Особенности развития познавательных интересов младших школьников

NovaInfo 134, с.99-100, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 28
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности развития познавательных интересов в младшем школьном возраста. Отдельным аспектом, рассмотренным в рамках статьи, является использование современных цифровых технология для развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Текст научной работы

Младший школьный возраст — это период развития ребенка, соответствующий этапу его обучения в начальной школе. Границы этого возраста можно условно определить от 6-7 до 10-11 лет. Общеизвестно, что ребенок, приходящий в школу, обладает особой внутренней готовностью к обучению [2]. Об этом свидетельствуют многие противоречия в развитии ребенка, складывающиеся в конце дошкольного возраста. Среди основных — противоречие между развитыми интеллектуальными способностями ребенка и своеобразными «дошкольными» способами их удовлетворения.

Познавательный интерес — это избирательная направленность, для которой характерен постоянный поиск знаний, новых, более полных и глубоких знаний. Усиление и систематическое развитие познавательного интереса становится основой положительного отношения к обучению.

Познавательный интерес носит исследовательский характер. Под его влиянием у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на течение мыслительных процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и сосредоточенность.

Формирование познавательных интересов школьников происходит в первую очередь на уроках и во внеурочной деятельности. Активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учебе необходимо на каждом этапе урока, используя разные методы, формы и виды работы: индивидуальный подход к детям, дифференцированную работу на уроке, разнообразную презентацию и раздаточный материал, информационные технологии и другие.

С появлением нового стандарта начальной школы стоит отметить, что большое внимание в школьной программе уделяется внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности более эффективно осуществляется индивидуальное общение, легче призвать учащегося к выражению своих суждений, отношения к тому или иному явлению или предмету окружающего мира, материалу, сообщаемому учителем. Такое «научное общение» активизирует мыслительную деятельность и формирует творческое отношение к процессу обучения. При этом активность учащихся постоянно направлена на анализ событий, поиск ответов на поставленные вопросы и нестандартные решения поставленных задач.

Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения [1].

Наблюдение за уровнем познавательной активности детей на занятиях с использованием цифровых технологий, а именно интерактивных презентаций развлекательного содержания в игровой форме с яркими иллюстрациями, показывает, что предлагаемые задания учащиеся выполняют с большим интересом и немного быстрее, хотя и относятся к категории того же типа. В целом это свидетельствует о том, что содержание и методы формирующего этапа эксперимента были правильно выбраны и доказали свою эффективность в повышении образовательного уровня познавательного интереса у детей.

Формирование познавательного интереса предполагает:

  • учет необходимости вызывать у детей интерес, акцентировать внимание на проблемах и высвобождать творческий потенциал в процессе формирования определенных моделей личностных ситуаций;
  • использование современных технологий, специальных подходов и методов подобного взаимодействия в рамках практической деятельности, так как они являются наиболее продуктивными средствами возбуждения познавательного интереса у младших школьников на основе посильного личностного взаимодействия педагогов и учащихся;
  • принять меры для обеспечения высокой вовлеченности учащихся в общую деятельность, когда для этих целей используется специальный стимул — игровая деятельность;
  • формирование особой системы личностно-ориентированного диалогического взаимодействия;
  • доброжелательность, инициативность, сопереживание, конгруэнтность, альтруизм и диалогичность педагогов, так как они играют ключевую роль в организации и осуществлении личностно-ориентированного взаимодействия;
  • осознание и обучаемость, которые проявляет младший школьник, его желание и стремление вступать во взаимодействие и партнерские отношения с другими учащимися, стремление работать со взрослыми (педагогом в рамках проведения занятий и родителями во время подготовки домашних заданий и самостоятельных проектов), проявление его учебной активности [3].

С помощью цифровых технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Они могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством в сфере образования. Методически правильно используя современные цифровые технологии на уроках окружающего мира у учащихся повышается уровень экологических знаний, сформируется интерес к предмету в «окружающем мире», вызывается бережное отношение к природе [4].

Задача педагога состоит в том, чтобы мотивировать ученика к знанию определенного предмета. Детям нравится делать интересно, наглядно, может даже смешно, их это привлекает. Необходимо поддерживать интерес ребенка к обучению. Внося разнообразие в класс, учителя не только помогают развить этот интерес, но и поддерживают его. Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.

Подводя итог на основании всего вышеперечисленного, посредством специально организованной программы, направленной на повышение уровня познавательных интересов с использованием современных цифровых технологий, у учащихся формируется познавательная активность, смысловая основа строя речи, повышается уровень самостоятельности учения. В процессе проведенных занятий дети самостоятельно выстраивают причинно-следственную связь и умозаключения.

Читайте также

Список литературы

  1. Абрамова М.Г. Учебные интересы учащихся четвертого класса как мотивационный механизм развития их познавательных способностей // Развитие познавательных способностей младших школьников (Москва, 06 ноября 2018 г.) : материалы VI науч.-практ. конф. преподавателей и студентов / под общ. ред. Т.В. Зотовой. М.: МПГУ, 2019. С. 6-9
  2. Завражнова Т.А. Проблема развития познавательных процессов первоклассников / Т.А. Завражнова, Г.Н. Мусс // Перспективы развития науки и образования (Москва, 28 декабря 2017 г.): сб. науч. тр. по материалам XXIV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.В. Туголукова. М.: ИП Туголуков Александр Валерьевич, 2017. С. 87-90.
  3. Кудрявцева К.Э. Приемы формирования познавательного интереса у детей первого класса на уроках литературного чтения // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки: электрон. журн. 2017. № 3. С. 12.
  4. Курин, Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе / Ю.Н. Курин // Начальная школа. 2015. №6. С.73-76.

Цитировать

Заиченко, О.С. Особенности развития познавательных интересов младших школьников / О.С. Заиченко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 99-100. — URL: https://novainfo.ru/article/19434 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться