Формальные и информальные методы образования

NovaInfo 133
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 58
CC BY-NC, УДК 334, ББК 65

Аннотация

В данной статье рассматриваются тенденции организации образовательного процесса как элемент целостной непрерывной образовательной системы, на принципах формальной и информальной моделей. Целью статьи является обоснование актуальности формального и информального образования в контексте непрерывного образования. В статье приводится история становления и развития указанных подходов.

Ключевые слова

ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ, ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст научной работы

Введение

Образование в наше время выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. Очевидно, что образование в эпоху глобальной информатизации и высокого темпа жизни является приоритетной социальной ценностью современного общества, но его наличие не является критерием профессионализма, акцент ставится на приобретение и овладение компетенциями, которые можно использовать в реальной профессиональной деятельности, интерес человека сосредоточен в первую очередь на практическом результате обучения.

Сфера образования очень обширна, и, конечно, есть много способов её классифицировать. Вариант, который объединяет все уровни и форматы, — образования. Это разделение на формальное и информальное образование.

Традиционная система образования, которая чаще всего представлена формальным и информальным видами образования, не соответствует потребностям и вызовам современности и тормозит развитие потенциальных возможностей человека. Именно поэтому в последние десятилетия серьезное внимание уделяется информальному и формальному образованию, роль которого и необходимость в котором для человека возросла. Сегодня любые возможности человека становятся его преимуществом. С учетом того, что именно информальное образование способствует формированию жизненных установок человека, восполняет дефицит профессиональной компетентности, возникает необходимость осмысления его актуальности в контексте непрерывного образования.

В России новые формы образовательного процесса — формального и информального образования — были заимствованы из европейской концепции, которые, в свою очередь, были ориентированы на непрерывное образование.

Прежде чем перейти к рассмотрению перспектив дальнейшего вплетения в российскую образовательную систему, таких видов непрерывного образования, как формальное и информальное, необходимо определить данные понятия и проанализировать их основные черты.

Отличительная черта таких мероприятий — это неформальный характер взаимодействия. Происходит обмен опытом и знаниями, как с помощью презентаций, докладов, так и при современном отдыхе вечеринке, занятии спортом, и т.д.). Такие мероприятия являются хорошей иллюстрацией обучения, т.к. образовательная активность целенаправленна, определена ее продолжительность и происходит вне формальной системы образования.

Информальное образование — это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленнй характер, т.е. спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности, общение, чтение, посещение учреждений культуры, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».

Специфика информального обучения во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Т.е. не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

Так же информальное образование позволяет расширить профессиональную компетентность, позволяет реализовать важнейшую потребность человека в впечатлениях, в личностном развитии, что в результате приводит к профессиональному росту человека. В профессии учителя сама личность человека является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности.
Немаловажное значение для развития практики формального и информального образования имеет повышение доступности и открытости разного рода образовательных ресурсов.

Термин «информальное образование» пока не имеет широкого хождения, он употребляется преимущественно теоретиками в области общих проблем образования и мало знаком широкому кругу практических работников. Однако реалия, которую он отражает, хорошо известна всем — это обучение и учение в процессе повседневной жизнедеятельности.

Информальное образование — многоплановый процесс, структура которого в общем и целом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах социальной активности.

Виды информального образования пока не систематизированы. К числу основных могут быть отнесены:

  • учение по методу проб и ошибок;
  • приобретение новых знаний посредством современных информационных технологий;
  • обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры.

Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В этой связи в ряде стран обсуждается вопрос о сертификации результатов информального образования, т.е. о признании обществом реальной, а не только документально удостоверенной академической и профессиональной квалификации.

Образование делится на формальное, информальное.

Формальное образование — это направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификацию в учебных заведениях и учреждениях образования согласно определенным образовательно — профессиональным программам и сроком обучения, мерами государственной аттестации, что подтверждается получением соответствующих документов об образовании и осуществляется в государственных и частных образовательных учреждениях в структурированном, нормированном контексте подготовленными педагогами, предполагает выдачу документа государственного образца.

Важно обратить внимание и на происхождение самого понятия. В энциклопедической литературе «формальный» буквально понимается как «проникнутый формализмом; основанный на принципах формализма». В новом словаре русского языка дается объяснение прилагательному «формальный» как «выполняющийся лишь ради соблюдения принятых правил, по традиции; произведенный по форме, в принятом порядке; официальный; существующий только для видимости».

Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по профилю пройденного курса обучения, право занимать более высокую должность в служебной иерархии, право поступать в учебные заведения более высокого ранга. Основанием для предоставления названных прав служит диплом или иной сертификат единого, как правило, общегосударственного или международного образца.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о явных преимуществах информального образования перед формальным, которые проявляются в ориентации на самореализацию, сосредоточении на личностное приращение обучаемого и дальнейшее управление собственным образовательным пространством;

  • учет личных интересов, желаний, потребностей, возможностей;
  • межличностное взаимодействие, которое насыщает социокультурную среду;
  • оно гибко, мобильно, общедоступно, не зависит от пола, возраста, оно способно удовлетворить личностные и профессиональные интересы;
  • от других видов непрерывного образования его отличает высокая степень саморегуляции или самоконтроль.

Рассматривая информальное образование как элемент целостной непрерывной образовательной системы, очевидно, что оно обладает внутренней сложной структурой и обогащает формальное образование. Являясь индивидуальной познавательной деятельностью современного человека, оно сопровождает его в течение всей повседневной жизни, вне рамок формального и образования, особенно в период его самоопределения, самоанализа, выбора способов достижения личного успеха и формирования жизненных и профессиональных ценностей и установок.

Важно отметить, что успешность современного человека в целом зависит от его умения принимать решения с учетом имеющихся знаний, личного опыта, в условиях неопределенности.

Формальное и информальное образование в системе непрерывного образования позволяет обеспечить мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях и побуждать его к поиску новых подходов, к ее качественному изменению. Именно систематизация видов образования приведет к созданию целостной системы, имеющей непрерывный характер. Это позволит сделать современную систему образования механизмом развития личности как субъекта образовательного процесса, сохраняя его индивидуальность, а также удовлетворяя его профессиональные и жизненные потребности. В данном случае информальное образование становится фактором и условием развития человека на всех этапах его жизненного и профессионального пути.

Читайте также

Список литературы

  1. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. 2016 г.
  2. Федоров О.Д. К вопросу о взаимосвязи формального, неформального и информального образования в процессе профессионального становления педагога. // Непрерывное образование. 2015 г.
  3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы» [Электронный ресурс]//Консультантплюс.ру. Информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43240.html/, свободный
  4. Толковый словарь русского языка С.Ожегова. [Электронный ресурс] /С. Ежи Лец//Словари и энциклопедии онлайн. Режимдоступа: https://gufo.me/dict/ozhegov, свободный.

Цитировать

Пардаева, А.В. Формальные и информальные методы образования / А.В. Пардаева, И.Ф. Сибгатуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 133. — URL: https://novainfo.ru/article/19305 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться