Использование современных цифровых технологий как средство формирования экологических знаний у младших школьников

NovaInfo 134, с.101-102, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 29
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста, а также возможности использования современных цифровых технологий для формирования экологической культуры у младших школьников.

Ключевые слова

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Текст научной работы

В современном мире наиболее острая проблема взаимодействия природы и человека, состояние окружающей среды, вызывает тревогу в обществе. В связи с этой проблемой деятельность учителей начальных классов является наиболее актуальной и необходимой. Несмотря на усиление экологической направленности содержания образования, знания, умения и навыки не становятся личностно значимыми [1]. Причиной этого является недостаточное внимание к целенаправленному формированию ценностного отношения к природе в начальных классах.

Перед учителями начальных классов стоят важнейшие задачи: сформировать ценностное отношение к природе, экологическое сознание человека, ориентированное на отсутствие противостояния человека и природы, но главная задача — воспитать в личности отношение к природе как к жизненной ценности, осознание ребенком своего места в природе и его роль в его сохранении.

Для реализации программных задач и программного содержания ценностного воспитания и экологического образования необходимо использовать разнообразные формы учебного взаимодействия учащихся с учителем и объектами природы. Также можно использовать такие методы и формы работы как эксперимент, экскурсии, театрализованная природоведческая сказка, проектное исследование, которые непосредственно сопровождаются использованием современных цифровых технологий. Необходимо, чтобы проведенные занятия поощряли активную умственную деятельность, учились наблюдать, понимать, понимать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, развивая, таким образом, собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию у учащихся навыков устного общения, навыков: вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении изучаемого объекта или собранного материала; участвовать в конференциях, чтениях; принимать работе над различными проектами с использованием цифровых технологий.

Данной работе предшествует необходимый этап — работа над темой, в ходе которой детям предлагается собрать разнообразную информацию по общей теме [5]. При этом младшие школьники сами выбирают, что именно они хотели бы изучать по данной теме. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Во время занятий с младшими школьниками необходимо активно использовать современные цифровые технологии. Цифровые технологии вводят учащихся в увлекательный мир, в котором они должны самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать информацию другим; эти технологии значительно повышают познавательный интерес младших школьников к учебной деятельности. Внедрение цифровых технологий в учебный процесс расширяет возможности использования учителем различных электронных средств при обучении младших школьников [2]. В частности, для повышения уровня познавательного интереса младших школьников можно:

  1. Использовать на уроке отдельный иллюстративный мультимедийный материал: анимации, видеоролики, слайд-шоу, демонстрации опытов на этапе введения новых знаний;
  2. Использовать справочный материал: словари, биографии ученых, интерактивные карты и таблицы — для выполнения творческих заданий школьников, при этом поиск необходимой информации на этапах ознакомления с новыми материалами и закрепления;
  3. Использовать интерактивные задания на этапе закрепления нового материала; подготовить контрольную и самостоятельную работу; на учебных занятиях; для домашнего задания учащихся;
  4. Создавать презентации на основе различных мультимедийных материалов курса и использовать их в интерактивном режиме в классе;
  5. Использовать результаты выполнения заданий, зафиксированные в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных умений учащихся и развития их самооценки;
  6. Составлять и распечатывать задания для каждого учащегося на основе имеющихся в электронном пособии по созданию контрольной и самостоятельной работы без использования компьютера;
  7. Для создания наглядного и описательного учебного материала использовать любой фрагмент электронного пособия и распечатывать его.

Для активизации интереса учащихся могут быть использованы различные цифровые технологии. Так, образовательные приложения способствуют превращению простого объяснения нового учебного материла в увлекательный процесс. В частности, могут быть использованы такие Интернет-ресурсы, как «Уроки тетушки совы», «Уроки Кирилла и Мефодия».

Так, например, для подготовки к занятию на тему «Здоровее питание для школьников» были использованы материалы, представленные на сайте https://patriotsport.moscow/zdorovoe-pitanie-zalog-zdorovja/, которые описаны в рамках реализации проекта «Здоровое питание — залог здоровья», а также интересные материалы и видео файлы, представленные на сайте «Нестле. Разговоры о правильном питании» (https://www.prav-pit.ru). На данных интернет-ресурсах представлены не только текстовые материалы, но и различие видеозаписи для детей младшего школьного возраста. На сайте «Нестле. Разговоры о правильном питании» имеет информация о проводимых конкурсах в рамках реализации данного проекта, учащиеся проявили желание принять в них участие.

Но следует отметить, что применение цифровых технологий, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, проводилось и на уроках. Например, для проверки усвоения материала на уроках «Окружающего мира», можно использовать интерактивную систему голосования. Каждый учащийся имеет свой пульт и возможности ответить самостоятельно на вопросы, выведенные на электронную доску. Так же существует ещё один способ измерения уровня владения материалом — образовательные платформы. «ЯКласс» и «МЭШ» дают возможность производить контроль не только в классе, но в домашних условиях. Там собраны различные задания, разделенные по предметам и дифференцированные по уровню сложности.

Для проведения занятий с младшими школьниками также используются следующие интернет-ресурсы:

  • https://www.yaklass.ru/ — «Якласс» образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. Портал содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий;
  • https://resh.edu.ru/ — «Российская электронная школа» бесплатная платформа, на которой размещены интерактивные уроки с 1 по 11 классы, разработанные лучшими педагогами;
  • https://iqsha.ru/ — «IQша» Платный сервис для детей дошкольного и начального уровня образования;
  • https://uchebnik.mos.ru/catalogue — «Библиотека МЭШ». Общегородская платформа электронных образовательных материалов. Там размещены сценарии уроков, комплексные образовательные приложения, электронные учебные пособия.

Таким образом, происходит воспитание экологически грамотного человека, то есть процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как культура гармоничного союза человека с природой, пропорционального и адекватного слияния социальных потребностей и потребностей людей с естественным существованием и развитием природной среды [3]. В современной системе образования ведется поиск путей эффективного формирования экологической культуры младших школьников в классе и вне школы.

Воспитание экологической культуры учащихся должно проводиться систематически, должны учитываться местные учебные материалы, необходимо придерживаться принципов преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов, кроме того, в хорошие практики должны вовлекаться младшие школьники для охраны природных ресурсов. Благодаря использованию различных форм и методов работы, во внеурочной работе по формированию экологической культуры детей происходит обогащение нравственного опыта, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, бережное отношение школьников к природе стремление изменить мир к лучшему [4].

Таким образом, внеклассная работа по экологическому образованию, которая относится к организованной и целенаправленной образовательной деятельности учителей и учеников начальных классов, проводимой после школьных занятий, предоставляет широкие возможности для формирования основ экологической культуры у младших школьников.

Читайте также

Список литературы

  1. Вахрушев, А.А. Экологическое образование — гарантия будущего для человека / А.А. Вахрушев // Начальная школа плюс до и после. 2017. №11. С.19-22.
  2. Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры / Э.В. Гирусов. М.: Академия, 2017. С. 23-43.
  3. Лебедева А.В. Информационные технологии на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2018. №3. С.100
  4. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу / С.Н. Николаева // Начальная школа. 2017. № 2. С. 6-11.
  5. Обобщение опыта. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2017. №21. С.3-9.

Цитировать

Заиченко, О.С. Использование современных цифровых технологий как средство формирования экологических знаний у младших школьников / О.С. Заиченко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 101-102. — URL: https://novainfo.ru/article/19435 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться