Пенитенциарно-психологические исследования особенностей адаптации молодых сотрудников к различным условиям служебной деятельности

NovaInfo 132, с.171-174, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC, УДК 378.6:343.83

Аннотация

В статье представлен анализ научной литературы по проблеме адаптации молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), выделены и рассмотрены некоторые направления исследований: психологических средств адаптации, психологических особенностей молодых сотрудников и необходимых для успешной адаптации профессионально важных качеств, особенностей психологического сопровождения молодых сотрудников, сравнительных пенитенциарно-психологических исследований особенностей адаптации молодых сотрудников выпускников ведомственных и гражданских высших учебных заведений.

Ключевые слова

ЛИЧНОСТЬ, АДАПТАЦИЯ, МОЛОДОЙ СОТРУДНИК УИС, СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Процесс адаптации личности молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы является актуальной проблемой современной пенитенциарной психологии. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, отмечается значительная текучесть кадров молодых специалистов. Основной причиной их увольнения является затруднение процесса адаптации к служебной деятельности, а также нередко отсутствие условий для ускорения профессиональной адаптации молодых сотрудников.

На необходимость повышения эффективности профессиональной адаптации молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы указывают ведомственные нормативные документы. Так в концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. №1138-р., акцентируется внимание на повышение эффективности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее совершенствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала.

В целях эффективного исполнения служебных (трудовых) обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы и с учетом специфики службы одними из приоритетных направлений является: создание комфортных условий для несения службы (выполнения работы) и возможностей для продвижения по службе (работе); обеспечение престижа службы в уголовно-исполнительные системы через необходимость установления гарантий высокого социального статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы.

В связи с этим встает проблема поиска адекватных мер психологической поддержки в процессе профессиональной адаптации личности молодых сотрудников УИС.

Молодыми сотрудниками УИС, являются выпускники ведомственных образовательных учреждений ФСИН России, в которых особое внимание уделяется особенностям практической деятельности учреждений УИС, выпускники иных гражданских образовательных учреждений, после прохождения короткого курса первоначальной подготовки в учебных центрах УИС. Данные категории сотрудников имеют общий стаж работы менее 1 года в уголовно-исполнительной системе.

Профессиональная адаптация молодого сотрудника УИС представляет собой социально-психологический процесс включения его в коллектив сотрудников учреждения ФСИН России, приспособления и привыкания к характеру и условиям труда в УИС, приобретения и закрепления интереса к работе, овладения начальными основополагающими профессиональными знаниями и умениями, накопления трудового опыта, формирования необходимых профессиональных качеств сотрудника пенитенциарного учреждения, налаживания деловых и личностных контактов с коллективом.

Современная служба в уголовно-исполнительной системе предъявляет достаточно высокие требования к сотрудникам. Наиболее успешно адаптируются люди с хорошей выдержкой, психологически устойчивые, эмоционально выдержанные и имеющие иммунитет к неблагоприятным факторам криминальной среды. Помимо личностных качеств успешная адаптация зависит от психолого-педагогического сопровождения всех субъектов воспитательного воздействия, начиная от психологов и заканчивая сотрудниками кадровых аппаратов. Грамотный закрепленный наставник из числа более опытных сотрудников — залог успешной адаптации молодых сотрудников.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы занимают одно из лидирующих мест в перечне профессий повышенного риска. Особенности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и высокий уровень эмоционально-стрессовых нагрузок предъявляют к личности сотрудников особые требования и делают актуальнейшей задачу поддержания и сохранения их психического здоровья. Особое внимание уделяется профессионально значимым качествам сотрудника как при отборе на службу, так и в процессе профессионального становления личности.

По мнению А. Н. Сухова (2001), в процессе адаптации молодых сотрудников наиболее остро проявляются такие два взаимосвязанных и взаимообусловленных подвида психологической адаптации как психофизиологический и социально-психологический. В исследованиях А. В. Чечковой (2001) и Р. Н. Киселевой (2003) в качестве факторов, обусловливающих адаптацию молодых сотрудников, выявлены атрибуты организационной культуры коллектива сотрудников УИС [9, с. 137].

В пенитенциарно-психологических научных публикациях раскрыты различные аспекты адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности, что позволяет на основе их анализа выделить некоторые направления изучения адаптации молодых специалистов к различным условиям служебной деятельности.

Одно из направлений затрагивает изучение психологических средств адаптации личности к профессиональной деятельности. Так, психологические средства адаптации личности сотрудников УИС рассмотрены в рамках системно-деятельного подхода и представлены в работах А. И. Ушатикова и Б. Б. Казака (2003). Они считают, что в феномене адаптации молодых сотрудников к службе в уголовно-исполнительной системе доминируют два компонента — профессиональный и социально-психологический. В работах B. М. Позднякова (2000), Н. Г. Соболева (2007) и О. Г. Ковалева (2021), затрагиваются вопросы вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой и деятельностью. Это и создает специфику предметных областей, сфер профессиональной адаптации молодого специалиста.

Более подробно психологические средства адаптации личности молодых сотрудников в профессиональной деятельности рассмотрены в исследовании О. Н. Степановой (2013). Под психологическими средствами автор понимает совокупность внешних и внутренних средств, способствующих изменению поведения личности сотрудников и оказывающих положительное влияние на их профессиональное становление. К внутренним психологическим средствам адаптации О. Н. Степанова относит мотивы личности, когнитивные, коммуникативные и эмоционально-волевые особенности личности. К внешним психологическим средствам адаптации — индивидуальные и групповые формы психолого-педагогического воздействия на молодого сотрудника УИС. Наиболее эффективными из них, экспериментально обоснованными, являются: проведение лекций, дискуссий, тренинг арт-терапевтической и поведенческой направленности, психологическое консультирование и сказкотерапия [8, с. 25]. Автором изучены факторы, влияющие на успешную адаптации сотрудников, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему. К ним отнесены: тщательный отбор и изучение в период набора персонала; уровень знаний; внутренняя мотивация и индивидуально-психологические особенности личности.

Значимость представляет направление исследований, связанных с изучением психологических особенностей личности молодых сотрудников, влияющих на процесс их адаптации. Отечественный социальный психолог А. А. Бодалев (1998) справедливо подчеркивал важность для персонала молодого возраста эмоционального компонента межличностных отношений, выступающего в качестве ценности и вызывающего отклики и переживания. По его мнению, указанный компонент оказывает большое влияние на цели, активность, поступки.

H. A. Харина и Т. В. Пивоварова (2010) отмечают следующее: чем выше уровень развития различных компонентов личностного адаптационного потенциала, тем выше вероятность успешной адаптации, значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться. Данные показатели не только содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам, но и позволяют дифференцировать людей по степени устойчивости к воздействию стресс факторов [10, с. 174].

Исследование Г. И. Аксеновой (2016) позволило выделить личностные характеристики, которые во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности молодых сотрудников УИС. Так, сотрудники, обладающие высокими коммуникативными способностями, охотно работающие в коллективе, быстрее и легче вживаются в новый коллектив, склонны адекватно ориентироваться в ситуации, быстро вырабатывать стратегию своего поведения. Адекватная самооценка и реальное восприятие действительности, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения и законодательства также способствует позитивной адаптации молодых сотрудников. К чертам, затрудняющим процесс адаптации, относятся замкнутость, необщительность, безучастность, некоторая ригидность и излишняя строгость в оценке людей. Такие люди чаще всего скептически настроены, подозрительны, обидчивы, обладают признаками акцентуаций характера [1, с. 118].

Следует выделить направление изучения профессионально важных качеств, необходимых для процесса успешной адаптации молодого сотрудника к условиям службы в пенитенциарных учреждениях. По мнению А. К. Марковой (1996), профессионально важные качества — это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). Профессионально важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, но они и сами совершенствуются в ходе деятельности. Человек в ходе труда изменяет и самого себя.

К. В. Кряклин (2012) подчеркивает, что процесс профессионального формирования личности молодого сотрудника, при условии качественного психологического сопровождения, начинается с профессионального становления в пенитенциарной системе, так как сотрудник, принятый на службу и не имеющий опыта работы в закрытых учреждениях, не обладает в достаточной мере необходимым набором профессиональных качеств. На их формирование будет влиять и то, насколько личность адаптировалась к новым условиям профессиональной деятельности [5, с. 76-79].

В исследованиях Т. Ю. Базарова (2002), М. Г. Дебольского (2001), В. А. Ларионовой (2002), А. И. Папкина (2001), A. B. Чечковой (2001) к профессионально важным качествам относят:

  • нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных;
  • дисциплинированность, решительность, принципиальность, умение сохранять самообладание и действовать в экстремальных ситуациях, наличие значительных физических и моральных сил, гибкое профессиональное мышление, высокий уровень психологической устойчивости;
  • достаточный уровень нервно-психической устойчивости, особенности самооценки личности, ощущение своей значимости для окружающих, уровень конфликтности, наличие опыта построения контактов с людьми, ориентация на моральные нормы общества, степень принятия групповых норм коллектива пенитенциарного учреждения;
  • развитые ценностные ориентации сотрудника, гибкость мышления, эмоционально-волевая устойчивость.

Можно выделить направление сравнительных пенитенциарно-психологических исследований особенностей адаптации молодых сотрудников выпускников ведомственных и гражданских высших учебных заведений. Так, Е. А. Малетина (2018) на основе поведенного исследования указывает, что особенности и отличия обусловлены тем, что у выпускников ведомственных образовательных учреждений первый этап адаптации начинается еще во время обучения. Курсанты в основном сделали осознанный выбор своей профессии. При прохождении учебной практики и стажировки, они получают представление об особенностях практической деятельности учреждений УИС. С началом трудовой деятельности начинается второй этап производственной адаптации, успех которой зависит от степени соответствия полученных в учебном заведении знаний, умений и навыков требованиям непосредственной практической деятельности. Молодой сотрудник, который пришел на службу из гражданского учебного заведения, пройдя короткий курс первоначальной подготовки в учебных центрах УИС, свой опыт начинает сразу со второго этапа адаптации. Продолжительность данного этапа зависит от процесса включения молодого сотрудника в коллектив учреждения, в приобретении и закреплении интереса к работе, а также от его личностных качеств. На этом этапе молодой сотрудник должен быть окружен вниманием со стороны коллег своего коллектива, психологической службы, отдела по работе с личным составом [7, с. 4].

Важность и практическую значимость представляет направление исследований по организации психологического сопровождения молодых сотрудников в период их профессиональной адаптации. Необходимость психологического сопровождения службы в уголовно-исполнительной системе, связанной с высокими психическими и физическими нагрузками, подчеркивается Д. В. Пестриковым (2016). Цель — поддержание оптимального уровня эффективности деятельности сотрудников.

Приоритетную роль в профессиональном становлении молодых сотрудников в рамках психологического сопровождения О. В. Коржова (2015) отводит психологам, наставникам и руководителям по линии воспитательных служб, принимая во внимание ещё и тот факт, что в силу возрастных особенностей, для молодого сотрудника необходимо доверие его возможностям и способностям со стороны наставников, непосредственных начальников и коллег [3, с. 11-14].

В этой связи, задачи по психологическому сопровождению молодых сотрудников УИС в первую очередь реализуются непосредственными начальниками — руководителями среднего звена (отделов, отделений, частей и служб). Повседневная работа с подчиненными молодыми сотрудниками дает возможность более качественно изучить их моральные и деловые качества, оценить достоинства и вскрыть недостатки. Очень важно, чтобы непосредственный руководитель лично принимал решения по вопросам воспитательного воздействия на молодых сотрудников, определял формы и методы работы с ним. При этом важным является индивидуальный подход в работе с молодыми сотрудниками. На это обращал внимание В. Н. Летунов (2004), указывая что данный подход предполагает умение опытных сотрудников на основе анализа результатов деятельности подопечного, его поступков лучше узнать и тактично скорректировать его поведение.

На сегодняшний день накоплен значительный практический опыт психологического сопровождения сотрудников УИС. Психологические службы учреждений и органов УИС применяют в своей деятельности достижения современной психологической науки и практики, используют научно обоснованные модели содержательных и приоритетных направлений психологического обеспечения пенитенциарной деятельности. А. В. Кокурин (2006) отмечает, что для сохранения нормального психологического состояния сотрудников требуют оказание им не только психологической, но и медицинской помощи. Психологическая работа с личным составом УИС совершенствуется в соответствии с международными стандартами и современными требованиями. Она включает в себя внедрение передового опыта психологической работы с личным составом, совершенствование научно-методического обеспечения, повышение эффективности профилактики деструктивного поведения (суицидов и т.д.) среди личного состава, создание кабинетов психологической регуляции для оказания психологической помощи личному составу, развитие медико-психологической реабилитации совместно с медицинскими подразделениями ФСИН России, укрепление материально-технической базы психологического обеспечения сотрудников УИС [4, с. 36-40].

Психологическое сопровождение молодых сотрудников УИС предполагает их психологическую подготовку к деятельности, основной целью которой является формирование психологической устойчивости, позволяющей уверенно действовать в опасных ситуациях, в критические моменты проявлять самообладание, находчивость. По мнению Е. Е. Калистратовой (2016), на данный момент психологическая подготовка является важнейшей составляющей глобальной готовности работников УИС к применению практической деятельности в особых условиях, но в уголовно- исполнительной системе еще не сформировалась конкретная система психологической готовности сотрудников [2, с. 21-23].

По мнению П. В. Кузнецова (2009), на сегодняшний день необходимо дальнейшее более глубокое исследование проблем психологической подготовки работников уголовно-исполнительной системы и психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников в экстренных условиях, и в условиях несения службы по усиленному варианту. Одно из таких мероприятий — это служебно-боевая подготовка, ее основная цель это формирование готовности к успешному преодолению психологических трудностей служебной деятельности и применение психологических знаний умений для эффективного выполнения обязанностей в любой экстренной обстановке. Основной задачей при проведении занятий по психологической подготовке является систематизация и закрепление знаний об особенностях развития личности, выработка умений и мотивации на развитие психологических качеств личности сотрудника, нужных для роста качества уровня профессионализма [6, с. 64-68].

Таким образом, при анализе пенитенциарно-психологической литературы по проблеме исследования особенностей адаптации молодых сотрудников к различным условиям служебной деятельности нам удалось выделить различные направления в изучении данной проблематики. Это исследование психологических средств адаптации, психологических особенностей молодых сотрудников и необходимых для успешной адаптации профессионально важных качеств, особенностей психологического сопровождения молодых сотрудников, сравнительных пенитенциарно-психологических исследований особенностей адаптации молодых сотрудников выпускников ведомственных и гражданских высших учебных заведений.

Результаты исследований в рамках направлений показывают, что процесс адаптации очень важен в профессиональном становлении молодого сотрудника УИС. Его успешность напрямую влияет на всю дальнейшую службу сотрудника, способствуя уже на первом этапе ранней профилактике эмоционального и профессионального выгорания.

Однако, какими бы эффективными и насыщенными ни были мероприятия, проводимые в учреждениях с молодыми сотрудниками с целью помощи им в успешной адаптации к условиям службы в исправительном учреждении, все они должны лечь на благодатную почву, которой являются индивидуальные особенности вновь принятого на службу молодого сотрудника. Только качественный профессиональный отбор, дальнейшее мотивирование (как материальное, так и нематериальное) к добросовестному исполнению служебных обязанностей в сочетании со стремлением самого молодого сотрудника служить верой и правдой в уголовно-исполнительной системе, могут в комплексе дать необходимый эффект и свести к минимуму вероятность недобросовестного отношения сотрудников к выполнению своих служебных обязанностей.

Читайте также

Список литературы

  1. Аксенова Г. И., Полякова Я. Н., Поляков А. В. Психолого-педагогическое сопровождение слушателей первоначального обучения учебных центров ФСИН России: учеб. -метод. пособие. — Краснодар: дом «Юг», 2014. — 118 с.
  2. Каллистратов Е. Е. Психологическая и профессиональная подготовка сотрудников УИС // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1(28). С. 21–23.
  3. Коржова О. В. О психологическом сопровождении профессионального становления молодых сотрудников отдела специального назначения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 6. С. 11–14.
  4. Кокурин А. В., Бовин Б. Г. Диагностика профессионально значимых качеств сотрудников спецподразделений Минюста России на основе экспертной оценки // Юридическая психология. 2006. № 2. С. 36–40.
  5. Кряклин К. В. К вопросу об актуальности изучения психодинамики личности сотрудников в процессе профессиональной адаптации к службе в УИС // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 76–79.
  6. Кузнецова П. В. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников // Практическая психология: опыт, проблемы. 2009. № 3. С. 64–68.
  7. Малетина Е. А. Профессиональная адаптация молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы. — М.: НИИ ФСИН РФ. 2018. — 4 с.
  8. Степанова О. Н. Психологические средства адаптации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности: автореф. дисс. … канд. псих. наук. — Рязань, 2013. — 25 с.
  9. Ушатиков А. И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Рязань, 2006. — 137 с.
  10. Харина H. A., Пивоварова Т. В. Личностный адаптационный потенциал сотрудников ФСИН России: диагностика, коррекция, развитие: монография. Рязань, 2010. — 174 с.

Цитировать

Толстогузова, М.А. Пенитенциарно-психологические исследования особенностей адаптации молодых сотрудников к различным условиям служебной деятельности / М.А. Толстогузова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 171-174. — URL: https://novainfo.ru/article/19208 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться