Особенности качества жизни современного студента

NovaInfo 133
Опубликовано
Раздел: Политология
Просмотров за месяц: 47
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются результаты исследования качества жизни современных студентов, в котором приняло участие 33 человека, обучающихся на разных направлениях подготовки.

Ключевые слова

СТУДЕНТЫ, СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Текст научной работы

Актуальность

Глобальные экономические и социально-политические кризисы в условиях которых протекает жизнь современного человека, систематически вносят стрессовые переживания в жизнь как отдельного индивида, так и мирового сообщества в целом. Пролонгированная ситуация нестабильности условий жизни привела к интенсификации исследований в области качества жизни и субъективной удовлетворенности жизнью.

В настоящее время улучшение качества жизни становится одной из главных мишеней социально-экономической политики различных стран. Именно «качество жизни провозглашено общенациональной идеей, способной существенно изменить весь ход развития России в наступившем веке» [2, с. 3]. Эти обстоятельства во многом определили актуальность и интенсивную динамику научно-исследовательской деятельности в данной области.

Качество жизни — междисциплинарное понятие, в связи с этим в настоящее время существуют значительные трудности в его операционализации и выделении его эмпирических критериев. На существование трудностей в операционализации данной научной категории указывал ряд ученых [1, 4, 7, 9, 10]. Так, например, в медицинских отраслях, качество жизни рассматривается через призму понятия «здоровье» (физическое и ментальное) и значительное внимание уделяется оценке влияния здоровья на различные сферы жизнедеятельности. В логике определения ВОЗ качество жизни рассматривается как состояние физического, психологического и социального благополучия.

В психологических науках качество жизни в основном рассматривается как понятие, синонимичное субъективному благополучию или его когнитивной составляющей — удовлетворенности жизнью. Качество жизни отражает интегральное благополучие индивида и проявляется «в субъективной удовлетворенности людей самим собой и своей жизнью» [2, с.60]. Это обусловило возникновение в психологии новых терминологических единиц — «субъективное качество жизни» [3, 8] и «субъективное благополучие личности» [5, 6].

Цели и задачи научной работы

Целью нашей работы является исследование качества жизни и субъективной удовлетворенности жизнью современных студентов.

Методы и методики исследования

  • опросник качества жизни SF-36 (русскоязычная версия, созданная и рекомендованная МЦИКЖ). Опросник качества жизни оценивает общее здоровье, физическое здоровье и психосоциальное благополучие;
  • шкала удовлетворенности жизнью Динера в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н.Осина. Шкала удовлетворённости жизнью измеряет когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида;
  • шкала субъективного благополучия Перуэ-Баду в адаптации М.В.Соколовой Методика представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия, оценивает качество эмоциональных переживаний человека в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества.

Общее количество человек, принявших участие в исследовании, составило 33 человека в возрасте от 18 до 23 лет: среди них 17 женщин (51,85) и 16 мужчины (48,5%)

Проанализируем показатели качества жизни студентов, принявших участие в нашем исследовании. Большинство испытуемых оценили уровень качества своей жизни, в целом, как высокий (45,4%), они практически не испытывают проблем в области психического и физического здоровья. Таким образом, современные студенты достаточно высоко оценивают собственную физическое функкционирование, ролевое и социальное функционирование. Самые низкие результаты в выборке студентов были получены по шкале: «жизненная активность».

Проанализируем также данные, полученные при исследовании удовлетворенности жизнью. Исследование удовлетворенностью жизнью с применением методики Э.Динера показало, что «в высшей степени довольных» своей жизнью людей в нашем исследовании не выявлено. Наибольшее число респондентов — 12 человек (36,4%) «слегка недовольны» своей жизнью.

  • «Очень довольны» своей жизнью (результат выше среднего) — 4 человека (12,1%);
  • «Более-менее довольны» своей жизнью (средний результат) — 10 человек (30,3%);
  • «Недовольными» своей жизнью оказались пять человек (15,2%).

Уровень «очень недоволен», сопряженный с субдепрессивным состоянием, субъективным ощущением, что «обстоятельства сильнее» и в жизни ничего невозможно изменить, субъективным восприятием себя как несчастливого, неудачливого человека, оказался характерным для 2 испытуемых из нашей выборки.

Проанализируем также данные относительно субъективного благополучия наших испытуемых.

Для большинства испытуемых характерно умеренное субъективное благополучие, с одной стороны — им не характерны серьезные проблемы, с другой — полный эмоциональный комфорт им также не свойственен.

Субъективное неблагополучие, впрочем, также достаточно часто встречается у наших испытуемых, процентное соотношение лиц. склоняющихся в сторону субъективного неблагополучия, колеблется от 24,2% до 48,4% от общего объема выборки по разным критериям. Наименее удовлетворены испытуемые показателями повседневной деятельности. Обращает на себя также внимание и тот факт, что по шкале «Признаки, сопровождающие основную психиатрическую симптоматику» 45,5% испытуемых, сообщили о наличии у себя признаков субдепрессивного состояния или соматизированной депрессии — астении, снижения когнитивных функций, нарушении сна, рассеянности и так далее.

Полное эмоциональное благополучие, восприятие себя как счастливого человека характерно в среднем менее чем для 10% испытуемых из выборки.

В целом, по данным проведенного нами исследования, студенты более высоко оценивают качество жизни по сравнению с показателями субъективной удовлетворенности жизни.

Заключение

На основании результатов проведенного исследования можно говорить о достаточно высоком качестве жизни современных студентов. В целом, студенты, принявшие участие в нашем исследовании, достаточно высоко оценивают уровень своего психического и физического здоровья, подчеркивая лишь сниженный уровень жизненной активности, достаточно высокий уровень утомления, возможно, связанный с учебными нагрузками. Для большинства студентов, поучаствовавших в нашем исследовании характерно умеренное субъективное благополучие, с одной стороны — у них нет серьезных проблемы, с другой — полный эмоциональный комфорт им также не свойственен. Полученные результаты мы рассматриваем как предварительные и перспективным нам представляется дальнейшее изучение заявленной темы.

Читайте также

Список литературы

  1. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России. Психологические составляющие. — М.: Смысл, 2009.
  2. Качество жизни. Краткий словарь / ред. колл.: Задесенец Е.Е., Зараковский Г.М., Крючков Ю.А., Сосунова И.А. — М.: Смысл, 2009.
  3. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. — М.: Институт психологии РАН, 2006.
  4. Социально-психологическая концепция качества жизни: словарь-справочник /Сост. Е.А. Угланова. Ярославль: Ремдер, 2003.
  5. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р. М. Шамионов. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. — 296 с
  6. Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи: монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015
  7. Call S. Quality of life // Social Indicators Research. 1975. № 2. P. 229–248.
  8. Cummins R.A. Objective and subjective quality of life: An interactive model // Social Indicators Research. 2000. № 52. P. 55-72
  9. Naess S. Subjective approach to quality of life // Feminist Economics. 1999. № 5. P. 115-118.
  10. Sirgy M.J. The psychology of quality of life. Dordrech; Boston; London: Kluwer Academic Publishers, 2010.

Цитировать

Истропилова, М.М. Особенности качества жизни современного студента / М.М. Истропилова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 133. — URL: https://novainfo.ru/article/19317 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться