Проектная деятельность педагога как условие формирования личностных результатов учащихся во внешкольной деятельности

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье дана характеристика психолого-педагогических особенностей, которые необходимо учитывать при проектировании опытно-экспериментальной программы. В статье приведены фрагменты программы и результаты формирования компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПОДРОСТОК, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Текст научной работы

В связи с изменениями в законодательной базе образовательной политики к профессионализму педагога предъявляются требования необходимые для качественного и эффективного образования молодого поколения. Одним из условий вышесказанного положения выступает проектирование и разработка программы педагога разной направленности (развитие, воспитание, обучение).

В ФЗ -№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 прописаны права педагогических работников, которые заключаются в следующих положениях: «право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ…в пределах реализуемой образовательной программы….; право на участие в разработке образовательных программ,…курсов, дисциплин, методических материалов и иных компонентов образовательных программ», т.е. у педагога появляется некая «педагогическая свобода» [4], которая позволяет проявить себя субъектом образовательной деятельности.

Другой документ не менее значимый, чем ФЗ -№ 273 «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональный стандарт педагога, в котором прописаны умения педагога в проектировании программы, соответствующей современным требованиям развития общества, государства и всего мира. Таким образом, нам доверяют не только личность ребенка в педагогические руки педагога, но и разработку содержания образования, направленную на его развитие. С одной стороны это право, с другой – обязанность педагога.

Таким образом, на сегодняшний день актуальными тенденциями выступает формирование компетенции проектирования программы у педагога, направленные на развитие личности ребенка, а также его коррекцию, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.

Целью данной статьи является – показать основные особенности проектирования опытно-экспериментальной программы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков.

В нашем исследовании под опытно-экспериментальной программой, мы понимаем, документ, который регламентирует системную инновационную и (или) исследовательскую деятельность педагога (педагогического коллектива) и апробацию нового содержания, технологий, методов, средств, форм в педагогической деятельности, направленная на получение положительного результата. Опытно-экспериментальная программа разрабатывается как вариативная форма получения образовательной или коррекционной услуги в части воспитания и социализации подростка.

Одной из важной особенности при проектировании опытно-экспериментальной программы выступает изучение законодательной базы в области образования и социальной политики. В частности, для разработки опытно-экспериментальной программы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков в своей работе в качестве рекомендаций мы использовали статью ФЗ -№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» № 12, которая гласит «….программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, ... обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [4]. В рамках нашего исследования ФГОСы позволяют организовать педагогическую деятельность «в системе социального воспитания как в рамках образовательного учреждения, так и совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования» [5], а также проектирование коррекционной работы с детьми и подростками девиантного поведения, которая направлена на коррекцию недостатков развития личности ребенка (подростка). Таким образом, изучение и использование законотворческой базы при проектировании программы показывает актуальность ее реализации в современном обществе и расширяет педагогическую инфраструктуру города.

Следующая особенность проектирования программы – методологическая. Профессиональный стандарт педагога гласит «Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, гуманистический, деятельностный и развивающий» [3], в основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход в образовании. Научная платформа, которая используется для проектирования программы, предъявляет требования ко всей структуре и разработке содержания программы. В рамках нашего исследования нам важно было понять сущность понятий «компетенция», «деятельность», «девиантное поведение», «личность» как научной категории, преемственность традиций и учет развития современного мира в котором живет подросток. Важным для нашего исследования методологическим принципом воспитания и коррекции девиантного поведения у подростков является принцип Л.С. Выготского, который декларирует «Основным принципом воспитания … является метод социальной компенсации. … компенсация дефекта через расширение социального опыта…» [2, с. 335 - 336]. Проектирование программы на основе методологии позволяет нам четко формулировать результат педагогической деятельности, подбирать диагностический инструментарий.

К педагогическим особенностям проектирования программы мы относим – психологический, технологический, методический и определение рисков.

В рамках психологического аспекта при проектировании программы важно учитывать следующие положения:

  1. На современном этапе развития образования педагогу нужно четко понимать, что кроме возрастных задач, которые стоят перед подростком, есть еще «зона ближайшего развития» не только академической направленности, но и социальной, которая заключается в социализации личности каждого молодого человека в изменяющемся мире. Развивать и формировать у подростка (даже у трудного) те компетенции, которые будут необходимы для самореализации в будущем.
  2. Неравномерность и ненормативность развития подростков с девиантным поведением. Как правило, для подростка с девиантным поведением характерны такие формы поведения как патологическая гиперотвественность за младшего, он «застрял» на попечительской (трудовой) деятельности не свойственной его возрасту. Другая форма поведения подростка, когда он все время находится в ситуации игры. Следующая форма поведения подростка – это безразличие ко всему, что происходит в окружающем его мире. Таким образом, во всех перечисленных формах поведения подростка не было развития преемственности видов деятельности (игровая, учебная, трудовая), которая приводит к искаженному личностному развитию ребенка. Таким образом, при проектировании программы должен учитываться присвоенный социальный опыт подростка в его жизнедеятельности, включение в содержание программы различных игр с четкими правилами и требования, что является коррекционной деятельностью и текущее возрастное развитие подростка, т.е. учет возрастных особенностей развития личности. Мониторинг индивидуального результата развития личности подростка с девиантным поведением.
  3. Организация педагогической деятельности в разновозрастном коллективе. Разновозрастное сообщество мы рассматриваем, как множество детей разного возраста, основными способами, взаимодействия которых выступают игра и общение, совместная деятельность, и роль лидера не регламентирована возрастом и статусом личности ребенка, и наличие в этом коллективе взрослых людей, которые не контролеры, надзиратели, а «товарищи» (А.С. Макаренко), который задает ему систему координат для ориентации в мире, говорит какое поведение приемлемо, а какое нет. В нашем исследовании разновозрастное сообщество детей характеризуется, во-первых, статусностью в обществе, все ребята являются школьниками, но разного возраста; во-вторых, формой детской субкультуру, которая является мощнейшим потенциалом педагогической работы и «дает ребенку защиту от негативного влияния, как взрослых» [1, с. 130], так и неформальных групп молодежи.

Технологические аспекты проектирования программы. Как правило, программа имеет четкую структуру, которая отражена в ФГОС для образовательных учреждений. Если организация принадлежит к другому ведомству, она разрабатывает программу по унифицированной форме: пояснительная записка, цели, задачи, содержание, формы и методы, тематическое планирование, диагностический инструментарий, результат. Внимательное изучение нормативной базы позволит грамотно педагогу прописать содержание каждого пункта программы. В рамках нашего исследования была разработана система мероприятий, которая включала в себя личностно-развивающий (функциональный), информационно-познавательный (когнитивный), социально-активный (деятельностный) компоненты (Таблица 1). Результатом нашего исследования является разработка компонентов (функциональный, когнитивный, деятельностный), критериев и уровней формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков (Таблица 2).

Методическое проектирование программы. В раках нашего исследования мы использовали сетевые формы организации воспитательного процесса, а также частно-государственное партнерство. Одним из условий успешной реализации программы является четко продуманные правила и требования, предъявляемые к подростку и педагогу во время реализации программы. Формирование компетенций саморегуляции у девиантных подростков осуществляется в опытной деятельности и транслируется подростком в своей жизнедеятельности, т.е. принцип «здесь и сейчас». Например, сочетание таких мероприятий, как выездные и невыездные мероприятия, мастер-классы, психолого-педагогические занятия, игры, обучение новым навыкам, организация трудоустройства, профильные выездные смены и т.д. В рамках мероприятий используются сочетание активных и репродуктивных методов работы, содержание мероприятий имеет развлекательный, познавательный и созидательный характер. Продуманное поощрение и наказание, которое необходимо проектировать в рамках программы.

Определение рисков, достаточно несвойственна нам педагогом деятельность при проектировании программы, но которая очень необходима. Определение рисков позволяет продумать дополнительное содержание реализации программы и ее последствий. В раках нашего исследования мы определили риски и продумали дополнительные мероприятия, которые позволили минимизировать отрицательные последствия. Приведу пример, нерегламентированное общение участников программы (дома, на улице и т.д.), т.е. не в рамках реализации программы, которое может привести к нежелательным формам поведения – создание группы и общение в социальных сетях «Вконтакте» и др., ожидаемые результаты родителями не совпадают с реальными результатами развития подростка – организация родительских гостиниц с родителями подростков, участников программы.

Согласно выделенным психолого-педагогическим особенностям проектирования опытно-экспериментальной программы нами была составлена программа, направленная на содействие формирования компетенции саморегуляции у девиантного подростка во внешкольной деятельности на базе Муниципального казенного учреждения «Городской центр «Подросток».

Таблица 1.

Компонент

Задачи

Содержание (блоки)

Методы, формы, средства

Критерии

Личностно-развивающий (функциональный)

Сформировать необходимый и достаточный уровень способности саморегуляции у девиантных подростков, через самопознание и активных форм взаимодействия с окружающими.

Организация ручного труда.

Организация участия детей в программе по личностному развитию.

Организация игровых площадок.

Организация дискуссионного клуба.

Организация индивидуальных консультаций для воспитанников.

Организация познавательных площадок.

Празднование дней рождений.

Методы: рассказ, беседа, упражнения, пример, поощрение, рекомендации, оценивание, рефлексия, самооценивание.

Форма: мастер-классы, игры, психолого-педагогические занятия, конкурс.

Средства: видеоматериалы, аудиоматериалы, материалы для ручного труда, буклеты, игровая территория.

  1. Умения ставить цели;
  2. Умения достигать результатов;
  3. мения адекватно оценивать результаты деятельности;
  4. Способность перестраивать поведение и при изменении внешних и внутренних условиях;
  5. Способность выделять значимые условия и продумывать способы действия для достижения целей.
  6. Умение анализировать и оценивать себя и результаты своей деятельности (поведения).

Информационно-познавательный (личностный)

Развить культурный потенциал (поведение) и познавательные потребности у трудных подростков.

Организация экскурсионных поездок по территории Удмуртской Республики.

Организация экскурсий на промышленные предприятия города Ижевска.

Организация посещения культурно-развлекательных, культурно-познавательных учреждений города.

Организация досуговых мероприятий, посвященных знаменательным датам.

Организация туристических походов.

Методы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация фильмов, мультфильмов, роликов, картинок, упражнение, рефлексия, работа с текстами

Формы: экскурсия, мероприятие, игра, мастер-класс, соревнования, поход

Средства: наглядный материал, видеоматериал, презентация, туристическое снаряжение, музей, промышленные предприятия города.

  1. Знает правила культурного поведения в общественных местах.
  2. Понимает сущность ценностей..
  3. Принимает необходимость развития потребностей высшего порядка.
  4. Осознает необходимость приобретенного опыта (способов действий) в дальнейшем жизни.
  5. Осмысливает себя и свои поступки в социокультурном пространстве (смысложизненная ориентация).
  6. Сознает смысл своей жизни.

Социально-деятельностный (деятельностный)

Развить у девиантных подростков осознание социальных ценностей, норм и ориентация на них во взаимодействии с окружающей действительностью.

Организация трудоустройства несовершеннолетних (с познавательными элементами).

Организация обучения компьютерной грамотности.

Организация обучения в конноспортивной секции.

Организация дискуссионного клуба.

Организация участия в спортивных городских соревнованиях.

Организация участия трудных подростков в промоакциях.

Организация профильных краткосрочных смен на базе стационарного лагеря.

Методы: рассказ, беседа, упражнение, объяснение, пример, дискуссия, приказ, поощрение, приучение, поощрение, наказание, рефлексия, оценивание.

Формы: занятия, консультация, профессиональное дело, мастер-классы, соревнование, конкурс.

Средства: организации - Национальная библиотека УР, зоопарк, ипподром, цирк и т.д. Аудио и видеоматериалы, материал для мастер-классов и т.д.

  1. Владеет практическими способами действий достигать положительных результатов.
  2. Транслирует способность соответствовать нормам в согласии со своей индивидуальностью.
  3. Владеет опытом адаптации в различных условиях.
  4. Демонстрирует самостоятельность в организации деятельности (поведения).
  5. Несет ответственность за результаты своих достижений и неудач.

Таким образом, для проектирования опытно–экспериментальной программы необходимо учитывать следующие организационно-педагогические аспекты: законодательный, методологический, педагогический, который включает в себя психологический, технологический и методический аспекты, а также определение рисков программы. Учет вышеуказанных аспектов обеспечивает получение положительных результатов развития (поведения) у подростков с девиантным поведением, социализацию подростков в изменяющемся мире, развитие профессиональных компетенций педагога, реализацию права педагога по закону об образовании на инициативу и самостоятельность при проектировании программы.

Читайте также

Список литературы

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2008.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2008.
  3. Профессиональный стандарт педагога. - http://sovet-edu.ru/documents/10179/32102/Профессиональный%20стандарт%20педагога/0db8d661-4fbd-479c-90ba-06a9f7bd50cd.
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - http://base.garant.ru/70291362/.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт. - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768.

Цитировать

Деветьярова, И.Н. Проектная деятельность педагога как условие формирования личностных результатов учащихся во внешкольной деятельности / И.Н. Деветьярова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3309 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться