Тестовый контроль в начальной школе

№18-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены эффективные способы контроля в начальной школе на уроках английского языка. Освящены особенности применения тестового контроля, показатели качества тестирования и его влияние на учебный процесс младшего школьника.

Похожие материалы

Контроль за качеством обучения в начальной школе - это проверка результатов теоретического и практического усвоения учебного материала младшими школьниками. У младших школьников еще недостаточно развиты навыки самоконтроля и учебной деятельности, поэтому учащимся требуется особенное внимание педагога: корректировка и направление в организации обучения. Все чаще в современной педагогике используется тестовый контроль. Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «проверка». Тестовый контроль - эффективное средство организации контроля в начальной школе, потому что с его помощью обеспечивается успешная реализацию целей и всех функций контроля, а также удовлетворяются требования, предъявляемые к качеству контроля. Одним из главных достоинств такого контроля можно считать его мобильность, быстроту проведения, а также тесты удобно использовать для самоконтроля учащихся и для индивидуальных занятий.

На уроках по английскому языку применяется лингводидактические тестирования. Лингводидактический тест в начальной школе – представляет собой комплекс задач, позволяющих выявить у учащихся начальных классов уровень усвоения учебного материала и оценить результаты обучения по определенным педагогическим критериям.

Тестовый контроль отличается от других методов контроля тем, что представляет собой специально подготовленный контрольный набор задач, который позволяет надежно и адекватно оценить знания учащихся с помощью статистических методов. Все вышеуказанные преимущества тестового контроля могут быть достигнуты лишь при использовании основных показателей качества теста: валидность, практичность, надежность, экономичность дифференциальная способность.

Валидность – представляет собой характеристику теста, которая показывает, что именно измеряет тест и его эффективность. Валидность теста означает его пригодность для определения уровня владения определенными иноязычными речевыми навыками и умениями.

Понятие надежности включает в себя и валидность теста. Надежность теста определяется стабильностью его функции в качестве инструмента измерения. Надежный тест дает примерно одинаковые результаты при повторном применении.

Дифференциальная способность - характеристика теста, которая указывает на способность данного теста выявлять учащихся с различными уровнями владения учебным материалом, то есть с достаточным и недостаточным уровнем владения иностранными навыками и умениями.

Практичность - характеристика теста, которая определяет:

доступность и посильность инструкций теста и содержания тестовых заданий для понимания тех, кто выполняет теста, простота организации проведения тестирования в различных условиях, простота проверки ответов и определение результатов и оценки.

Экономичность - характеристика теста, которая предусматривает минимальные затраты времени, усилий и средств на подготовку теста от планирования до издание.

Тесты бывают стандартизированные и нестандартизированные.

Стандартизированный тест является таким, который прошел предварительное испытание на большом количестве тестируемых и имеет количественные показатели качества. Подготовка такого теста требует кропотливой работы и длительного времени. Стандартизированные тесты сопровождаются паспортом, в котором содержатся нормы, условия и инструкции для многократного использования теста в различных условиях.

Нестандартизированные тесты как правило разрабатываются педагогом для занятий и контроля знаний своих учеников. Такие тесты составляются на материале пройденной темы или раздела для проверки уровня сформированности определенного навыка или умения и как правило применяются во время текущего контроля с целью обеспечения обратной связи на занятиях по английскому языку.

Педагогический контроль в начальной школе проводится таким образом, чтобы каждая тема была педагогически и методически завершенной, чтобы учащиеся начальной школы проходили полный цикл процесса усвоения - от первичного восприятия содержания до закрепления и применения усвоенного информации в моделях реальной практики.

Тесты в начальной школе могут быть различных форм: табличной, словесной, графической, символической. Все эти тесты

рассчитаны на проверку знаний и представлений, а так же понимание материала (то есть соответствуют первому уровню усвоения). Тестовый контроль по английскому языку в начальной школе предусматривает системный подход к организации и включает все четыре основных вида контроля: текущий, тематический, рубежный и итоговый. Каждый их этих видов контроля имеет свои особенности и оценивает знания за конкретный период или раздел изученного материала. На основе результатов тестирования преподаватель получает информацию о качестве усвоения учебного материала по английскому языку, что дает возможность своевременно корректировать весь процесс обучения и способствует его оптимизации и эффективности.

С помощью тестовых заданий полностью и надежно оценивается уровень усвоения знаний, приобретения умений и навыков. Тестовый контроль способствует повышению мотивации в изучении иностранного языка давая стимул для дальнейшего обучения. В связи с этим полностью реализуется стимулирующая функция контроля, которая раскрывает перспективы успеха школьника, создает и поддерживает положительный эмоциональный настрой, вызывает желание учиться, способствует формированию адекватной самооценки результатов собственной деятельности.

Перспективой дальнейших исследований тестирования в начальной школе может быть разработка комплексов тестов для определения сформированности речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма).

Список литературы

  1. Богомолов В.А. Тестирование в начальной школе. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 352 с.
  2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа : Методическое пособие.- М.: Айрис – пресс, 2004.-240 с.
  3. Поляков О.Г., Бим И.Л. Рекомендации по подготовке и использованию итогового теста за базовый курс обучения иностранному языку . Иностранные языки в школе - №3 1996.
  4. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам:Учебное пособие. 2-е изд. –М.: Филоматис, 2010.-188 с.