Сохранение наследия невьянской иконописной школы методом реставрации, на примере иконы «Собор архангела Михаила» из собрания ЕМИИ г. Екатеринбург

NovaInfo 133
Опубликовано
Раздел: Исторические науки и археология
Просмотров за месяц: 55
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу сохранения предметов культуры методом музейной реставрации. Рассматривается пример сохранения иконы невьянского письма.

Ключевые слова

НЕВЬЯНСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ, РЕСТАВРАЦИЯ, СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Текст научной работы

Объекты культурного наследия России представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Вопрос выявления и сохранения икон невьянского письма необходимо рассматривать через призму реставрации, так как без проведения данных мероприятий сложно, а иной раз невозможно атрибутировать произведения, а также поддерживать их сохранность. Для сохранения феномена невьянской иконописи в социальной памяти, иконы реставрационными методами приводятся в экспозиционное состояние.

В качестве примера сохранения памятника невьянской иконописной школы рассмотрим икону «Собор Архангела Михаила» из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств [1].

Период создания иконы первая половина XIX века, г. Невьянск. Икона относится к мастерской семьи Богатырёвых. Материал, техника: дерево, шпонки врезные сквозные, шпонки врезные торцевые, левкас, золочение, темпера. Размер иконы — 91 х 55,3 х 3 см. Инвентарный номер Ж-2470. Номер в госкаталоге 20957567. С Оборота иконы имеются надписи. Они выполнены краской и относятся к старым музейным обозначениям, они указывают фонд, к которому относили предмет, а также название музея, в собственности которого находился предмет. Например, «СКГ», вероятно, Свердловская картинная галерея — название Екатеринбургского музея изобразительных искусств с 1936 по 1988 годы. Таким образом, можно предположить, что икона поступила в музей в указанный период.

Икона была отреставрирована в 2017 году реставратором Екатеринбургского музея изобразительных искусств Э.М. Сайнутдиновой. Икона находилась в неплохом состоянии, но нуждалась в приведении в экспозиционное состояние для запланированной музеем выставки «Богатыревы. Династия невьянских иконописцев». Сохранность иконы хорошая, имеются мелкие сколы левкаса. Мелкие утраты красочного слоя по всех поверхности, шелушения. Потертости золота, местами до полимента. Тыльная сторона окрашена серо-зеленой краской. Имеются трещины основы. Реставратором ЕМИИ указано на следы предыдущей реставрации: восполнены утраты левкаса, но реставрационный левкас местами просел ниже авторского слоя, местами неаккуратно тонированы утраты (на облаках, на одеждах, на крыльях и ликах серафимов).

В ходе реставрации Э.М. Сайнутдиновой, были проведены следующие мероприятия:

  • укрепление шелушений красочного слоя и левкаса;
  • удаление поверхностных загрязнений;
  • восполнение утрат левкаса;
  • тонирование утрат авторского красочного слоя;
  • покрытие изображения лаком [2].

В процессе реставрации были сделаны фотографии: до реставрации, в процессе и после реставрации.

Каждый этап работы дал необходимые результаты. Такие мероприятия по консервации, как укрепление рыбьим клеем, а также покрытие изображения лаком на завершающем этапе работ, позволяют предотвратить дальнейшее разрушение памятника и поддерживать его сохранность. После удаления поверхностных загрязнений, открылся истинный колорит иконы — яркие изумрудные и киноварные цвета, украшенные тонким золотым ассистом, традиционные для невьянской иконописи. После выполнения тонировок в пределах утрат авторской живописи, икона приобретает целостность. Сложная многофигурная композиция становится завершенным, читаемым образом.

На иконе изображен Архангел Михаил в окружении ангелов, которые стоят на большом облаке. У Архангела в правой руке мерило и зерцало в левой. Ангелы расположены в несколько рядов в 3/4 повороте. Архангел Михаил в оливково-зеленом долматике с золотым ассистом, украшенном камнями и жемчугом. Киноварный гимантий с золотым ассистом скреплен у ворота фибулой из драгоценных камней. На ангелах подобная одежда, отличающаяся лишь колоритом. В верхней части иконы на клубящемся облаке изображение Новозаветной Троицы. В данном случае троица изображена в иконографическом типе «отечество» — Бог-Отец, восседающий на престоле, на Его коленях — Спас Эммануил, в сфере в голубом сиянии, изображен голубь — символ Духа Святого. Вокруг Троицы красные и синие серафимы и тетраморф объединяющий символы Евангелистов. Стоит отметить, что тетраморф изображен соответственно старообрядческой традиции, о чем говорят агионимы в нимбах. Более древняя и сохраняемая старообрядцами идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк — орлом, Матфей — ангелом, Лука — тельцом [5, с. 57]. Фон, поля, нимбы золотые.

Иконография иконы обращена к исконным Византийским традициям. В христианстве собором архангелов обозначаются несколько праздников, посвящённых бесплотным силам небесным. Идейное содержание иконы собор архангелов основано на этих церковных праздниках, а также связано с историей IX века Византийской Империи. В то время, когда происходила борьба с иконаборцами, которым оказал поддержку императорский двор. После долгой борьбы с движением, направленным против икон православная церковь восстановила их почитание. Эту победу символизирует сюжет иконы «Собор архангелов», композиция которого находит отражение античного победного «образа на щите». Вместо языческих крылатых богинь победы в христианском варианте щит с изображением креста несли ангелы. Спустя некоторое время изображение креста сменилось на образ спасителя в виде отрока, в иконографический традиции данный образ имеет название Спас Эммануил. В более поздний период изображая на иконе ангелов, несущих круглый щит с изображением Спаса Эммануила, иконописцы стремятся создать впечатление бесчисленного небесного воинства. Обычно эти иконы представляют собой многофигурные, довольно сложные композиции, на первый план здесь выделяется понятие «собор». В рассматриваемой иконе Богатыревых «щит» с троицей изображен не в руках архангела, а в виде овальной мандорлы на облаке, поддерживаемым серафимами. Такое изображение Бога в верхней части иконы в округлой области, с лучами и херувимами, обрамленной концентрическими облачками является классическим для невьянской иконы. В руках ангелов мы видим зерцало — изображение прозрачной сферы, является символом предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом, и мерило — тонкий жезл, эти символы являются характерными для византийской и древнерусской иконописи. Таким образом мы видим, как невьянская иконописная школа, вырабатывая свои собственные особенности изображения, также сохраняет в себе древнерусские иконописные традиции [4, с. 311]. До реставрационных мероприятий икона находилась в фонде музея ЕМИИ. На сайте государственного каталога РФ авторство иконы отсутствует, после реставрации и исследований, при подготовке памятника к выставке, икона была отнесена к мастерской Богатыревых, династии иконописцев периода расцвета невьянской иконописной школы.

Реставрация, являясь неотъемлемой частью музейной деятельности, открывает возможности для исследования музейных предметов. Несмотря на пристальное внимание в последние десятилетия, невьянская иконопись по-прежнему нуждается в изучении, выявлении стилистических особенностей и атрибуции. Таким образом, метод музейной реставрации актуален для современного музееведения, в вопросах выявления, сохранения и актуализации культурного наследия.

Читайте также

Список литературы

  1. Государственный каталог музейного фонда российской федерации: сайт. [Электронный ресурс] // Госкаталог.рф. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21086618 (дата обращения 29.06.2022).
  2. Отчет Екатеринбургского музея изобразительных искусств за 2017 год. — Екатеринбург, 2017. — С. 65.
  3. Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Собор архангела Михаила» / Э.М. Сайнутдинова. // ЕМИИ. — Екатеринбург, 2017. — 10 с.
  4. Русская иконопись: сюжеты и шедевры / Н. Майорова. — М.: Белый город. — С. 311.
  5. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1996. — С. 57.

Цитировать

Кротова, О.М. Сохранение наследия невьянской иконописной школы методом реставрации, на примере иконы «Собор архангела Михаила» из собрания ЕМИИ г. Екатеринбург / О.М. Кротова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 133. — URL: https://novainfo.ru/article/19316 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться