К вопросу о защите гражданских прав осужденных уполномоченным по правам человека (омбудсменом)

№61-2,

юридические науки

Автор статьи анализирует отдельные теоретические аспекты статуса уполномоченного по правам человека, а также рассматривает практические вопросы осуществления омбудсменом своих полномочий на примерах защиты прав заключенных и взаимодействия с учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Похожие материалы

4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», согласно которому, омбудсмен является беспристрастным посредником между пострадавшим гражданином и должностными лицами. Уполномоченный тем самым, призван защищать права и законные интересы граждан. В нашей стране должность уполномоченного по правам человека (омбудсмена) утверждена в ст. 103 Конституцией РФ 1993 года.

Назначение и освобождение от должности уполномоченного относится к ведению Государственной Думы. В 1994 году Государственная Дума назначила на эту должность Сергея Ковалева. С 22 марта 1998 года эту должность занимал Олег Миронов, с 13 февраля 2004 года — Владимир Лукин, с 18 марта 2014 года — Элла Памфилова, с 22 апреля 2016 — Татьяна Москалькова.

Должность омбудсмена введена для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Его деятельность необходима в качестве дополнительной гарантии соблюдения прав и свобод граждан, а не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

А.В. Строкатов считает, что институт уполномоченного по правам человека относится к органам исполнительной власти, то есть обладает исполнительно-распорядительными полномочиями.

Г.П. Аксенова, напротив, подчеркивает, что омбудсмен не может быть отнесен к органам исполнительной власти не только организационно (поскольку не обладает исполнительно-распорядительными полномочиями), но и юридически (так как не входит в систему и структуру органов исполнительной власти).

В.В. Комарова полагает, что уполномоченный по правам человека представляет собою некоторый симбиоз между парламентскими и исполнительным омбудсменами.

В обязанности омбудсмена входит рассмотрение жалоб граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны, также и в том случае, если этот гражданин уже обращался с жалобой на неправомерные действия (бездействия) органов в судебном либо административном порядке и не согласен с принятыми решениями. Компетенция Уполномоченного распространяется и на жалобы граждан, находящихся в учреждениях УИС.

Администрация учреждений УИС обязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этих местах в четко определенный период времени, который равен 24 часам с момента поступления в администрацию обращения. Администрация не имеет право вскрывать данную корреспонденцию, либо иным образом подвергать их просмотру.

Среди источников информации о нарушениях прав и законных интересов осужденных их обращения и особенно жалобы занимают доминирующее положение. Жалобы осужденных являются своеобразным показателем состояния законности в исправительных учреждениях. Право на обращение реализуется по инициативе самого осужденного, позволяет ему быстро отреагировать на любой недостаток, нарушение, затрагивающее его интересы, — требовать восстановления нарушенного права.

Уполномоченный наделен свободой при принятии решения по жалобе. Он может принять жалобу к своему рассмотрению или отказать. Также он может передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, поскольку Уполномоченный по правам человека не имеет права принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов.

Деятельность омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях защиты интересов лиц, не способных самостоятельно отстоять свои права, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры.

Основными функциями омбудсмена в РФ являются:

  • восстановление нарушенных прав;
  • совершенствование законодательства Российской Федерации относительно прав человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовое просвещение граждан.

Омбудсмен в соответствии с российским законодательством наделен рядом полномочий:

  • обеспечивает защиту прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
  • в случае массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный выступает с докладом на очередном заседании Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний;
  • обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
  • обращается с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
  • обращается с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда либо постановления судьи;

- обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в конкретном деле.

В Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусмотрена возможность децентрализации службы Уполномоченного путем учреждения подобных органов в субъектах РФ, что учитывает федеративный характер устройства России. Становление института Уполномоченного по правам человека в регионах России шло медленно и противоречиво, встречало сопротивление органов государственной власти, однако в настоящее время данный институт стал реальной действительностью практически во всех субъектах РФ.

По окончании календарного года уполномоченный направляет доклад о своей деятельности президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, правительство России, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Генеральному прокурору РФ, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

Из материалов такого Доклада за 2015 год усматривается, что из всех групп прав наибольшее количество обращений относится к конституционным гарантиям прав и свобод: общим гарантиям прав и свобод и конституционным гарантиям правосудия. Усматривается рост поступающих к Уполномоченному обращений в сфере соблюдения гарантий прав граждан, так или иначе связанных с предполагаемым нарушением права на судебную защиту. В 2015 году 69% обращений касались проблем соблюдения прав граждан в уголовном и гражданском судопроизводстве.

По-прежнему заявители просят дать консультацию по правовым вопросам, разъяснить те или иные действия должностных лиц или содержание судебных постановлений, оказать иную юридическую помощь. В процентном выражении этот показатель невелик (1% от всех обращений), как и жалобы по вопросу обращения в межгосударственные органы за защитой своих прав.

Реализация конституционных прав граждан в местах принудительного содержания чаще всего является предметом рассмотрения Уполномоченного, 29% от всех обращений данной группы.

В числе этих обращений подавляющее большинство составляют жалобы на условия отбывания наказания в исправительных учреждениях (64,2%). Также граждане жаловались на условия содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах (13,8%), на отказ в просьбе о переводе в другую колонию (13,4%), на отказ в предоставлении права на условно-досрочное освобождение и нарушение порядка представления к нему (7,3%).

Раздел 2.3. Доклада специально посвящен вопросам содействия Уполномоченным реализации и защите прав лиц, осужденных к лишению свободы или находящихся в предварительном заключении и называется «Права заключенных».

Основные проблемные направления, жалобы и обращения по которым осужденных, рассматриваются Уполномоченным по правам человека:

  • переписка осужденных с органами, контролирующими деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • нарушение права на общение: отсутствие контактов с близкими и родственниками;
  • содержание задержанных лиц в СИЗО сверх установленного лимита и несоответствие условий содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях ФСИН России требованиям уголовно-исполнительного законодательства и международным стандартам;
  • применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия в местах лишения свободы
  • реализация осужденными права на условно-досрочное освобождение;
  • контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы Крымского федерального округа;
  • соблюдение прав инвалидов в местах лишения свободы;
  • право осужденного на освобождение в связи с тяжелой болезнью;
  • вопросы взаимодействия Уполномоченного с ОНК;
  • о необоснованном затягивании создания службы пробации в Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного не ограничивается рассмотрением жалоб осужденных, а заключается также во взаимодействии со всеми заинтересованными и полномочными государственными органами.

Так, в рамках работы совместной с Минюстом России рабочей группы были согласованы предложения по внесению изменений и дополнений в проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».

В дальнейшем они были учтены при издании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 1877-р об утверждении изменений, которые вносятся в Концепцию. В число принятых Правительством Российской Федерации в том или ином виде предложений Уполномоченного входят порядка 50 конкретных требований к соблюдению прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Их реализация потребует не только переработки приказов Минюста России, но и внесения значительных изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Вопросы, связанные с переработкой Уголовно-исполнительного кодекса, предполагается решить при содействии Уполномоченного в 2016-2017 году.

Список литературы

  1. Аксенова Г.П. Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. 1 (14). С.25.
  2. Гришко А. Я. Судебный контроль за исполнением наказаний и новые Европейские пенитенциарные правила // Российский судья. 2014. № 2. С.14.
  3. Доклад Уполномоченного по правам человека за 2015 год (Электронный ресурс) //URL: http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/docs/appeals/doclad2015web.pdf (дата обращения: 22.02.2017г.)
  4. Комарова В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. № 9. 2013. С. 21.
  5. Строкатов А.В. Позитивистский взгляд на процесс формирования статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации // Комиссии и уполномоченные по правам человека: Опыт российских регионов / Под.ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2002. С. 132.
  6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 04.03.1997. № 43-44.