Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

NovaInfo 134, с.38-40, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 49
CC BY-NC, ГРНТИ 06.51, УДК 339.9, ББК 65.59

Аннотация

В статье определено место малого и среднего бизнеса в современной рыночной экономике; выделены проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и некоторых зарубежных странах; приведены примеры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и России.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА, МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, ЗАРУБЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Текст научной работы

Одной из важных и актуальных тем в экономике является тема развития малого и среднего бизнеса, его проблемы развития. Каждый человек понимает, какой вклад вносит малый бизнес в развитие экономики той или иной страны. Он не только обеспечивает рабочими местами большое количество людей, но и его развитие создает условия для ускоренного экономического роста, способствует расширению ассортимента выпускаемой продукции, повышению эффективности производства путем освоения новых видов производств, переориентации рынков сбыта, борьбе с безработицей [5].

Малый бизнес в различных странах имеет свои особенности. Страна-лидер в этой среде — Япония, менее всего подверженная воздействию мирового кризиса, поскольку широкая сеть единоличных, семейных и других малых хозяйств, функционирующих вокруг крупных японских компаний и подпитывающих их своей деятельностью, помогла последним выстоять, в то время как преобладающая крупная кооперативная собственность в США разрушалась под воздействием кризиса. Это обстоятельство побудило американцев позаимствовать опыт малого бизнеса у Японии.

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, чем в России, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям МСБ (малого и среднего бизнеса) и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок. Примерами таких стран могут быть Тайвань, Сингапур, Индонезия и другие [4].

В Европе малое предпринимательство усиливает конкуренцию, «вынуждает» компании внедрять новые технологии и улучшать качество производства. Эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Вследствие чего, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, цель которой [5]:

  • сбалансирование интересов государства и бизнеса;
  • обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности с целью увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Малый и средний бизнес в России развивается медленными темпами. Его доля в ВВП не так высока, как в зарубежных странах, где малому и среднему предпринимательству оказывается огромное внимание. Государство должно быть заинтересованно в повышении ВВП для улучшения экономического роста, стабилизации экономики, снижения общего уровня цен [1].

На рисунке 1 рассмотрим долю малого и среднего бизнеса в производстве ВВП различных стран за 2020 год.

Доля малого и среднего бизнеса в производстве ВВП различных стран, %
Рисунок 1. Доля малого и среднего бизнеса в производстве ВВП различных стран, %

Анализируя данные, мы видим, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП больше всего в Нидерландах, Японии и США, а в России доля МСБ в производстве ВВП в 3 раза меньше по сравнению с этими странами.

Другой проблемой является низкая занятость в сфере малого и среднего бизнеса. Если для стран Европейского союза она составляет 50-70%, то в России всего 25,6%. В связи с этим у предприятий наблюдается нехватка рабочих ресурсов. Как правило, работники на малых предприятиях выполняют многочисленные функции, поэтому нанимать людей для выполнения сложной работы тяжело, управление ими вызывает трудности. Несмотря на то, что малый бизнес создает миллионы рабочих мест, что влечет за собой снижение уровня безработицы, расширять число работников ему невыгодно, так как приходится платить налоги за себя, за свой бизнес и сотрудников, поэтому, чтобы снизить издержки ‒ сокращается число рабочих мест [2].

На рисунке 2 рассмотрим занятость в МСБ в России и в мире.

Занятость в малом и среднем бизнесе в России и мире, %
Рисунок 2. Занятость в малом и среднем бизнесе в России и мире, %

Анализируя данные, мы видим, что занятость в малом и среднем бизнесе самая высокая в Греции и самая низкая в России среди перечисленных стран.

Льготное кредитование и субсидирование процентных ставок — одна из форм поддержки бизнеса. Однако малый бизнес не слишком охотно берет кредиты на развитие своей деятельности. Банки тоже не уверены в малом бизнесе и не всегда идут ему навстречу. Большие трудности возникают у тех, кто собирается открывать свое дело, гораздо проще получить кредит, если предприятие достигло каких-либо результатов и существует более 12 месяцев.

Малое предпринимательство работает в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитости системы информационных, консультационных и обучающих услуг. Часто возникают сложности с получением помещений и крайне высокая аренда за них. Еще одной важной проблемой является слабая нормативно-правовая база, содержащая много неоднозначных формулировок и формальностей, которые не состыкуются с другими нормативными и законодательными документами [1].

Немаловажной проблемой является неразвитость налоговой системы. Так в России действует единая налоговая ставка на прибыль для всех видов организаций ‒ 20%. Европейские страны снижают налог на прибыль для предприятий, что влечет за собой рост ВВП, снижение издержек производства, улучшение качества продукции. Некоторые страны используют прогрессивную шкалу налогов, которая благоприятно влияет на новые предприятия, что позволяет платить минимальные налоги [2].

Среднее и малое предпринимательство в США действует в различных сферах: в производстве, торговле, области социальных наук, финансовом секторе, а также в сфере инноваций. Численность малых предприятий неуклонно растет. В настоящее время в США две трети рабочих мест созданы компаниями, которые принадлежат к категории среднего и малого бизнеса. Это объясняется большой долей, которую занимает в основном малый бизнес.

Несмотря на большое количество малых предприятий и поддержку со стороны государства, у малого бизнеса в США существуют такие проблемы, как административные барьеры, невыгодные кредиты, высокое налогообложение, высокие цены за аренду и энергоресурсы и т.д., например, большими проблемами являются расходы частных предпринимателей на энергоресурсы, налогообложение и страхование.

В настоящее время Япония входит в число наиболее развитых государств, причем страна добилась таких значительных результатов за счет быстрого развития экономики в послевоенные годы путем совершенствования и внедрения технических достижений, разрабатываемых, в основном, сектором МСБ. На сегодняшний день ситуация значительно изменилась: хотя доля МСБ в экономике страны составляет около 63%, МСБ представлены, в основном, в сфере строительства, легкой промышленности и оказания услуг, а вот в производстве автомобилей, технической продукции большую долю занимают наукоемкие компании и крупные концерны. Это послужило причиной содействия правительства Японии развитию технического и наукоемкого производства именно в сфере МСБ.

Одной из важнейших проблем в Японии является наследование малого бизнеса. Особенно это касается совсем небольших предприятий. Львиная доля всех малых компаний — это семейные фирмы. Последние годы прослеживается тенденция оттока молодых специалистов в крупные города страны, где они устраиваются по найму в крупные компании. Многие такие специалисты — наследники небольших предприятий. Эти предприятия в итоге оказываются вынуждены закрыться, потому что престарелые родители не могут найти преемника своего бизнеса и сами уже не могут заниматься компанией из-за возраста. Именно поэтому в Японии умирают больше малых предприятий, чем рождаются [4].

Правительство Японии выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСБ, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство поддерживает МСБ, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь [5].

Таким образом, развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся гарантом политической стабильности. Малое предпринимательство в России сталкивается с некоторыми проблемами и трудностями. Государство должно обращать внимание на проблемы развития малого бизнеса, чтобы помочь ему развиваться, не допустить их банкротства или ухода в теневую экономику.

Читайте также

Список литературы

  1. Варагина А. Е. Исследование роли малого и среднего бизнеса в России / А. Е. Варагина // Молодой ученый. — 2018. — № 24. — С. 119-124. — URL https://moluch.ru/archive/210/51512/ (дата обращения: 08.10.2022).
  2. Государство и малый бизнес в России: проблемы гармонизации законодательства и практики его применения: монография / под редакцией С. А. Ивановой. — Москва: Прометей, 2019. — 152 c. — Цифровой образовательный ресурс IPR SMART. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94419.html (дата обращения: 08.10.2022). — Текст: электронный.
  3. Ибрагимов Т. Г. Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России на примере зарубежного опыта / Т. Г. Ибрагимов, М. Г. Якунина // Крымский научный вестник. — 2019. — № 1 (22). — С. 25-32. — URL: http://krvestnik.ru/pub/2019/03/03-Ibragimov.pdf (дата обращения: 08.10.2022).
  4. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т. А. Финк // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (39). — С. 177-181. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4640/ (дата обращения: 08.10.2022).
  5. Экономика малого и среднего бизнеса: учебник для бакалавров / Е. И. Балалова, О. В. Баскакова, М. Ш. Мачабели, Т. В. Рудакова. — Москва: Дашков и Кº, 2021. — 294 c. — Цифровой образовательный ресурс IPR SMART. — URL: https://www.iprbookshop.ru/107835.html (дата обращения: 08.10.2022). — Текст: электронный.

Цитировать

Мурыгина, Л.С. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / Л.С. Мурыгина, И.В. Шабаров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 38-40. — URL: https://novainfo.ru/article/19422 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться