К проблеме коррекции мотивационной сферы подростков с девиантным поведением

NovaInfo 131, с.122-125, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC, УДК 37.012, ББК 74.200.5, ГРНТИ 14.25.05

Аннотация

В статье раскрываются способы психолого-педагогической коррекции мотивационной сферы подростков с девиантным поведением, классифицируются виды девиантного поведения подростков. Уточняется сущность понятия «мотивационная сфера», выявляются уровни развития мотивационной сферы подростков девиантного поведения.

Ключевые слова

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, МОТИВ, ПОДРОСТОК, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Текст научной работы

Раскрытие вопроса развитие мотивационной сферы подростков следует начать с воспроизведения динамики развития мотивационной сферы ребенка на ранних этапах и выделить те новообразования, которые являются началом кардинальных изменений в мотивации подростка. При анализе мотивации подростка необходимо учитывать: биологические изменения (половое созревание), психологические изменения (осложнения в формах мышления, развитие самосознания, расширение сферы волевой активности) социальный контекст жизни подростка. В зависимости от вида нарушаемой нормы можно выделить различные виды девиантного поведения. Так, по мнению Е.В. Змановской, один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских: авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы [1].

Таблица 1. Виды девиантного поведения по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских

Нестандартное поведение имеет форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества.

Деструктивное поведение выстраивается в соответствии с его целями:

Внешне деструктивные цели направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешне деструктивное поведение.

Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

Внутри деструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутри деструктивное поведение.

Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства.

Конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты.

Нарциссическое — управляется чувством собственной грандиозности.

Фанатическое — выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.

Аутистическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения, снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции. Главное внимание следует обратить на изменения, касающиеся организации системы мотивов, а также последствий их большей осознанности подростками. В подростковом возрасте создается иерархическая система мотивов [2, 35].

Использование мотивов ведущей деятельности для актуализации мотивов учебной деятельности как объективно необходимой, представляется перспективным направлением для анализа ситуации и решения возникающих проблем в средней школе. Из множества определений «мотива» в рамках данной работы целесообразно воспользоваться функциональным: «Мотив (от латинского приводить в движение, толкать) — внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл» [3].

Главная задача психолого-педагогической коррекции мотивационной сферы подростков — показать ученику возможность удовлетворения собственных потребностей в области познания и самообучения, а также построить отношения с ребенком таким образом, чтобы познавательные (учебные) мотивы актуализировались как можно раньше, подтягиваемые тем, что именно они будут удовлетворять насущные потребности в общении и самоутверждении. Итогом решения данной задачи будет способность ребенка-подростка к самостоятельному построению собственного образовательного маршрута и самостоятельное регулирование собственной учебной деятельности.

В формировании мотивов девиантного поведения под влиянием асоциальной группы большое значение имеют такие способы групповой интеграции, как внушение, принуждение, убеждение. Для подросткового возраста характерен феномен «заражения», в основе которого лежат обычное любопытство, конформность, внушение. Однако внушение с особой силой действует лишь на лиц, не обладающих развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений. Психотерапевты знают, что человек даже в гипнотической сомнамбуле не будет делать того, чего он принципиально не приемлет в бодрствующем состоянии.

Диагностический инструментарий мотивационной сферы подростка достаточно хорошо разработан. Методика, разработанная Ж. Ньютеном, направлена на изучение мотивационной сферы личности учащихся [4]. Результаты диагностики мотивационной сферы подростка девиантного поведения на констатирующем этапе социально-педагогического исследования отражены таблице 2.

Таблица 2. Результаты диагностики мотивационной сферы подростков девиантного поведения

Мотив

Характеристика

Проявление

Мотив достижения

выражается в нацеленности на успех, на постановку и решение каких-то деятельностных (в том числе профессиональных) задач, в озабоченности организацией своей работы, боязни неуспеха, провала в работе, в высоком уровне притязаний, вере в свои силы и возможности

3(17,65%)

Мотив аффилиации

выражается в стремлении заводить друзей и ценить дружбу, приятельские отношения, искать контакты и радоваться им, в желании быть принятым другими, кооперироваться и сотрудничать, в страхе быть непонятым и непринятым, отвергнутым, оказаться в изоляции, одиночестве

3(17,65%)

Мотив помощи (альтруизма)

выражен в нацеленности на сочувствие, сопереживание всем, нуждающимся в помощи, в желании добра и благополучия ближнему, в стремлении опекать, поддерживать, утешать, защищать, заботиться, исцелять, успокаивать, думать о других и учитывать их пользу, в осуждении холодного, равнодушного отношения к людям.

2(11,76%)

Мотив влияния, доминирования

выражен в желании контролировать свое социальное окружение посредством совета, убеждения, приказания, воздействовать на поведение окружающих, отговаривать, сдерживать, запрещать, добиваться исполнения своих желаний, диктовать условия, руководить, надзирать, подчинять, очаровывать, покорять, приобретать последователей, в нежелании подчиняться другим, выслушивать чужие советы и приказания, в стремлении быть независимым

12(70,59%)

Мотив саморазвития, самосовершенствования

выражается в суждениях, связанных с осмыслением каких-то личных качеств, с намерением развить то или иное качество, с озабоченностью своими недостатками и желанием их устранить. Сюда же относятся темы самодисциплины, самоконтроля, самозапретов, самонаблюдения

-

Познавательный мотив

обнаруживается в суждениях, описывающих положительные переживания процесса познания истины, мира, общественных отношений, законов природы, переживания общественных успехов, удовольствия от учения, занятий, общения с учителями, книгами

1(5,88%)

Мотив агрессии

проявляется в нетерпимости и враждебности по отношению к окружающим людям, в стремлении подчинить их себе, в том числе силовыми методами (не путать проявления агрессии при самозащите)

15(88,24%)

Направленность на материальные ценности

выражается в стремлении улучшить свой быт, повысить качество жизни за счет приобретения материальных благ, модных и престижных вещей, в озабоченности низким качеством своего быта, одежды.

17(100%)

Направленность на отдых, досуг, переживание приятного

стремление к покою, пассивному или активному досугу, намерение отдохнуть, забыться или желание пережить удовольствие от простых радостей жизни

1(5,88%)

Направленность на духовное

выражается в интересе к трансцендентным, высокоабстрактным понятиям, в сосредоточенности на вопросах бытия, на вечных категориях (добро, зло, любовь, смысл жизни), в религиозных исканиях, в размышлениях о ближайшем и отдаленном будущем

-

Таким образом, материалы таблицы 2 позволяют говорить о том, что нравственные, духовные мотивы, а также положительные социальные мотивы поведения и деятельности, которые определяют социализирующие механизмы становления личности подростка, для данной категории подростков отсутствуют или выражены незначительным процентом проявления.

Определив особенности мотивационной сферы подростка, учитывая основные характеристики каждого из определенных мотивов, мы соотнесли выявленные мотивы с тремя уровнями. Эти уровни были обозначены нами как низкий, средний и высокий. Обобщенный результат уровня развития мотивационной сферы подростков с девиантным поведением отражен в таблице 3.

Таблица 3. Уровни развития мотивационной сферы подростков девиантного поведения

Уровень

Характеристика

Кол-во

1

Нулевой

Потребность преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение, не сформирована. Нетерпимость и враждебность по отношению к окружающим людям, стремление подчинить их себе, в том числе силовыми методами (не путать проявления агрессии при самозащите), стремление улучшить свой быт, повысить качество жизни за счет приобретения материальных благ представлена достаточно явно.

12 (70,59%)

2

Средний

Потребность преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, возникает эпизодически, зависит от содержания деятельности. Мотив влияния, доминирования часто преобладает над направленностью на духовное.

5 (29,41%)

3

Высокий

потребность преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение, характеризует всю систему поведения подростка

-

Данные таблицы 3 указывают на то, что мотивационная сфера у подростков девиантного поведения представлена в основном нулевым и средним уровнем. Данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, указывают на необходимость психолого-педагогической коррекции мотивационной сферы подростка девиантного поведения. Для формирования высоких уровней мотивации следует отметить, что ее структура мотивации включает следующие характеризующие ее сущностные элементы: удовольствие от самой деятельности; значимость для личности результата деятельности; «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность; принуждающее давление на личность, если она не проявляет должных усилий для реализации поставленных целей, в том числе и учебных.

На формирующем этапе педагогического эксперимента разработана программа, содержание занятий которой направлено на коррекцию мотивационной сферы подростка.

Таким образом, мотивация девиантного поведения является результатом сложного взаимодействия неблагоприятной социальной среды (микросреды) и личности. Следовательно, только изменение этих внешних и внутренних условий может влиять на изменение мотивации поведения. В этом и заключены истоки психолого-педагогической коррекции девиантного поведения.

Читайте также

Список литературы

  1. Змановская Е.В. Девиантология. — М.: Академия, 2019. — 288 с.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: «Питер», 2015. — 507 с.
  3. Макарычева И.Н. Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». — [Электронный ресурс] — Киров, 2016. — URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/1208.htm.
  4. Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга // Сайт практического психолога Ивановой Е.М. — [Электронный ресурс] — URL: http://iemcko.narod.ru/4332.html.

Цитировать

Каскенова, Г.Ш. К проблеме коррекции мотивационной сферы подростков с девиантным поведением / Г.Ш. Каскенова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 131. — С. 122-125. — URL: https://novainfo.ru/article/19036 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться