Развитие информационных систем в Пенсионном фонде Российской Федерации

NovaInfo 132, с.66-67, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 14
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье анализируется информационное обеспечение Пенсионного фонда РФ в современных экономико-правовых реалиях эпохи цифровизации. Рассмотрено как пенсионные услуги стали более доступными и качественными после введения цифровых технологий.

Ключевые слова

ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ, ПФР, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Текст научной работы

Сложно представить себе полноценную работу механизма пенсионной системы страны без его информационного обеспечения. Вся информация аккумулирована в определенных компьютерных программах.

Наше время отличается тем, что управление любой формой деятельности невозможно без обработки значительных массивов данных, осуществляемой вычислительной техникой. Компьютерные технологии, используемые в работе, претерпели значительные изменения и в части аппаратной составляющей, и в части принципов и методов обработки данных как с позиции области ее применения, так и с позиции широты использования.

Пенсионное страхование всегда было частью отрасли, где любые реформы и нововведения приживались довольно сложно. Проблема состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны.

Но проводимая масштабная цифровизация, нуждается в притоке новых технологий, а это в полной мере относится и к пенсионному фонду. Основная цель внедрения цифровых технологий в пенсионное страхование — увеличение доступности и качества пенсионных услуг.

На сегодня ПФР — это оператор, обслуживающий крупные информационные системы, в частности автоматизированную информационную систему Пенсионного фонда.

ПФР РФ уже довольно давно ввел в эксплуатацию единую государственную информационную систему предоставления гражданам данных относительно различных форм социальной поддержки — ЕГИССО. В ней собраны сведения о всех социальных льготах и выплатах, которые планируется предоставлять гражданам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Система позволит объединить данные из множества ведомств, упростить порядок получения информации и ускорить ее передачу.

Сервис позволяет решить следующие задачи: анализ работы различных учреждений в социальной области; оказание адресной помощи лицам, которые в ней нуждаются; расширение видов социальной гарантии для населения; планирование федерального и регионального бюджета; получение сведений по стране и региону; создание общей базы данных; организация электронного взаимодействия между ведомствами; информирование граждан о мерах соцподдержки.

Классификатор мер социальной защиты ЕГИССО позволяет унифицировать данные меры. Каждая ее разновидность имеет определенный код. В базу данных включены пенсии, доплаты к ним, страховые выплаты, социальные пособия, компенсации, субсидии, льготы, помощь в натуральном виде, услуги социального вида.

Уже сегодня у граждан Российской Федерации есть возможность получать большую часть услуг Пенсионного фонда не выходя из дома, через интернет. Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд предоставляет в электронном виде, объединены в один портал на сайте ПФР. Персональный аккаунт на сайте ПФР позволяет получить сведения о пенсиях, социальных выплатах, маткапитале и пенсионных накоплениях.

Ежегодно Пенсионный фонд тратит на информатизацию 10–11 млрд руб., занимая по этому показателю лидирующие позиции среди федеральных структур.

Также Пенсионный фонд РФ создал и использует одну из самых крупных IT-систем России — АИС ПФР. Система необходима для учета граждан в структуре пенсионного страхования, управления данными о каждом застрахованном гражданине для обеспечения его пенсионных прав.

В состав АИС ПФР входит ряд функциональных подсистем, например, персонифицированный учет, управление страховыми взносами, назначение, перерасчет и выплата пенсий и иных социальных выплат, управление средствами пенсионных накоплений, анализ и отчетность, внешнее взаимодействие и обмен данными, кроме перечисленных надо упомянуть набор инфраструктурных и обеспечивающих подсистем.

Ключевое назначение АИС ПФР — автоматизация процессов предоставления гражданам РФ государственных услуг и реализации функций ПФР, а также для обеспечения информационно-аналитической поддержки работы ПФР.

Услугами АИС ПФР постоянно пользуется порядка 100 тыс. внутренних пользователей. Совокупный размер баз данных, обслуживаемых в ПФР, равен 247,5 Тб. В среднем в течении одних суток обрабатывают 120 Гб. В состав парка серверного оборудования входит более 10 000 серверов разных платформ.

Если не так давно ПФР РФ вел реестры, предназначенные лишь для реализации своих функций, то при формировании АИС ПФР перед специалистами была поставлена задача перенацелить информационные ресурсы Фонда на предоставление информации другим организациям. В результате, сведения из реестров получает множество пользователей.

В АИС ПФР уделено значительное внимание вопросам информационной безопасности и защиты дынных, обеспечивающей полноценную работу ПФР, соблюдение требований законодательства и защиту участников информационного обмена от кибератак.

В течение 2016 года Пенсионный фонд по решению правительства занимался разработкой сервиса, который позволит оказать социальную поддержку гражданам с инвалидностью. В результате был создан Федеральный реестр инвалидов.

Граждане могут зайти в свой личный кабинет, в котором содержатся сведения о группе, причине, сроке инвалидности, дате ближайшего освидетельствования, мероприятиях программы реабилитации и другую важную информацию. С мая 2017 года гражданин может посмотреть сведения касательно выдачи средств реабилитации.

Значительным препятствием на пути развития цифровых систем пенсионного фонда является отсутствие законодательного и нормативно-правового регулирования внедрения новых технологий. В настоящее время объемы бумажной документации в Пенсионном фонде очень велики. И в основном они носят дублирующий характер, что увеличивает сроки исполнения, подготовки и предоставления ряда документов. Затруднительно решить вопрос хранения бумажной документации.

Очень сложно выстраивать стратегию цифровизации пенсионного страхования. Но использование информационных технологий имеет множество преимуществ, в большинстве своем они облегчают жизнь человека, делают большинство процессов более прозрачными.

Читайте также

Список литературы

  1. Каурова, О.В., Информационное обеспечение актуарной деятельности в Пенсионном фонде Российской Федерации: международная и отечественная практика : монография / О.В. Каурова. — Москва : Русайнс, 2020. — 276 с.
  2. Петюкова, О.Н., Разработка системы информационного обеспечения актуарной деятельности в Пенсионном фонде Российской Федерации : монография / О.Н. Петюкова, Г.И. Андрющенко, В.М. Заернюк [и др.]. — Москва : Русайнс, 2020. — 244 с.
  3. Мезенцева, Т.М., Проблемы учета, контроля и анализа, в современной системе информационного обеспечения устойчивого развития экономических субъектов : монография / Т.М. Мезенцева. — Москва : КноРус, 2021. — 294 с.
  4. Ясенев, В.Н., Информационные системы в экономике. : учебное пособие / В.Н. Ясенев, О.В. Ясенев. — Москва : КноРус, 2021. — 428 с.
  5. Лосева, А.Ю., Современные информационные системы: теория и практика : монография / А.Ю. Лосева, Д.Д. Цыренов. — Москва : Русайнс, 2020. — 101 с.
  6. Горбенко А.О. Информационные системы в экономике : учебное пособие / Горбенко А.О. 4-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 293 с.
  7. Лашина, М.В., Информационные системы и технологии в экономике и маркетинге. : учебник / М.В. Лашина, Т.Г. Соловьев. — Москва : КноРус, 2019. — 301 с.
  8. Коноплева И.А. Информационные системы в экономике : учебное пособие / Коноплева И.А., Коноплева В.С. — Москва : Проспект, 2018. — 112 с.
  9. Пенсионный фонд Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс] — URL: http://www.pfrf.ru

Цитировать

Мелеинова, Д.Ю. Развитие информационных систем в Пенсионном фонде Российской Федерации / Д.Ю. Мелеинова, О.А. Воротилова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 66-67. — URL: https://novainfo.ru/article/19263 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться