Модель soft skills будущих государственных и муниципальных управленцев

NovaInfo 132, с.169-170, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC, УДК 35.088.5, ББК 67.401.12, ГРНТИ 06.81.23

Аннотация

Настоящая статья посвящена проблеме развития soft skills у студентов. Осуществляется поиск возможностей определения оптимального набора soft skills, необходимых для работы в сфере государственного и муниципального управления.

Ключевые слова

SOFT SKILLS, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ГИБКИЕ НАВЫКИ, КОМПЕТЕНЦИИ

Текст научной работы

В современной теории менеджмента выделяют две группы навыков «жесткие» (hard skills) и «гибкие» (soft skills). Hard skills нацелены на выполнение конкретных задач, как правило, с результатом, который может быть измерен или выражен в какой-либо иной проверяемой форме: наличие водительских прав, владение языком программирования или иностронным языком. Soft skills помогают решать жизненные и профессиональные задачи, поэтому результат их применения трудно измерить, проверить или отследить. Например, умение выстраивать диалог с коллегами и контрагентами организации, управление бизнес стратегией. В высших учебных заведений при реализации образовательных программ акцент обычно ставится на жесткие навыки. А развитие гибких становится задачей самостоятельного развития студента.

Soft skills известны в различных вариациях: их же называют гибкими, мягкими, надпрофессиональными, универсальными или базовыми навыками.

Soft skills — это совокупность отработанных до автоматизма умений общего характера, которые находятся в тесной связи с качествами личности и так или иначе находят свое применение в любой профессии.

Soft skills дают возможность повысить эффективность профессиональной деятельности. Множество научных институтов занимается вопросами разработки методик обучения гибким навыкам. Для их приобретения студентами следует вносить в обучение творческий компонент, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому студенту, внедрять инструменты информатизации и компьютеризации в образовательный процесс.

Существуют различные подходы к определению структуры гибких навыков. Рассмотрим наиболее популярные из них и сделаем попытку, выделить наиболее важные группы гибких навыков.

На западе относят к гибким навыки критического мышления, решения проблем, публичного выступления, профессиональной письменной речи, командной работы, цифровой грамотности, лидерства, межличностной коммуникации, трудовой этики, управления карьерой и выстраивания межкультурных отношений.

В России к надпрофессиональным навыкам относят: целеустремлённость и целенаправленность; владение литературной и деловой и письменной речью на родном языке; владение распространённым в мире иностранным языком(например английским); навыки разработки технической документации и пользования ею; умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети; знание психологии и этики общения; умение управлять временем; управление командой (лидерские навыки); умение работать в команде; навыки самоанализа; творческое мышление; способности адаптации к изменяющимся условиям; способность к личностному развитию; владением методами декомпозиции систем и объектов, анализа и синтеза сложных систем [3].

Также, например, авторы доклада «Навыки будущего» выделили следующий набор soft skills и «базовых навыков»: концентрация и управление вниманием; эмоциональная грамотность; цифровая грамотность; творчество, креативность; экологическое мышление; кросскультурность; способность к обучению/самообучению [1].

Отечественными аналогами soft skills, закрепленными в законодательстве, выступают универсальные компетенции (например, их перечень можно увидеть в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее — ФГОС)).

Универсальные компетенции также характеризуют надпрофессиональные способности личности, позволяющие ей творчески самореализоваться, социально взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям. Универсальные компетенции обеспечивают успешную деятельность человека в социуме и их можно применять в самых различных как профессиональных, так и социальных сферах (ситуациях).

Содержание конкретных универсальных компетенций в различных ФГОС неоднородна и зависит от уровня получаемого образования, хотя и независимо от уровня совпадает по ряду групп универсальных компетенций, например, ФГОС ВО — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление содержит следующие наименования категорий (групп) универсальных компетенций: системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; коммуникация; межкультурное взаимодействие; самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение); безопасность жизнедеятельности; инклюзивная компетентность; экономическая культура, в том числе финансовая грамотность; гражданская позиция [4].

В ходе нашей научной работы предлагается придерживаться следующей модели (структуры) гибких навыков, основанной на работах когнитивно-поведенческих психологов третьей волны: навыки управления вниманием; навыки эмоциональной регуляции; навыки эффективной коммуникации; навыки стрессоустойчивости; навыки по трудоустройству и навыки соответствующие выбранной профессиональной сфере. Указанная выше структура soft skills в основе своей повторяет модули диалектико-поведенческих навыков, разработанных М. М. Линехан [5].

К группе навыков управления вниманием следует отнести навыки наблюдения, описания и участия, основанные на принципах безоценочного отношения, однозадачности деятельности и ее эффективности. В эту же группу навыков следует отнести навык нахождения баланса между рациональным мышлением и эмоциональными аспектами жизнедеятельность человека или иначе называемого «срединного пути», а также навыки критического и системного мышления.

Объектами наблюдения и описания могут выступать: события внешнего мира, а также собственные мысли, эмоции, ощущения и деятельность человека. Участие предполагает активность в поведении человека по отношению к событиям, происходящих в настоящий момент. Навык срединного пути представляет выбор оптимального для достижения поставленной цели пути ее достижения, с учетом как рациональных аспектов мышления, так и эмоциональных и иных потребностей человека. Навыки критического и системного мышления позволяют ставить под сомнение поступающую информацию и видеть целостную картину того или иного явления.

К навыкам эмоциональной регуляции в первую очередь стоит отнести навыки осознания, описания и выражения эмоций. Также к этой группе навыков относятся навыки проверки фактов, постановки целей, решения проблем и определения жизненных ценностей.

Навыки эффективной коммуникации предполагают овладение на практике принципами ненасильственного общения, которое включает в себя 4 основных элемента. Наблюдение — описание фактов. Чувства — выражение эмоций. Потребность — описание того в чем человек нуждается. Просьбу — описание конкретных действий, которыми собеседник может удовлетворить вашу потребность. Эти же 4 элемента отражаются и в процессе эмпатии при применении ненасильственного общения.

Группа навыков стрессоустойчивости представляет собой комплекс упражнений, которыми необходимо овладеть для того, чтобы суметь применить остальные группы навыков в кризисной ситуации.

Навыки по трудоустройству и навыки соответствующие выбранной профессиональной сфере — это группа гибких навыков, которые наиболее востребованы в применении на той или иной занимаемой должности, а также те навыки, которые будут необходимы для трудоустройства по выбранной специальности. К навыкам необходимым для успешного трудоустройства можно отнести: навык составления резюме; навык поиска свободных вакансий; навык самопрезентации.

Перечень навыков, соответствующих выбранной профессиональной сфере должен составляться индивидуально с учетом требований, предъявляемых к должности. Например, в сфере государственного и муниципального управления, а также юриспруденции это будут следующие навыки: поиск информации; искусство толкования; коммуникация; планирование; создание цифрового образа [2].

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что на сегодняшний день не существует единого и полного перечня soft skills. Существуют различные подходы к определению их структуры. По нашему мнению, целесообразно выделить 5 основных групп гибких навыков: навыки управления вниманием; навыки эмоциональной регуляции; навыки эффективной коммуникации; навыки стрессоустойчивости; навыки по трудоустройству и навыки соответствующие выбранной профессиональной сфере.

Читайте также

Список литературы

  1. Абрамов, А. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке // РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e728cbc9a79476476f6eb4e (дата обращения: 01.02.2022).
  2. Мельниченко, Р. Г. Все технологии правозащитной деятельности (legal soft skills) // YouTube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MInQ_xMK97g (дата обращения: 01.02.2022).
  3. Надпрофессиональные навыки // Wikipedia.org. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Надпрофессиональные_навыки (дата обращения: 01.02.2022)
  4. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1016 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» // Опубликован на 27 августа 2020 г. «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
  5. Linehan, M. M. All handouts / M. M. Linehan. — NY. : The Guilford Press, 2015. — 190 p.

Цитировать

Пшеничный, Д.К. Модель soft skills будущих государственных и муниципальных управленцев / Д.К. Пшеничный. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 169-170. — URL: https://novainfo.ru/article/19207 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться