Введение
Образование в наше время выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. Очевидно, что образование в эпоху глобальной информатизации и высокого темпа жизни является приоритетной социальной ценностью современного общества, но его наличие не является критерием профессионализма, акцент ставится на приобретение и овладение компетенциями, которые можно использовать в реальной профессиональной деятельности, интерес человека сосредоточен в первую очередь на практическом результате обучения.
Сфера образования очень обширна, и, конечно, есть много способов её классифицировать. Вариант, который объединяет все уровни и форматы, — образования. Это разделение на формальное и информальное образование.
Традиционная система образования, которая чаще всего представлена формальным и информальным видами образования, не соответствует потребностям и вызовам современности и тормозит развитие потенциальных возможностей человека. Именно поэтому в последние десятилетия серьезное внимание уделяется информальному и формальному образованию, роль которого и необходимость в котором для человека возросла. Сегодня любые возможности человека становятся его преимуществом. С учетом того, что именно информальное образование способствует формированию жизненных установок человека, восполняет дефицит профессиональной компетентности, возникает необходимость осмысления его актуальности в контексте непрерывного образования.
В России новые формы образовательного процесса — формального и информального образования — были заимствованы из европейской концепции, которые, в свою очередь, были ориентированы на непрерывное образование.
Прежде чем перейти к рассмотрению перспектив дальнейшего вплетения в российскую образовательную систему, таких видов непрерывного образования, как формальное и информальное, необходимо определить данные понятия и проанализировать их основные черты.
Отличительная черта таких мероприятий — это неформальный характер взаимодействия. Происходит обмен опытом и знаниями, как с помощью презентаций, докладов, так и при современном отдыхе вечеринке, занятии спортом, и т.д.). Такие мероприятия являются хорошей иллюстрацией обучения, т.к. образовательная активность целенаправленна, определена ее продолжительность и происходит вне формальной системы образования.
Информальное образование — это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленнй характер, т.е. спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности, общение, чтение, посещение учреждений культуры, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».
Специфика информального обучения во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Т.е. не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.
Так же информальное образование позволяет расширить профессиональную компетентность, позволяет реализовать важнейшую потребность человека в впечатлениях, в личностном развитии, что в результате приводит к профессиональному росту человека. В профессии учителя сама личность человека является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности.
Немаловажное значение для развития практики формального и информального образования имеет повышение доступности и открытости разного рода образовательных ресурсов.
Термин «информальное образование» пока не имеет широкого хождения, он употребляется преимущественно теоретиками в области общих проблем образования и мало знаком широкому кругу практических работников. Однако реалия, которую он отражает, хорошо известна всем — это обучение и учение в процессе повседневной жизнедеятельности.
Информальное образование — многоплановый процесс, структура которого в общем и целом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах социальной активности.
Виды информального образования пока не систематизированы. К числу основных могут быть отнесены:
- учение по методу проб и ошибок;
- приобретение новых знаний посредством современных информационных технологий;
- обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры.
Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В этой связи в ряде стран обсуждается вопрос о сертификации результатов информального образования, т.е. о признании обществом реальной, а не только документально удостоверенной академической и профессиональной квалификации.
Образование делится на формальное, информальное.
Формальное образование — это направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификацию в учебных заведениях и учреждениях образования согласно определенным образовательно — профессиональным программам и сроком обучения, мерами государственной аттестации, что подтверждается получением соответствующих документов об образовании и осуществляется в государственных и частных образовательных учреждениях в структурированном, нормированном контексте подготовленными педагогами, предполагает выдачу документа государственного образца.
Важно обратить внимание и на происхождение самого понятия. В энциклопедической литературе «формальный» буквально понимается как «проникнутый формализмом; основанный на принципах формализма». В новом словаре русского языка дается объяснение прилагательному «формальный» как «выполняющийся лишь ради соблюдения принятых правил, по традиции; произведенный по форме, в принятом порядке; официальный; существующий только для видимости».
Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по профилю пройденного курса обучения, право занимать более высокую должность в служебной иерархии, право поступать в учебные заведения более высокого ранга. Основанием для предоставления названных прав служит диплом или иной сертификат единого, как правило, общегосударственного или международного образца.
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод о явных преимуществах информального образования перед формальным, которые проявляются в ориентации на самореализацию, сосредоточении на личностное приращение обучаемого и дальнейшее управление собственным образовательным пространством;
- учет личных интересов, желаний, потребностей, возможностей;
- межличностное взаимодействие, которое насыщает социокультурную среду;
- оно гибко, мобильно, общедоступно, не зависит от пола, возраста, оно способно удовлетворить личностные и профессиональные интересы;
- от других видов непрерывного образования его отличает высокая степень саморегуляции или самоконтроль.
Рассматривая информальное образование как элемент целостной непрерывной образовательной системы, очевидно, что оно обладает внутренней сложной структурой и обогащает формальное образование. Являясь индивидуальной познавательной деятельностью современного человека, оно сопровождает его в течение всей повседневной жизни, вне рамок формального и образования, особенно в период его самоопределения, самоанализа, выбора способов достижения личного успеха и формирования жизненных и профессиональных ценностей и установок.
Важно отметить, что успешность современного человека в целом зависит от его умения принимать решения с учетом имеющихся знаний, личного опыта, в условиях неопределенности.
Формальное и информальное образование в системе непрерывного образования позволяет обеспечить мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях и побуждать его к поиску новых подходов, к ее качественному изменению. Именно систематизация видов образования приведет к созданию целостной системы, имеющей непрерывный характер. Это позволит сделать современную систему образования механизмом развития личности как субъекта образовательного процесса, сохраняя его индивидуальность, а также удовлетворяя его профессиональные и жизненные потребности. В данном случае информальное образование становится фактором и условием развития человека на всех этапах его жизненного и профессионального пути.