Развитие навыков устной речи по теме «Внешность» на уровне среднего общего образования

NovaInfo 133, с.67-69, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 27
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена вопросу развития навыков аудирования и говорения на уровне среднего общего образования по теме "Внешность". В работе приводится анализ системы упражнений, направленной на формирование указанных навыков, а также рассмотрены необходимые принципы при создании методического пособия в рамках данной темы. 

Ключевые слова

АУДИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ВНЕШНОСТЬ, НАВЫКИ УСТНОЙ РЕЧИ, СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ, ГОВОРЕНИЕ

Текст научной работы

Аудирование определяет успешность всего процесса обучения иностранным языкам. Наряду с говорением, оно занимает одно из ведущих мест в изучении языков особенно при коммуникативном методе обучения. Однако следует учитывать и немалые трудности, связанные с понимаем иноязычной речи на слух.

К подобным трудностям относятся [1, с. 12]:

  1. Невысокий уровень функционирования психологических механизмов аудирования. Здесь речь идёт об оперативной и долговременной памяти, вероятностном прогнозировании, речевой слух [4, с. 129-140];
  2. Восприятие смысла высказывания: содержание, логика построения, идея, критическое осмысление;
  3. Восприятие языковой формы устного сообщения. Под языковыми формами подразумеваются фонетические, лексические, грамматические и ритмико-интонационные;
  4. Условия, при которых осуществляется восприятие устного высказывания. Здесь речь идёт о количестве прослушивания аудиотекста, темпе высказывания и быстроте реакции, дикторе (пол, голос, произносительная манера), возникновении помех во время аудирования, отсутствии зрительных опор или с их несовпадением с услышанным материалом.

В условиях реального общения отсутствует возможность регулирования частоты, длительности и громкости звучания аудиотекста, поэтому слушающий через короткий промежуток времени теряет интерес, а внимание становится рассеянным из-за возникшей усталости [5].

В таких условиях невербальная информация является незаменимым помощником для слушающего. При реальном общении это могут быть мимика, жесты, а в учебной ситуации рекомендуется использование иллюстраций и других зрительных опор. Однако следует помнить, что чрезмерное использование подобного материала лишь усугубит трудность восприятия иноязычной речи [7, с. 66].

Для того, чтобы преодолеть эти трудности, необходимо использовать систему упражнений, включающих в себя языковые (подготовительные) и речевые упражнения.

Система упражнений — совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивает максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях [6].

Иными словами, система упражнений направлена на преодоление и профилактику возможных сложностей при обучении иностранным языкам. Она состоит из порядка взаимосвязанных действий, которые необходимо располагать в порядке нарастания трудностей.

Языковые упражнения направлены на профилактику трудностей в аудировании ещё на подготовительном этапе. Характер таких сложностей может быть как лингвистическим, так и психологическим. Система подготовительных упражнений предполагает использование языковых единиц в виде отдельных слов, фраз, предложений. Благодаря этому, учащиеся овладевают навыком распознавания смысла отдельных языковых явлений. Значительно упрощается процесс развития психологических механизмов аудирования, сохранение в памяти информации из прослушанного текста и нахождение его главной идеи.

Для того, чтобы формировать и совершенствовать навыки аудирования используются речевые упражнения. Их применение подразумевает использование материала связных текстов, аутентичных источников, отражающих условия реального речевого общения.

Рассмотрим подробнее языковые и речевые упражнения.

Языковые (подготовительные) упражнения:

  • упражнения, направленные на преодоление лингвистических трудностей;
  • упражнения, направленные на преодоление психологических трудностей;
  • упражнения, направленные на преодоление трудностей, вызванных условиями предъявления материала.

К первой группе можно отнести фонетические упражнения. С их помощью формируются навыки распознавания отдельных звуков в аудиотексте, их различения от схожих, определения интонации, развития фонематического слуха.

Лексические упражнения, целью которых является формирование навыков распознавания смысла и значения слова во фразе. Только 3% незнакомых слов могут составлять текст, что даёт учащимся возможность формирования механизма догадки.

Грамматические упражнения направлены на совершенствование изученного грамматического материала на базе уже знакомой лексики.

Вторая группа упражнений включает в себя: упражнения, направленные на развитие механизма оперативной памяти, механизма идентификации понятий, механизма осмысливания, вероятностного прогнозирования, равнозначных замен и памяти.

С помощью третьей группы осуществляется формирование навыков и умений понимания информации, которая поступает:

  • по зрительному каналу;
  • от разных лиц;
  • в неодинаковом темпе.

Речевые упражнения, в свою очередь, включают в себя:

  • упражнения, целью которых является понимание простых команд;
  • упражнения, направленные на понимание информации описательного характера на знакомом для учащихся материале;
  • упражнения для понимания текста сюжетного характера, включающего в себя новую информацию и незнакомые слова.

Говорение, или экспрессивная речь — сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять вместе с аудированием устное вербальное общение [3, с. 132].

Говорение — неотъемлемый компонент при обучении иностранному языку. Современный мир ставит перед учащимися задачу развить языковую компетенцию. Для того чтобы приобрести эту способность и готовность к осуществлению иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителями языка, необходимо овладеть навыками говорения.

При обучении устной речи используются языковые и речевые упражнения. Они могут быть направлены на развитие монологической и диалогической речи.

С помощью языковых упражнений осуществляется закрепление фонетического, лексического, грамматического материала при говорении и формирование речевых автоматизмов. Они включают в себя: имитативные; подстановочные; трансформационные.

В качестве основных примеров подготовительных упражнений можно выделить:

  • имитативные упражнения;
  • подстановочные;
  • трансформационные;
  • переводные;
  • упражнения, направленные на составление предложений из данных слов.

Речевые упражнения включают в себя:

  • репликовые упражнения;
  • упражнения «Условная беседа»;
  • репродуктивные упражнения;
  • дискутивные упражнения;
  • инициативные упражнения.

Проблема создания системы упражнений в практическом плане является актуальной, а в теоретическом — сложной. Для её разработки в методическом пособии был использован системный подход, а также были учтены принципы обучения иностранным языкам. Среди них можно выделить: общедидактические и методические. Благодаря ним, представляется возможным установка взаимосвязи стратегии и тактики обучения, прогнозирование путей реализации поставленных целей и выявление принципиальных отличий концепции, теории и технологии в обучении [2].

Особое внимание в методическом пособии уделяется следующим принципам:

  • наглядности. Являясь одним из ведущих принципов, он создаёт возможность перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению. Таким образом, в методическом пособии представлены специально подобранные зрительно-слуховые образцы (аудиоматериал, ситуативные картинки и др.), благодаря которым, обучение строится на конкретных образах. С помощью данного принципа удаётся раскрыть значение слов, способствовать лучшему запоминанию лексики и стимулировать высказывания. Следовательно, учащиеся подводятся к умению поддерживать беседу в условиях определённой речевой ситуации;
  • сознательности, который предполагает сознательное отношение учащихся к процессу обучения;
  • функциональности, предполагающий овладение новыми лексическими единицами и грамматическими структурами с непрерывной связью с их функциями в речи. Его главная задача — обеспечение овладения языком практически;
  • коммуникативной направленности. Исходя из него, обучение строится в условиях, которые максимально приближены к реальным. В методическом пособии овладение языком носить сознательный характер. Таким образом, следует помнить, что данный принцип не призван удовлетворять коммуникативные потребности и сводить к организации естественного общения;
  • доминирующей роли упражнений, где система упражнений играет ключевую роль.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения аудированию и говорению. Итоговой целью является формирование у учащихся способности и готовности к межкультурному общению, при этом особое место отводится именно приобретению навыков устной речи.

Современная методика называет речевое общение и формирование вторичной языковой личности ведущими целями обучения иностранному языку и говорит о необходимости усиления практической и социокультурной направленности занятий на уроке ИЯ.

Для достижения данных целей предлагается использование разработанного методического пособия по теме «Внешность».

Аудирование предполагает сложную мыслительную деятельность. Необходимо не только слушать, но и слышать. Процесс аудирования зачастую опирается в индивидуальный опыт личности, в его умение прогнозировать. На занятиях по иностранному языку данному процессу уделяется около 50% от всего учебного времени. Необходимо помнить, что речевой слух — ключевой фактор, определяющий успех обучения иностранному языку.

Аудиотекст может быть как монологическим, так и диалогическим. Каждому из них присущи определённые цели, которые достигаются на различных этапах и уровнях владения языком. В качестве конкретной цели данного вида речевой деятельности многие учёные называют способность воспринимать и правильно интерпретировать аутентичную речь в условиях живого реального общения.

Говорение обеспечивает обмен информацией, осуществляемой средствами языка. Оно может быть как монологическим, так и диалогическим. С помощью него устанавливаются контакт и понимание между участниками общения, оказывается совместное влияние в соответствии с коммуникативными намерениями собеседника. Иными словами, говорение — умение выражать свои мысли в устной форме.

Обучение говорению преследует цель сформировать вторичную языковую личность. Кроме того, важно приобретение способности осуществлять социальное взаимодействие с носителями другой культуры.

Учителю необходимо помочь учащимся не сталкиваться с факторами, затрудняющими процесс говорения. К примеру, необходимо проявлять тактичность и не перебивать участника общения, лишая его возможности выражения своих мыслей. Также важно доведение до автоматизма фонетических, лексических и грамматических умений и навыков, поскольку они составляют базу говорения.

При создании методического пособия важно учитывать и психофизиологические особенности учеников. Как известно, в возрасте 16-19 лет (уровень среднего общего образования) наблюдается проявление стремлений к самоутверждению и самовыражению. Учащиеся ищут возможностей отстоять свои взгляды и убеждения. Следовательно, обучение должно опираться на коммуникативный характер, и отбор материала должен соответствовать интересам учащихся. Важно не забывать о сочетании различных форм работы. В таких условиях процесс аудирования и говорения будет проходить успешно.

При разработке методического пособия нами была проанализирована система упражнений при обучении навыкам устной речи на ИЯ. Данный анализ позволил произвести выбор необходимых заданий для создания условий успешного овладения навыками аудированиями и говорения. Было выявлено, что система упражнений направлена на преодоление и профилактику трудностей, возникающих в процессе обучения ИЯ. Мы предлагаем использование как языковых (подготовительных), так и речевых упражнений.

Очевидно, что создание методического пособия актуальная, но то же время сложная задача. Для разработки системы упражнений, входящих в него, важно использовать системный подход и учитывать основополагающие принципы обучения ИЯ.

Таким образом, в данной статье мы проанализированы теоретические аспекты развития навыков устной речи на уровне среднего общего образования, рассмотрена «система упражнений» как средство формирования навыков аудирования.

Читайте также

Список литературы

  1. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, — 2018. — С. 12. Текст: непосредственный.
  2. Горлова, Н. А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.А. Горлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с. — (Сер. Бакалавриат). — ISBN 978-5-7695-7202-9. — Текст: непосредственный.
  3. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Рогова, Г. В, Верещагина, И.Н. — Москва: Просвещение, — 2000. — 224 с. — Текст: непосредственный.
  4. Соловова, Е. И. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — №3– Москва: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, — 2010. — С. 129-239. — Текст: непосредственный.
  5. Филатова, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студентов пед. колледжей / под ред. В. М. Филатова. — Ростов н/Д, — 2004. — 414 с. — Текст: непосредственный.
  6. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов. — №2– Москва: Просвещение, — 1986. — 223 с. — Текст: непосредственный.
  7. Dahlhaus B. Fernstudieneinheit 5. Fertigkeit Hören. Berlin, — 2007. — P. 66.

Цитировать

Калустян, К.А. Развитие навыков устной речи по теме «Внешность» на уровне среднего общего образования / К.А. Калустян. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 133. — С. 67-69. — URL: https://novainfo.ru/article/19360 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться