Управление инновационными процессами как эффективность образовательного процесса в школе

№129-1,

Педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы управления инновационными процессами образовательного пространства школы, отмечается эффективность внедрения инновационной деятельности в общеобразовательный процесс, рассмотрены технологии управления инновационными процессами в общеобразовательной школе.

Похожие материалы

Актуальность статьи определена тем, что на сегодняшний день обновленное содержание образования в Республике Казахстан способствует развитию новых направлений, старые направления претерпевают изменения. Следовательно, эффективность образовательного процесса в школе заключается в совокупности управления инновационными процессами.

Следует отметить, что традиционные образовательные программы без внедрения инновационных методов обучения не удовлетворяют потребности как педагогов, так и учащихся.

Формирование креативной личности в процессе обучения возможно только при готовности педагога к инновационной деятельности. Г.А. Бордовский определяет в качестве перспектив развития в современных условиях педагогических традиций образования применение инновационных технологий в обучении [3, c.54].

На сегодняшний день широко используется термин «управление инновационными процессами в образовании» который подразумевает управление образовательной системой, в которой заложены возможности к саморазвитию, а также обеспечению полноценному развитию всех его субъектов.

Как отмечает Н. В. Медведева управление инновационными процессами в школе представляет не какой-либо определенный предмет, а совокупный процесс внедрения новации в социум и различных работ, благодаря которому могут появляться настоящие инновации [5, c.96].

Управление инновационными процессами в школе как эффективное средство образовательного процесса заключается в проведении следующих мероприятий [2, c.180]:

  • исследовательская работа, которая направлена на какое-либо открытие (получение новых знаний) или изобретение;
  • проектная деятельность, которая направлена на практическое применение полученных теоретических знаний для создания чего-то нового, что в последствие станет непосредственно инновационным проектом;
  • деятельность образовательного характера, с помощью которой вовлеченные в инновационный процесс субъекты, получают опыт или теоретические знания, благодаря которым к ним приходит понимание того, что необходимо делать каждому для практической реализации проекта.

Как отмечает О.В. Ковальчук главный тезис в управлении инновационными процессами в общеобразовательной школе — это одновременно развивающаяся и развивающая образовательная система [4, c.92].

Управление инновационными процессами как эффективность образовательного процесса в школе состоит из следующих компонентов:

Согласно современным требованиям, содержание образование направлено не только и не столько на то, чтобы передать обучающимся знаний по предмету, а на развитие в них навыков, соответствующих современной реалии. Все это должно преподноситься в качестве мультимедийного контента, который передается с помощью современных средств коммуникации [4, c.93].

Методы, использующиеся в современном образовательном процессе интерактивны, их основным направлением является взаимодействие учащихся и педагога, их непосредственное вовлечение в процесс, а не простое выслушивание материала.

Инфраструктура образовательного процесса включает в себя организационную, технологическую, коммуникационную и информационную составляющую, благодаря чему есть возможность активно применять дистанционные формы обучения [3, c.67].

Так, в рамках инновационных педагогических технологий В.И. Богословский выделяет педагогические и организационные инновации [2, c.182].

К педагогическим инновациям относятся следующие технологии:

  • игровые;
  • проектное обучение;
  • информационные технологии;
  • средства мультимедиа,
  • интегрированные занятия и прочее.

К организационным инновациям В.П. Баранчеев относит нетрадиционные методы педагогического процесса, нетрадиционные формы организации учебного процесса, игровая технология, технология «обучение в сотрудничестве», технологии здоровьесберегающего обучения и прочее [1, c.105].

В систему управления инновационными процессами в общеобразовательной школе интегрируются информационно-коммуникационные технологии, то есть подразумевает внедрение различных, связанных с информатикой областей предметов в сознание учеников для понимания всех процессов информатизации современного общества.

Не менее важное значение, имеет обучение компьютерным программам школьников, с одновременным внедрением элементов информатики в школьную программу обучения — целью этого процесса является полная перестройка образовательной системы и приведение ее к современному виду [1, c.106].

В управление инновационными процессами как эффективное средство процесса обучения в школе следует применять портфолио, которое одинаково необходимо как ученику, так и его педагогу — для первого это способ организовать свои навыки, полученные в процессе обучения, для второго — возможность наладить конструктивный диалог, а также инструмент, позволяющий объективно оценить накопившиеся знания.

В связи с этим учителем можно назвать любого, кто руководит образовательным процессом, а учеником — каждого обучающегося. Наиболее распространенными видами портфолио являются [4, c.94]:

  • портфолио — отчет;
  • портфолио достижений;
  • портфолио-планирование собственной работы;
  • портфолио для самооценки. Каждый из вышеперечисленных типов имеет полный спектр характеристик, но для планирования нужно определиться с самой важной и выбрать именно ее. Для того, чтобы правильно выбрать тип портфолио, нужно определиться с причинами, по которым оно создается.

Одной из отличительных черт портфолио является его ориентированность на личность конкретно взятого учащегося. Это помогает учителю найти индивидуальный подход к каждому школьнику, в зависимости от его способностей [4, c.95]:

  • изначально учащийся под руководством учителя определяет цель создания портфолио;
  • учащийся самостоятельно занимается подбором материала;
  • основой для оценки работы учащегося являются взаимооценка и самооценка.

Так же в систему управления инновационными процессами входит технология проектного обучения, которая реализуется с помощью творческих заданий, которые могут выполняться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Н. В. Медведева утверждает, что технология проектного обучения позволяет ему обеспечить высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях [5, c.98].

Применение мультимедийных технологий способствует активизации и повышению интереса учащихся к занятиям, происходит развитие алгоритмического стиля мышления, учащиеся способны к принятию оптимальных решений и вариативных действий, развивается творческая деятельность.

Еще одной из важнейших особенностей является рефлексия, которая помогает учащемуся в процессе самоотчета. Она является наиболее важным механизмом самоаттестации.

Помимо того, что благодаря эффективной работе по управлению инновационными процессами в школе учащийся получает навыки сбора и структурирования информации, а также ее правильной подачи, он получает метакогнитивные умения.

Следовательно, управление инновационными процессами в школе является эффективным средством повышения всего образовательного процесса, его можно оценивать в качестве инструмента, позволяющего наиболее эффективно развивать критическое мышление учащихся, развитию познавательного интереса и прочее. Эта совокупность современных способов оценки и техники развития критического мышления позволяет оценить, насколько учащийся способен к самообразованию, что является основной целью современного процесса обучения.

Таким образом, управление инновационными процессами в общеобразовательной школе заключается в отношении события или действия, в основе которого лежит какая-либо концепция, направленная на развитие той или иной сферы и ее полное преобразование.

Возможности инновационного обучения достаточно обширны, в образовательном процессе должны применяться все инновационные методы в совокупности (мультимедиа, Интернет, обучающие программы и прочие), причем как в качестве вспомогательных, так и в качестве образовательных средств.

Список литературы

  1. Баранчеев В. П. Управление инновациями [Текст]: учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. — М.: Юрайт, 2018. –720 c.
  2. Богословский В.И., Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы [Текст] / В.И. Богословский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2019. — № 152 — С. 180-185.
  3. Бордовский Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С. Ю. Управление качеством образовательного процесса [Текст]: монография / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 169 с.
  4. Ковальчук О.В. Модернизация и проблемы инновационного управления развитием образовательных систем [Текст] / О.В. Ковальчук // Человек и образование. — 2018. — № 3 (36). — С. 92-97.
  5. Медведева Н. В. Инновационный подход к управлению системой образования [Текст] / Н. В. Медведева // Материалы Ивановских чтений. — 2018. — № 2. — С. 96-100.