Влияние современной системы образования на развитие человека и общества в целом

NovaInfo 53, с.337-340, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 30
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье описаны проблемы влияния системы образования на развитие человека в современном обществе и возможные пути их решения.

Ключевые слова

ОБЩЕСТВО, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, ВЛИЯНИЕ НАУКИ, РАЗВИТИЕ, ЧЕЛОВЕК

Текст научной работы

Невозможно представить современное общество и людей необразованными, ведь именно это является показателем развития и прогресса той или иной страны. Хотелось бы выделить и особо отметить отношение государства в этом плане. Человеку, его воспитанию и образованию, его развитию служат все сферы общества, начиная с производственной и кончая духовной.

Сегодня, как никогда ранее человечество сосредоточено вглядывается в самого себя и порой и открывает новые и интересные факты, которые служат предпосылкой для его дальнейшего развития. В сущности, для человека всё более остро стоит вопрос, чтобы сохранить себя как вид и приспосабливаться к возможным изменениям, которые охватывают все сферы его деятельности. Поэтому система образования во многом оказывает значительное влияние на формирование человека как личности. Многие личностные черты человека определяются не только его природными данными, но и приобретёнными в определённых условиях социальной жизни. Образование, как известно, предназначено для формирования профессионального сознания [4].

Век современных информационных технологий даёт обширное представление и огромные возможности для человека, меняет его отношение к восприятию окружающего мира. Уровень системы образования значительно повышается. Информация наполняет жизнь современного человека, что приводит к увеличению доли умственного труда. От него требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания, при этом уменьшается доля физического труда. Данный процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и введение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, электронная почта) [1].

Таким образом, будущее образования и науки неизбежно связывается теперь с человеком и обществом, причём наука во всё большей степени создаёт новую исследовательскую ситуацию. Развитие человека, да и всего общества является одной из базовых функций образования. Даже целенаправленно осуществляемое самообразование может оказаться полезным и для здоровья человека. Отбирая ту или информацию и осуществляя тем самым образовательный процесс, человек может использовать её в различных ситуациях, во взаимоотношениях с обществом, тем самым познавая других людей и различные общественные процессы (Рисунок 1).

Схема зависимости развития человека от образования
Рисунок 1. Схема зависимости развития человека от образования

Хотелось бы выделить особо то, что от уровня и качества образования, полученного человеком, зависит его положение на рынке труда и в сфере занятости. Работодатель, подбирая персонал на хорошую и высокооплачиваемую работу, ориентируется на уровень образования как на критерий отбора персонала, как на показатель, удостоверяющий возможность человека справиться с работой. Уровень образования оказывает неоднозначное воздействие на ситуацию с безработицей. Велика роль системы образования в сокращении уровня безработицы, именно среди молодежи. Молодые люди, обучающиеся в учебных заведениях, позже вступают на рынок труда, что значительно сокращает нагрузку на него [4,5].

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Система образования должна обеспечивать равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Модернизация содержания и структуры профессионального образования должна проходить в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. Система профессионального образования должна быть максимально ориентирована на рынки труда. В первую очередь для этого необходимо объединить в максимальной степени вопросы профессиональной подготовки кадров и их последующего трудоустройства. Повышение конкурентоспособности молодежи должно быть связано с расширением профессиональных возможностей за счет владения смежными профессиями, с наличием общей эрудиции и коммуникативной культуры, а также обучением и переобучением конкурентоспособным профессиям [2,3].

Развитие связей между профессиональным образованием и сферой труда невозможно без создания эффективной системы трудоустройства выпускников. Для этого необходимо создать систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации [5].

В условиях перехода к информационному обществу, который происходит на фоне глобализации общемирового цивилизационного развития, система образования должна отвечать нынешним вызовам социума. Быстрое старение знаний, стремительное развитие техники и технологий, широкое внедрение инноваций, практически во всех сферах человеческой деятельности, способствовали возникновению новой концепции развития образования, которое известно как «образование в течение всей жизни» [6]

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы сделать вывод, что система образования, как один из важных факторов формирования человеческого капитала и накопления интеллектуальных ресурсов, пронизывает все современное общество и достаточно тесно связанна практически с любой сферой человеческой деятельности. Поэтому, достаточно трудно определить, где заканчивается влияние образования и образовательного комплекса на поступательные процессы в стране. Но бесспорным остается тот факт, что образование принципиально работает на будущее, определяя личные качества каждого человека, его знания, умения, навыка, приоритеты мировоззрения и поведения, а значит, в конечном итоге — экономический, моральный, духовный потенциал общества.

Читайте также

Список литературы

  1. Человек в системе образования, система образования в человеке / Иткина А.Я.В сборнике: Личность в природе и обществе Научные труды молодых ученых. Сер. "Психология и педагогика" 2014. С. 69-75.
  2. Человеку, идущему в завтра – достойное образование / Полозова Т.А.-Гуманитарные исследования. 2007. № 2. С. 79-86.
  3. Возвращение к человеку в образовании / Врублевская Е.Г. Научные исследования в образовании. 2007. № 5. С. 31-36.
  4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб.:Питер, 2010. –288 с.
  5. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХІ / Борис Семенович Гершунский. – М. : «Совершенство», 1998 – 605 с.
  6. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. – М.: Мнемозина, 2002. – 416 с

Цитировать

Мигранов, Д.Р. Влияние современной системы образования на развитие человека и общества в целом / Д.Р. Мигранов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 53. — С. 337-340. — URL: https://novainfo.ru/article/8140 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться