Стресс, качество жизни и психическое здоровье профессионала

NovaInfo 132, с.182-186, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена изучению взаимосвязи стресса, качества жизни и психического здоровья человека. В статье проведен теоретический анализ данной проблемы, отражены взгляды на проблему российских и зарубежных ученых. В работе представлен анализ изучения теоретических источников данных.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС, ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Текст научной работы

Стремление к благополучию, психическому здоровью и позитивному функционированию является одной из основных движущих сил человеческого общества, а проблема его обретения и поддержания занимает важное место в психологических исследованиях.

Но при этом динамично меняющийся современный мир предъявляет все новые требования к человеку. Профессиональное развитие становится насущной необходимостью для любого эффективного профессионала. Ставя во главу угла обязательность достижения заданных результатов, каждая организация вольно или невольно поощряет поведение своих сотрудников, которое даже при желании нельзя назвать здоровьесберегающим.

Общественные стереотипы не просто поддерживают, а пытаются культивировать паттерны рабочего поведения, которые в психологической науке называют профессиональными деформациями. Руководитель с удовольствием отметит того сотрудника, который остается на работе гораздо более положенного времени, демонстрирует тягу к конкурентной борьбе или излишний энтузиазм. При этом, как правило, никто не задумывается, к каким неблагоприятным последствиям может привести подобное поведение.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает стресс на рабочем месте «чумой XXI века», а, согласно статистике, треть работников хотя бы раз думали об увольнении исключительно по причине стрессов на работе.

В настоящее время стресс считается неотъемлемой частью современной жизни. Нас окружает огромное количество неблагоприятных факторов, оказывающих негативное воздействие не только на психическое состояние человека, но и на его работоспособность и, как следствие, на его профессиональную деятельность.

Профессиональный стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях. Профессиональный стресс можно определить, как напряженное состояние работника, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в реакциях психического и физического плана на критические ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ10).

В течение последних лет всё более растёт внимание к исследованиям, каким-либо образом, связанным с психическим здоровьем, качеством жизни профессионала и профессиональным стрессом.

Сам стресс рассматривается как результат внутренней несогласованности между требованиями окружающей среды (физической, трудовой, социальной) и наличными ресурсами человека. Наличие дисбаланса между ними проявляется в возникновении различных негативных последствий со стороны снижения эффективности профессиональной деятельности и со стороны нарушения регуляции поведения, ухудшения физического и психического здоровья.

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи стресса и качества жизни профессионала. Гипотезой выступило предположение о том, что уровень профессионального стресса связан с субъективной оценкой качества жизни и психическим здоровьем профессионала. и проверка выдвинутой гипотезы реализовывалась в процессе последовательного решения следующих теоретических, методических и эмпирических задач исследования:

  1. Провести теоретико-методологический анализ истории, основных подходов и тенденции развития взглядов на проблему психического здоровья профессионала;
  2. Рассмотреть качество жизни как показатель психического здоровья профессионала;
  3. Осуществить теоретическое обоснование проблемы взаимосвязи стресса и качества жизни, психического здоровья профессионала.

Отечественными исследователями уделяется большое внимание вопросам качества жизни: Э.М.Аванесьянц, Э.Р.Ахунова, М.Н.Алферова, Р.А.Галкин, Г.С.Никифоров, Л.И.Дворецкий, В.В.Егоров, О.П.Щепин, Т.Н.Савченко, Г.М.Головина и др.). Также имеются исследования по данному вопросу и среди зарубежных авторов: Д.Р.Фернандез-Баллестерос, М.Лоутон, Б.Хьюз, М.Ханкинс, Л.Леви, Л.Андерсон и другие

Проблемой стресса занимались такие ученые, как Г.Селье, Р.Лазарус, Ч.Д.Спилбергер, В.В.Бойко, Л.А.Китаев-Смык, В.Д.Небылицын, В.А.Петровский, Н.В.Самоукина и многие другие.

Психологическое благополучие на рабочем месте находится в фокусе внимания организационных исследований. Под психологическим благополучием на работе мы понимаем психологическое состояние работника, связанное с его эффективностью и продуктивностью его труда, а также с удовлетворенностью жизнью в целом.

Для современного человека и общества в целом психическое здоровье, работоспособность и качество жизни — неотделимые друг от друга понятия, определяющие общее здоровье и полноценность как индивидуального, так и общественного бытия.

Профессиональная деятельность — важнейшая сфера человеческой жизни, а профессиональная идентичность практически повсеместно выступает как основа личностной идентичности, определяя тем самым всю иерархию потребностей и духовных смыслов каждого конкретного человека и всего общества. В связи с этим профессиональный статус личности, уровень профессиональной компетентности и работоспособности в большой степени влияют как на объективную оценку социальной значимости каждого из нас, так и на самооценку.

В связи с продолжающейся экономической рецессией бремя психических заболеваний создаёт новые трудности для работодателей и работников в странах фактически всего европейского региона. Кроме того, повседневный стресс, обусловленный и психическими расстройствами, и сверхинтенсивной работой (трудоголизм) заключает в себе высокий риск развития психосоматической патологии, особенно, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и даже рака.

Результаты исследований под эгидой Европейского агентства по безопасности и здоровью на работе (European Agency for Safety and Health at Work) показывают, что изменения в профессиональной деятельности и работе за последние несколько десятилетий привели не только к увеличению количества, но и к изменению содержания социально-психологических факторов риска. По данным экспертов, к новым социально-психологическим факторам риска следует отнести:

  • новые формы трудовых соглашений и нестабильность на работе;
  • увеличение среднего возраста работающих людей;
  • интенсификацию труда;
  • большую эмоциональную нагрузку на работе;
  • нарушение баланса между работой и личной жизнью.

Необходимо отметить, что в последних исследованиях по теме психического здоровья на рабочем месте все больше проявляет себя растущий интерес к изучению позитивных аспектов профессионального здоровья. В разработке находятся такие вопросы, как:

  • лидерство и профессиональное здоровье («аутентичное лидерство»);
  • эмоции и профессиональное здоровье («эмоциональная революция», «эмоциональный интеллект»);
  • различные организационные программы вмешательства.

В качестве наиболее важных и перспективных областей для дальнейших исследований называются следующие:

  • проблемы, обусловленные старением рабочей силы;
  • изменение технологий (развитие интернета и телекоммуникаций) и изучение особенностей профессионального здоровья людей, занятых в сфере виртуальной работы;
  • разработка концепции корпоративной социальной ответственности в контексте решения вопросов безопасности и обеспечения профессионального здоровья сотрудников;
  • нравственно-этические аспекты профессионального здоровья, роль организационного обеспечения справедливости в обеспечении здоровья на рабочем месте;
  • проблема обеспечения безопасности профессиональной деятельности с точки зрения организационной культуры;
  • исследования презентеизма, который определяется как выход на работу в состоянии болезни, и его влияния на эффективность деятельности;
  • изучение позитивных последствий процесса взаимодействия и взаимосвязи работы и личной жизни человека, когда опыт или участие в одной роли повышают качество и производительность в другой;
  • проблема психофизиологического восстановления после работы, изучение роли досуговой активности в сохранении профессионального здоровья;
  • проблемы кросс-культурной психологии профессионального здоровья. Вероятно, именно эти области будут определять логику развития психологии профессионального здоровья в ближайшие 5-10 лет.

В целом, исследования психического здоровья и психологического благополучия на работе традиционно ведутся в двух направлениях. Первая линия исследований сфокусирована на негативных индикаторах благополучия, таких как стресс на рабочем месте, эмоциональное выгорание, профессиональное утомление и истощение (В.А.Бодров, 2006; Леонова, Мотовилина, 2006; Барабанщикова, Кузьмина, 2010; Мотовилина, 2011 и др.), трудоголозим (Shaufeli et al, 2008).

Вторая линия исследований посвящена изучению позитивных индикаторов благополучия, таких как удовлетворенность трудовой деятельностью, увлеченность работой (Shaufeli et al., 2006; Schaufeli, Salanova, 2010; Bakker, Leiter, 2010; см. обзор Мандрикова, 2012), организационной лояльности.

Однако, также, как и психологическое благополучие в целом, психологическое благополучие на работе означает не только отсутствие негативных индикаторов (стрессы, выгорание, профессиональное утомление, эмоциональное истощение, скука, трудоголизм), но предполагает и наличие позитивных, таких как увлеченность работой, удовлетворенность трудом, позитивные эмоции. То есть, является интегральным феноменом, включающим два измерения: позитивное и негативное. Более того, показано, что позитивный и негативный процессы являются относительно независимыми друг от друга и развиваются по разным траекториям (Bakker, Demerouti, 2006; Шауфели и соавт., 2015). Поэтому, при проведении организационной диагностики необходимо учитывать, как позитивные, так и негативные показатели благополучия (Shaufeli et al, 2002; Schaufeli et al., 2008). В статье мы более подробно рассмотрим в качестве позитивного показателя психологического благополучия на работе понятие качества жизни, а в качестве негативного вектора — профессиональный стресс.

Изучение качества жизни является общепризнанным, высокоинформативным, чувствительным и экономичным методом оценки состояния здоровья как населения в целом, так и отдельных социальных групп.

Под качеством жизни понимают «интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования здорового или больного человека, основанную на его субъективном восприятии», «способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни».

По определению ВОЗ, качество жизни представляет собой восприятие индивидами их существования в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами.

Феномен качества жизни разрабатывается в отечественной науке как: набор характеристик развитой системы взаимодействий и взаимоотношений людей, определяющих их самочувствие, активность, готовность к различного рода деятельности (А.Е.Балобанов, С.В.Голубев); системное образование в сочетании как объективных (образ жизни), так и субъективных (духовность, раскрываемая в системе ценностей, в направленности развития) компонентов (В.П.Кондратов); совокупность определенных свойств, характеризующих жизнедеятельность человека (общности) в объективно существующих взаимосвязанных и взаимообусловленных естественных, искусственных и социальных условиях (Е.С.Грузина, В.Е.Сарансков); непрерывный процесс формирования подлинно человеческого сообщества, предоставляющего личности возможность всестороннего творческого развития.

Феномен качества жизни в зарубежных исследованиях рассматривается в аспектах: многомерной конструкции, включающей личное субъективное восприятие физического, эмоционального и социального благополучия, а также когнитивный (удовлетворенность) и эмоциональный (счастье) компоненты (R.R.Rubin); степени удовлетворенности человека различными областями своей жизни, которые зависят от вида и сферы деятельности и состояния окружающей среды (A.C.Pigou); интегральной характеристики физиологического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанной на субъективном восприятии (J.K.Galbraith).

Категория «качества жизни» рассматривается как системный конструкт, имеющий многомерную организацию. Многомерность организации определяется наличием разнообразных параметров качества жизни человека, включающих в себя физические, психологические, социальные, экономические и другие параметры. Соответственно, качество жизни не только отражает успешность психической адаптации индивида, но и опосредуется взаимодействием ряда индивидуально-психологических, физиологических и социально-демографических факторов.

Психология приходит к осмыслению качества жизни посредством разработки синергетической когнитивной модели (И.Б.Герасимова, М.Б.Гузаиров, Е.Ш.Закиева, Б.Г.Ильясов [10]), отражающей взаимообусловленные компонентные конструкты характеристик качества жизни, выраженные в интегральном показателе уровня удовлетворенности первичных и вторичных потребностей субъекта в контексте интеллектуальной, материальной, информационной, социокультурной, энергетической и т.д. обеспеченности, необходимой для наиболее полноценного и продуктивного осуществления вышеобозначенных потребностей.

В данной модели, разработанной на теории потребностей А.Маслоу, базовый компонентный конструкт определяет значимость первичных потребностей (социально-генетических — пища, сон, вода и т.д.; экзистенциальных — безопасные условия жизнедеятельности, материальное, личностное и социальное благополучие и т.д.).

Второй конструкт акцентирует внимание на вторичные потребности (социальные — идентификация с окружающими, коммуникация, коллективная деятельность и т.д.; престижные — признание, успешность в разнообразных сферах, карьерный рост и т.д.; духовные — самоактуализация, самоутверждение). При этом два обозначенных компонентных конструкта предопределяют индивидуальное восприятие субъектом качества жизнедеятельности и жизнеобеспеченности, качества признания и качества самореализации, значимость мироосвоения, степень комфортности миробытия и характеризуют интегральную целостность самоощущения субъекта.

Третий компонентный конструкт выступает основой обеспечения разнообразных ресурсов социума и личности для максимально продуктивного удовлетворения потребностей, исходя из материальных возможностей, заработной платы и т.д.

Четвертый компонентный конструкт представляет интегральный показатель характеристики качества жизни, выраженный в уровне удовлетворенности первичных (социально-генетических) и вторичных (социальных, престижных, духовных) потребностей субъекта, социума в контексте их ресурсообеспеченности (И.Б.Герасимова, М.Б.Гузаиров, Е.Ш.Закиева, Б.Г.Ильясов [10]).

Несомненным достоинством данной модели является ее интегративная основа, позволяющая рассмотреть определенные аспекты качества жизни в их комплементарном единстве, отражающие возможность достижения благополучия и благосостояния субъекта в разнообразных сферах общественной практики.

В рамках исследования изучаемого феномена в психологической науке необходимо отметить концепцию самоэффективности (self-efficacy) А.Бандуры, отражающую значимость личностного потенциала в повышении качества жизни субъекта (в различных областях: семье, образовании, карьере, политической и общественной деятельности).

Представления о самоэффективности зарождаются и развиваются в ходе проявления активной деятельности для достижения какой-либо цели и обусловливают мобилизацию ресурсов организма, усиление положительных эмоций и восприятие себя как субъекта, способного изменять и преобразовывать окружающую действительность и самого себя, выбирать оптимальные стратегии решения поставленных задач в ходе жизнедеятельности.

Таким образом, необходимо констатировать, что психологи при изучении качества жизни, в первую очередь, связывают его с мотивацией, восприятием, формированием ценностных ориентаций, устремленностью личности к достижениям, переживаниями (которые возникают в ходе обогащения жизненного опыта, углубления образовательного и профессионального уровня), эмоционально-интеллектуальным фоном, эмоциональной устойчивостью, духовно-нравственным развитием, удовлетворением / неудовлетворением потребностей, копинг-стратегиями, психогенными факторами и т.д. Во-вторых, с рефлексивной интерпретацией накопленного опыта, поведенческих моделей, способов организации мышления, действий в направленности осмысления собственного качества жизни в соотношении непрерывной сопоставимости качества жизни окружающих людей

Применение системы знаний о качестве жизни и связи его успешности с профессиональной деятельностью позволяет получить ценную информацию о субъективном восприятии жизни специалиста, его физических, психологических и психофизиологических возможностях с целью прогнозирования реагирования организма в случаях нахождения в неблагоприятных условиях профессиональной деятельности.

В ходе работы нам удалось изучить понятие психического здоровья и психологического благополучия персонала, проанализировать понятие «качества жизни» в контексте профессиональной деятельности, проанализировать феноменологию профессионального стресса.

Читайте также

Список литературы

  1. Амиров Н.Х. Труд и здоровье руководителей. М.: ГЭОТАР-Мед, 2002. 136 с.
  2. Барабанщикова В.В., Кузьмина Н.В. Особенности профессионального стресса банковских служащих в период адаптации к организационным изменениям // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О.Прохорова. — Казань: Казан. ун-т, 2011. — Вып. 8. С. 163-182.
  3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М. Инт-т. Психологии РАН. 2016– 136 с.
  4. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе как условие эффективной работы // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 3. С. 50-52.
  5. Качество жизни // Краткий словарь. — М., Смысл, 2009. — 169 с
  6. Краткий опросник ВОЗ для оценки качества жизни (WHOQOL-BREF) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.who.int/substance_abuse/research_tools/whoqolbref/ru/ (дата обращения: 04.10.2021).
  7. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. — Л.: Медицина, 1970
  8. Организационная психология: Учебник / под общ.ред.А.Б.Леоновой. — М.: ИНФРА-М, 2013. 428 с.
  9. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В.Р.Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р.Шагивалеева. — Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. — 142 с
  10. Стресс: психологические, биохимические и психофизиологические аспекты: учебное пособие. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. — 84 с.
  11. Управление качеством. Качество жизни / Б.И. Герасимов [и др.]. СПб.: Форум, 2014. 304 С
  12. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002. — 336 с.
  13. Cooper C.L., Marshall J. Occupational sources of stress: a review of the literature relating to coronary heart disease and mental ill health II // Journal of Occupational Psychology. 1976. Vol..49. P. 11–28.

Цитировать

Памукчи, Е.Н. Стресс, качество жизни и психическое здоровье профессионала / Е.Н. Памукчи. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 182-186. — URL: https://novainfo.ru/article/19227 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться