Организация контроля знаний учащихся при дистанционном обучении

NovaInfo 128, с.1-2, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Физико-математические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Обсуждается роль контроля знаний школьников при дистанционном обучении. Предлагаются метод оценивания знаний учащихся с помощью Google Таблиц и Google Форм.

Ключевые слова

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, МЕТОДИКА, ОЦЕНКА

Текст научной работы

Контроль результатов и проверка успеваемости является одним из основных элементов процесса обучения. Контроль знаний имеет место не только после изучения темы, какого-либо раздела, он важен на всех этапах изучения программного материала. Основной функцией контроля является диагностика результатов обучения и их своевременная корректировка.

У каждого учителя или преподавателя выстроена своя система контроля знаний, чаще всего — единая для всех этапов образовательного процесса. Функции контроля многообразны: диагностическая, развивающая, обучающая, прогнозирующая и другие. Мы считаем, что контроль должен отвечать не только запросам учителя, но и интересам ученика. Контроль знаний — прежде всего мотивация школьника или студента к дальнейшему обучению. Важно, чтобы учащийся осознавал и мог правильно оценивать уровень своих знаний и умений на всех этапах обучения, мог понять, как улучшить свой образовательный уровень. Оценка учителя — это стимулирующий фактор к самообразованию, развитию и совершенствованию личностных достижений.

Контроль результатов обучения стал особенно востребован при смешанном обучении. Большинство педагогов признает, что в будущем образование целиком, либо большей частью, будет осуществляться дистанционно, вследствие чего появляется необходимость в автоматизированных методах проверки успеваемости.

Рассмотрим систему, которую мы предлагаем для оценивания обучающихся по физике и астрономии на дистанционном обучении в период 2019-2020 учебного года на примере уроков астрономии в 11 классе.

Основными платформами для выставления оценки служили Google Таблицы и Google Форма. Каждый учащийся получал оценку по общему количеству баллов, набранных за неделю (от 2-х до 4-х уроков, в зависимости от класса). Коммуникация происходила через общую группу в «Вконтакте».

Урок традиционно начинался с переклички, ученикам отводилось 15 минут от начала урока, чтобы успеть отметить свое присутствие на занятии в специальном разделе, после чего они приступали к выполнению задания. По окончании урока нужно было предоставить выполненные задания на проверку и получить домашнее задание к следующему занятию.

Баллы, набранные за неделю — за посещение, за выполнение работы на уроке и домашнего задания, собирались в сводную таблицу Рисунок 1. Внизу каждого из пунктов указан максимальный балл за выполнение задания. В качестве работы на уроке может быть проведен тест по результатам усвоения материала прошлых тем, либо нового материала. Тест создан на платформе Google Форма, ответы в нем автоматически обрабатываются и также заносятся в таблицу.

Таким образом, в конце недели мы получаем итоговую таблицу успеваемости по каждому ученику. Учитывая максимально возможный балл по каждому пункту, мы можем рассчитать максимальное количество баллов (1), которое может набрать учащийся за все задания:

M=SUM("first.cell":"last.cell") (1)

Где M — максимальное количество баллов, «first.cell», «last.cell» — первая и последняя ячейка с данными.

Сравнивая набранное количество баллов с максимальным значением удается рассчитать процент успеваемости по формуле (2):

Y=\frac{B}{M}\times100\% (2)

Где Y — процент успеваемости, B — кол-во баллов, набранных учеником.

Исходя из процента успеваемости автоматически выставляется оценка по следующим критериям:

  • % успеваемости от 0 до 49 — оценка неудовлетворительно;
  • % успеваемости от 50 до 69 — оценка удовлетворительно;
  • % успеваемости от 70 до 85 — оценка хорошо;
  • % успеваемости от 86 и выше — оценка отлично.

Для автоматического выставления оценки используется логическое выражение (3):

O=if(Y<50\%;2;if(Y<70\%;3;if(Y<86\%;4;5))) (3)

Где О — оценка.

Дистанционно обучение длилось на протяжении месяца, а это значит, что каждый учащийся получил по 4 отметки, чего достаточно для выставления оценки за четверть. Для выставления четвертной (полугодовой) и годовой отметки было также решено воспользоваться возможностями автоматизации Google Таблиц. Оценки за каждую неделю автоматически переносились в новую таблицу функцией (4):

=IMPORTRANGE("http";"List1!D") (4)

Где «http» — ссылка на таблицу, «List1» — название листа с таблицей, D — диапазон значений.

По результатам всех оценок, рассчитывая рекомендуемую (среднюю) (5), выставляется четвертная (полугодовая) оценка (6).

O_{p} =\frac{S}{N} (5)

Где Op — рекомендуемая оценка, S — сумма всех оценок ученика, N — кол-во оценок.

O4 =if(Op <2,5;2;if(Op <3,5;3;if(Op <4,5;4;5))) (6)

Где O4 — четвертная (полугодовая) отметка.

Аналогично формуле 5 и логическому выражению 6, происходит выставление и годовой отметки по предмету с учетом оценок за предыдущие четверти, либо полугодия.

По результатам использования данной системы оценивания обучающихся на дистанционном обучении, хочется отметить некоторые, самые важные отличительные особенности. Во-первых, данная система является крайне «прозрачной», то есть любой ученик, либо родитель может видеть не только посещения и конечную отметку, но и контролировать все этапы ее получения. Во-вторых, использование данной системы позволяет учащимся самостоятельно прогнозировать будущую отметку и заведомо предпринять меры для ее улучшения, что безусловно отразится на итоговом результате, а соответственно и на качестве обучения.

Эта система призвана облегчить процесс выставления отметки также и со стороны учителя. Так как, вся работа учителя будет сводиться к выставлению баллов за проверенные работы, а текущая, четвертная и годовая оценки будут выставляться автоматически, останется лишь перенести их в основной школьный журнал.

Сводная таблица успеваемости
Рисунок 1. Сводная таблица успеваемости

Читайте также

Список литературы

  1. Раззаков Ш. И. Контроль знаний в системе дистанционного обучения / Ш. И. Раззаков, У. З. Нарзиев, Р. Б. Рахимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10934/ (дата обращения: 27.12.2020).

Цитировать

Кубышкина, С.А. Организация контроля знаний учащихся при дистанционном обучении / С.А. Кубышкина, В.В. Ткачёв. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 128. — С. 1-2. — URL: https://novainfo.ru/article/18801 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться