Технологии педагогической коррекции девиантного поведения подростков

NovaInfo 60, с.483-486, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы девиантного поведения подростков, коррекционные методы, которые принято называть сочетание процесса перевоспитания с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.

Ключевые слова

ИЗМЕНЕНИЕ, ПРОЦЕСС ПЕРЕВОСПИТАНИЯ, МЕТОД, КОРРЕКЦИЯ, ПОДРОСТОК, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ

Текст научной работы

Под девиантным понимается отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих нравственные и моральные принципы, установленные в данном обществе. К числу таковых относятся: периодические прогулы школьных занятий, уходы из дома, периодическое бродяжничество, выраженная агрессия, ранние суициды, подростковая алкоголизация.

Подростки отличаются чувствительностью к различным стрессам. Именно в этот период наблюдается большое количество подростков, совершенно не умеющих овладевать собственными эмоциями.

В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности общеобразовательных школ. Являясь основными социальными институтами государства по ранней профилактике и коррекции девиантного поведения подростков, общеобразовательные учреждения сталкиваются с необходимостью помогать семье в воспитании детей, направлять и выправлять, нивелировать недостатки семейного воспитания, негативного влияния окружающей среды, облегчать вхождение детей и подростков в различные виды социальных взаимоотношений.

Однако в сложившейся массовой практике педагогические коллективы не в полной мере владеют информацией о конкретной ситуации развития подростка и его проблемах, особенностях его ближайшего окружения, недостаточно хорошо знают условия семейного воспитания, слабо поддерживают связь с семьей.

Нередко отношения государства и педагогов с девиантными подростками сводятся к запретительным мерам и не устраняют причины, вызывающие отклоняющееся поведение подростка и его психологическую дезориентацию. Это способствует возникновению у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным формам поведения, которые при длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности. В некоторых случаях подростки преждевременно уходят из школы. Плохо образованные и слабо подготовленные к жизни, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при включении в трудовую жизни, становятся потенциальной группой риска, что и порождает целый ряд новых проблем.

Вопросами выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский, П.П.Блонский и др.

В настоящее время значительное внимание проблемам девиантного поведения подростков уделяют С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Б.Н.Алмазов, Н.А.Закатова, Р.В.Овчарова и многие другие.

Коррекцией - принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и т. п.) с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.

По мнению А.И. Кочетова, коррекция имеет следующие функции:

  • восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о добрых делах;
  • компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности (в спорте, в труде, в творчестве и т. п.);
  • стимулирующую, направленную на активизацию позитивной общественно полезной деятельности подростка; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;
  • исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов (поощрение, убеждение, пример и т. д.).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется:

  • анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников;
  • определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений;
  • выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания;
  • выяснение того, имеет ли место психологическая изоляция, и поиск ее корней и причин, а также возможных путей ее преодоления.

Коррекционная направленность воспитательной работы состоит в том, дети с отклонениями в поведении предоставляет возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими (в художественной, эстетической, нравственно – правовой деятельности).

Выявлено 4 группы методик направленных на исправление и коррекцию отклоняющегося поведения личности:

  1. Методики разрушения отрицательного типа характера: метод взрыва и метод реконструкции характера.
  2. Методики перестройки мотивации сферы и самосознания:
    • объективное переосмысление своих достоинств и недостатков
    • переориентировки самосознания
    • переубеждения
    • прогнозирования отрицательного поведения
  3. 3.Методики перестройки жизненного опыта:
    • Предписания
    • Ограничения
    • Переучивания
    • Регламентации образа жизни
  4. 4.Методики предупреждения отрицательного, стимулирование положительного поведения:
    • поощрение и наказание
    • соревнование
    • положительной перспективы.

Приемы социально – педагогического воздействия: созидающее, тормозящее, вспомогательные.

Приемы: доверия, постепенного приучения к деятельности на общую пользу, поддержка коллективных проявлений, переключение критики не самокритику, включение подростка в коллективно значимые дела, назначение определенных функций.

Читайте также

Цитировать

Набиева, О.Р. Технологии педагогической коррекции девиантного поведения подростков / О.Р. Набиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 483-486. — URL: https://novainfo.ru/article/11545 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться