципов законности, независимости, корпоративности, а также на основе принципа равноправия между другими адвокатами.

Недостатки правового регулирования адвокатской деятельности были выявлены, как только приняли Федеральный закон от 31 мая 2002г. # 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Основным недостатком принято считать слабое регулирование оказания квалифицированной юридической помощи. Проблемой российского рынка юридических услуг является низкий уровень профессионализма лиц, которые оказывают юридические услуги частным лицам и организациям на постоянной основе. На сегодняшний день представительство в суде могут осуществлять круг лиц, у которых нет необходимых знаний и должного опыта в области права.

Двойные стандарты и вседозволенность частных консалтинговых организаций приводят к тому, что граждане получают некачественную юридическую помощь. Ситуация приводит к порождению коррупции и взяточничества. Такое положение подрывает престиж профессии адвоката и адвокатский статус. Адвокатское сообщество уже давно требует навести порядок в сфере оказания юридической помощи.

Большое значение на регулирование деятельности адвокатов также имеют Гражданский процессуальный Кодекс РФ, Уголовный процессуальный Кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, ФЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи». В данных нормативных актах содержатся правила по порядку оказания помощи определенной категории граждан, также условия участия в судебных процессах.

Институт адвокатуры представляет собой профессиональное объединение, а также выступает как один из элементов гражданского общества. Он был создан с целью защиты прав и интересов граждан путем оказания квалифицированной юридической помощи. А.А.Воронов пишет ««институт адвокатуры в современном мире является своего рода фундаментом гражданского общества. Не имея знаний об адвокатуре, невозможно оценить всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Понимание значимости защиты прав и свобод человека, овладение культурой прав человека дает ориентир личности, государству в оценке существующих политических режимов, правовой и нравственной культуры российской государственности, правосознания народа» [4, с. 6].

Несмотря на то, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, все же сочетает в себе их некоторые черты, будучи институтом гражданского общества. В связи с этим адвокатура обладает свойствами ограниченной публичной власти, которая не является государственной или политической. В частности, свойства ограниченной публичной власти позволяют объединить адвокатуру в масштабах страны с созданием Федеральной палаты адвокатов и активным функционированием Совета Федеральной палаты адвокатов РФ.

Согласно Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Более того, Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ и ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривают возможность участия адвоката в рассмотрении гражданского дела. Однако в наши дни роль адвокатуры в правовом понимании сводится к участию его в уголовном процессе. Адвокат выступает в качестве гаранта соблюдения субъективных прав граждан и организаций в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Адвокат указан в списке лиц, которые могут быть представителями в суде. Однако существует проблема участия адвоката в гражданском процессе, так как государство соблюдает и защищает права и интересы граждан на высоком законодательном уровне. При всех этих условиях у адвокатуры появляется двойственное назначение. Будучи институтом гражданского общества, адвокатура является важным составляющим в механизме социального контроля за деятельностью государства. Также адвокат вправе не просто давать совет своему доверителю, но и вправе самостоятельно осуществлять свою деятельность в судебном процессе без участия своего доверителя. Государство устанавливает данную норму как способ юридической защиты, соответственно данный институт должен быть эффективным средством в защите нарушенных прав. Однако, услугами адвоката не всегда принято пользоваться в гражданском судопроизводстве. Граждане и организации доверяются непрофессионалам-юристам или приходят за помощью в сомнительные частные конторы, которые гарантируют юридическую поддержку, а дна деле оказывают низкоквалифицированную помощь на коммерческой основе.

Большой проблемой служит и деятельность недобросовестных лиц, которые вовлечены в совершение незаконных или коррупционных деяний. К примеру, лица, лишенные адвокатского статуса или нотариального сообщества за совершение каких-либо аморальных поступков, продолжают заниматься оказанием юридических услуг в качестве юриста или работника коммерческой организации. На сегодняшний день в Российской Федерации нет эффективного законодательного механизма регулирования деятельности таких лиц. Это большой минус, который дает право таким недобросовестным лицам продолжать свою деятельность. Нынешнее законодательство регулирует порядок доступа к профессии только незначительной части от огромного числа представителей юридической профессии. Тем самым на рынке предоставления юридических услуг все чаще встречаются недобросовестные юристы и консультанты без должного образования и практики. Оказание профессиональных юридических услуг и качество таких услуг находятся вне рамок правового регулирования. Баланс на рынке юридических услуг и системы адвокатуры зависит в целом от эффективного законодательного регулирования, которое осуществляется государственной политикой в сфере оказания квалифицированной юридической помощи. Ситуация на рынке юридических услуг усугубляется тем, что в РФ отсутствует какой-либо эффективный механизм контроля качества оказываемой юридической помощи, исключение составляет дисциплинарная ответственность адвокатов.

На сегодняшний день проблемы, которые были описаны в предыдущей главе, не решаются в рамках действующего Закона об адвокатуре. Это также является и следствием применения его устаревших и малоэффективных положений.

Институт российской адвокатуры требует нововведений, а именно четкого определения места адвоката в системе правовой помощи. В первую очередь, нужно разграничение сферы ответственности адвокатов и других консультантов-юристов без адвокатского статуса. Улучшение качества работы адвокатов возможно при том условии если только лучшие юристы будут иметь стремление попасть в адвокатуру и получить статус адвоката, а не в общий консалтинг юридических услуг, который сейчас переполнен неквалифицированными юристами. Это все возможно достичь если предоставить адвокатуре процессуальные преимущества, которые сделают ее предпочтительней, а по каким-то видам юридических услуг единственной формой их предоставления. Таким образом, к адвокатам станет возможным предъявлять реальные требования по квалификации и осуществлять в адвокатских сообществах проверку и «чистку» от недобросовестных и плохо квалифицированных специалистов.

Создание союза юридических консультантов, которые обладают высочайшим профессиональным статусом и более высоким статусом, чем юристы в наше время, является общей целью внесения изменений в нынешнюю адвокатуру Российской Федерации. Каждый член такого союза должен отвечать высоким этическим и профессиональным требованиям, а также дорожить приобретенным статусом адвоката. Другими словами, предложение создания союза сводится к повышению ответственности и компетентности адвокатов взамен на предоставление ими высокооплачиваемых юридических услуг.

В России нет законодательного регулирования правоотношений в сфере оказания квалифицированной юридической помощи, так как к такой юридической деятельности относится адвокатская и нотариальная деятельность. Однако, в Российской Федерации нигде не закреплен термин «квалифицированная юридическая помощь». К адвокатам всегда предъявляются повышенные квалификационные и морально-этические требования, так как они являются участниками судопроизводства и реализуют ряд значимых функций. И именно по этой причине адвокатура находится под вниманием государства, публичных характер задач адвокатуры и независимость адвокатского сообщества является основой отношений между государством и институтом адвокатуры.

Лица, которые получают юридическую помощь от адвоката, должны быть полностью уверенны в том, что это безопасно и их права и интересы неприкосновенны. В связи с этим понятие «квалифицированная юридическая помощь» должна включать в себя наличие у адвоката правового статуса, который позволяет получить такую помощь безопасно, эффективно и в полной мере воспользоваться возможностями государственно-правовой системы для защиты своих прав и законных интересов.

Основными задачами развития правового регулирования адвокатуры являются:

  1. Совершенствование механизмов допуска к адвокатской практике и получению статуса адвоката;
  2. Законопроект по разделению адвокатов по разным видам судопроизводства и отраслям права;
  3. Усиленный контроль за деятельностью адвокатов, а также за соблюдением ими правил профессиональной этики путем определения стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и контроля за их соблюдением в самом союзе профессиональных адвокатов;
  4. Выработка адвокатов в союзе профессиональных юристов нетерпимого отношения к коллегам, которые нарушают профессиональную этику и не соблюдают критерии оказания качественной юридической помощи;
  5. Всеобщее информирование населения о качественной юридической помощи адвокатов, которое стимулирует спрос на их услуги;
  6. Расширение участия адвокатуры в сфере оказания качественной бесплатной юридической помощи.

Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ следует пересмотреть и более четко определить там следующие положения:

  1. Создание регулярного механизма профессионального совершенствования и подтверждения статуса адвоката;
  2. Внести запрет на осуществление оказания любых юридических консультаций адвокатом, который был лишен адвокатского статуса;
  3. Пересмотреть статью 9 настоящего ФЗ «Об адвокатской деятельности» (пункт 2.2, в котором говорится о том, что не вправе получить адвокатский статус лица имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.) Адвокат не должен иметь право получения адвокатского статуса в случае наличия какой-либо судимости, иначе теряется смысл того, что он осуществляет свою деятельность, следуя закону и моральной этике, ведь он уже нарушил закон, за что и был осужден.

Основанием для введения новшеств и изменений в адвокатуре и сфере оказания юридической помощи является необходимость создания единого национального рынка правовой помощи, путем регулирования доступа к профессии адвокат и повышения конкуренции в профессиональном юридическом сообществе.

Решение поставленных выше задач приведет к процессу интеграции современной российской адвокатуры в мировое адвокатское сообщество, а также к развитию системы бесплатной юридической помощи населению страны. Это также способствует формированию современного правосознания граждан.

Напрашивается вывод о том, что деятельность адвокатов занимает основное место в системе защиты прав человека и гражданина, поэтому адвокаты не должны нарушать закон и Кодекс профессиональной этики адвокатов. Более того, адвокатским палатам следует чаще реагировать на заявления граждан для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности. И при выявлении нарушений нужно привлекать адвоката к дисциплинарной ответственности лишением его статуса адвоката без возможности вернуться назад. В свою очередь, адвокат будет добросовестно относиться к своим обязанностям и обдумывать все процессуальные действия, чтобы не допускать ошибки в своей работе, тем самым способствуя оказанию качественной юридической помощи.

Институт адвокатуры, являясь институтом гражданского общества, должен быть саморегулируемым, однако государство должно определить основные правовые нормы, которые будут более жестко закреплять и устанавливать условия и ограничения, правила и ответственность адвокатов. Требуется решить ряд проблем, которые связанны с четкой регламентацией ответственности адвокатов за их проступки. Только если государство закрепит ответственность адвокатов более жёсткими мерами в правовых актах и законах на Федеральном уровне, будет соблюдаться право населения на получение качественной квалифицированной юридической помощи. А также институт адвокатуры обретет всеобщее уважение и доверие населения страны.