Коллективное творческое дело как эффективная форма педагогической работы с детьми младшего школьного возраста

NovaInfo 132, с.123-126, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 60
CC BY-NC, УДК 371.485

Аннотация

В статье представлены различные аспекты использования коллективного творческого дела в системе начального образования России. Особое внимание авторов в работе уделено трактовке понятий «коллективное творческое дело» и «коллективность». В статье раскрыто содержание основных подходов, реализуемых в педагогической практике при работе с младшими школьниками, в которой активно используются воспитательные возможности методики коллективных творческих дел.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО, ПЕДАГОГИКА, НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Текст научной работы

Впервые методика коллективно творческих дел была разработана в во второй половине ХХ века в работах И.П.Иванова, последователя педагогических идей А.С.Макаренко и рассматривалась как альтернативная форма организации воспитательного процесса в школе. На протяжении последующих десятилетий методика коллективных творческих дел часто подвергалась критике и наоборот переодически становилась очень популярной, однако развивающий потенциал для индивидуальности детей и их успешной социализации никогда не подвергался сомнению со сторонынаучного психолого-педагогического сообщества.

Для начала рассмотрим коллективное творческое дело (далее КТД) с позиции автора методики И.П. Иванова, кторый считал, что в воспитании личности в коллективе следует постепенно переходить от системы коллективной взаимозависимости к отношениям заботы и гуманности. Для достижения этой цели И.П. Ивановым была разработана методика КТД, которую в современной педагогической науке по праву относят к особому разряду проектной деятельности [1].

Коллективное творческое воспитание представляет собой технологию воспитания, включающую в себя систему мероприятий, направленных на комплексное решение задач всестороннего развития личности.

По мнению исследователей И.В.Юденковой, С.В. Горской и М.С.Балагуровой, КТД представляет собой особый способ организации совместной деятельности детей и взрослых, которая предполагает участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе общих социально значимых дел. Такая форма организации коллективной деятельности позволяет создать широкое творческое поле, в котором каждый участник находится в ситуации прогнозирования, моделирования, создания чего-то нового [2].

А.А Бойков, рассматривая КТД как личностно-ориентированную воспитательную технологияю, уверен, что в процессе реализации КТД участники совершенствуют свои коммуникативные навыки, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают о себе и других много нового. КТД способствует не только формированию и сплочению детского коллектива, но и развитию и самоактуализации личности каждого участника, а так же развитию их социальной компетентности [3].

В процессе КТД выделяют шесть последовательных стадий. Первая стадия КТД «Предварительная работа» связана с поиском интересного и полезного дела для приложения коллективных усилий и созданием положительной мотивации к работе у его участников. На этой стадии ведущая роль принадлежит педагогу-организатору, который должен «заразить» детей своей идеей и создать положительный эмоциональный фон в коллективе. Вторая стадия КТД «Коллективное планирование» связана с определением основных шагов для достижения намеченной цели и нормирование деятельности исполнителей дела (проекта).

Следующая стадия КТД «Совместная подготовка»» связана с организацией работы каждого из участников и всего коллектива в целом, координацией и согласованием этой работы и поддержанием интереса к ней внутри коллектива. Четвертая стадия КТД «Стадия реализации», является основной в структуре КТД и связана с непосредственным проведением коллективного творческого дела (воплощение проектного замысла на практике).

Пятая стадия КТД «Подведение итогов» предполагает коллективную рефлексию, помогающую проанализировать успехи и неудачи, как в собственной деятельности, так и в работе всего коллектива. Заключительная шестая стадия КТД «Последствие КТД» включает в себя обмен полученным опытом деятельности между членами коллектива и планирование нового КТД.

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от маштаба мероприятия. Его целей, характера и состава участников, но последовательность обозначенных выше стадий (этапов) КТД остается неизменной.

В.А. Караковский считает, что конечным продуктом при осуществлении КТД выступает не только проведенное дело, но и полученный опыт творчества и особый вид отношений в коллективе, который И. П. Иванов назвал «заботой». Цепочка проведенных коллективных творческих дел, а не их эпизодическое проведение, ведет к накоплению опыта совместной продуктивной деятельности [4].

Мы полагаем, что в процессе КТД, организованном педагогом в период начального обучения в школе любой ребенок в полной мере проявить такие личностные качества, как инициотивность, ответственность, коммуникабельность, исполнительность, ораганизованность, умения работать в команде, т.е. продемонстрировать свой уровень развития социальной компетентности. Кроме того, в процессе организации и проведения КТД младшие школьники приобретают навыки взаимодействия со сверстниками, учатся делить с ними успехи и неудачи результатов совместной общественно-направленной деятельности (развитие эмпатии).

Можно сказать, что в КТД объеденяет в себе два процесса одновременно:

  • формирование и сплочение классного школьного коллектива;
  • формирование личности школьника, развитие его творческого и социального потенциала.

В обобщенном виде коллективное творчество представляет собой форму воспитания, основанную на на совместной работе учащихся и педагогов, умении детей самостоятельно и продуктивно решать поставленные задачи. В процессе коллективной творческой деятельности развивается не только творческое мышление детей и умение нестандартно мыслить, но и навыки социального взаимодействия.

По содержательной направленности все виды КТД можно классифицировать на трудовые, познавательные, художественно- эстетические, спортивно-оздоровительные, организационные, общественно-политические, экологические, досуговые (творческие) и т. д.

При организации и проведении КТД в начальной школе педагогу следует опираться на базовые принципы методики коллективного творческого воспитания:

  • осознанность детьми деятельности, которая реализуется через систему коллективного целеполагания;
  • опора на самостоятельность и инициативу младших школьников;
  • наличие соревновательного и игрового характера в творческую деятельность детей;
  • создание положительной эмоциональной атмосферы во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками;
  • учет особенностей конкретного класса (состав, возраст, этап обучения в начальной школе) и индивидуальных особенностей каждого ребенка (тип самооценки, интеллектуальный уровень развития, личностные качества и т.д.).

В исследованиях В. В. Давыдова понятие коллективной творческой деятельности рассматривается с активной творческой деятельностной позиции всех его участников,т.е. субъектов КТД. Автор подчеркивает, что основой личности человека является творческое начало, а его личностная сущность тесно связана с его потребностью и способностью созидать [5].

С.Д. Поляков пришел к выводу о том, что особая «технологичность» КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творческого дела на мощных психологических механизмах, в качестве которых автор рассматривает: соревновательность, игру и импровизацию [6].

На наш взгляд, не менее важную роль в КТД играют и другие психологические механизмы, такие как чувство приобщения и авторского вклада с процесс достижения общей цели, а так же процесс коллективной рефлексии и коллективного анализа полученного результата.

К отличительным чертам КТД от других форм работы с детьми младшего школьного возраста можно отнести следующие особенности:

  • совместное создание (планирование, проведение и рефлексивный анализ) дела;
  • социальный характер и социальную значимость дела;
  • высокий уровень мотивации к деятельности;
  • эмоциональная насыщенность в совместной деятельности [7].

В работе С.Д. Полякова «Коллективное творческое воспитание: перезагрузка» наряду с понятием «КТД» используются такие категории как «коллективное творческое воспитание», «педагогика общей заботы», «педагогика коллективного социального творчества», самой распрастраненной из которых в современной педагогической общественности является «коллективное творческое воспитание», в основе которой лежит «цепочка» отдельных КТД. Исследователь считает, что организация и проведение КТД невозможно без процесса коллективного целеполагания, которое трактуется автором как совместная выработка и осмысление детьми и взрослыми (педагогами и родителями) целей и идеалов своей коллективной жизни, а также выбор, исходя из этих целей, предстоящих общих дел [8].

При этом коллективное целеполагание имеет как бы два уровня: верхний, который включает в себя разработку долговременных коллективных целей и осознание общих идеалов и нижний, включающий выбор конкретных дел на ближайшую перспективу. На верхнем уровне коллективного целепалагания особо значимая роль отводится взрослым и лидерам из числа детей, так как именно от их мировоззренческих ценностей будет зависеть выбранная стратегия во взаимодействии.

С.В. Бренова подчеркивает, что последние годы в рамках личностно- ориентированного подхода в образовании в педагогической литературе можно встретить такой термин как «личностно — ориентированное КТД», как модифицированный и обновленный вариант традиционного понимания КТД. Кратко рассмотрим особенности лично-ориентированного КТД, путем сравнения его с традиционным КТД на основе выделенных выше этапов в его технологии проведения (Таблица 1) [9].

Таблица 1. Сравнение традиционных и личностно — ориентированных КТД

Технологические этапы (стадии)

Традиционное КТД

Личностно-ориентированное КТД

Подготовка педагога к КТД (педагогическая установка)

Ориентация педагога на развитие коллектива.

Плюс ориентация педагога на развитие индивидуальности воспитанников

Коллективное целеполагание и планирование

Социальные основания выбора дела. Акцент на групповой работе, групповом вкладе в коллективное дело.

Дело как потенциал личностного развития. Акценты на индивидуальных вкладах, на авторстве идей.

Коллективная подготовка

Акцент на дружной групповой работе.

Акценты на индивидуализированность и добровольность принятия ролей, поручений.

Проведение дела

Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана.

Возможность для личного, негруппового участия, структура дела выбирается с учётом самоопределения воспитанников в отношении ролей, поручений.

Коллективное подведение итогов (коллективный анализ)

Основные вопросы-критерии: «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Каков вклад каждого в общее дело?»

Вопросы-критерии, акцентирующие значимость дела для понимания и развития себя как индивидуальности («Какие качества я проявил в деле?», «Чему меня научило участие в деле?» и т.п.).

Последействие

Закрепление коллективного успеха, преодоление препятствий в развитии коллектива.

Закрепление индивидуального успеха, преодоление препятствий в развитии личности.

Личностно-ориентированное коллективное творческое дело, сохраняя этапность организации традиционного КТД и его общую направленность, имеет специфические особенности, которые можно выделить на каждом из обозначенных стадий. Так на этапе коллективного целеполагания и в ходе предварительной работы в личностно-оринтированном КТД акцент делается развитии индивидуальных качеств его участниках, на личной значимости выдвигаемых целей, а так же подчеркивается авторский вклад в общую разработку идей.

Личностно — ориентированное КТД отличает от традиционного, то, что в нем предусмотрен индивидуальный выбор «ролей», поручений, форм взаимодействия ребенка с другими участниками на основе личных симпатий и антипатий, а так же индивидуальных потребностей и интересов ребенка.

В рамках личностно — ориентированного КТД предусмотрены разнообразные формы межличностного взаимодействия:

  • диадное взаимодействие (диалог учителя с ребенком);
  • проблемное групповое общение (полилог);
  • использование анкетирования, тестирования, проективных методик для выявления ценностных ориентиров детей);
  • анализ продуктов и результатов деятельности детей (рисунков, музыкальных и игровых интересов, литературных предпочтений и т.д.).

Результатом совместного целеполагания в рамках личностно-ориентированного КТД может быть не только выбор общего дела, но и решение о проведении ряда дел с правом индивидуального выбора у детей, в каких из них ему участвовать.

На стадии коллективного планирования в личностно-ориентированном КТД предусмотрены такие моменты как: авторство выдвинутых предложений, признание ценности не только принятых коллективом детей, но и отвергнутых им, возможность разработки индивидуальных альтернативных проектов в русле общей идеи и т.д. На данном этапе акцент делается на добровольности принятия на себя поручений по подготовке КТД, вплоть до возможного исключения из общего дела тех фрагментов, деталей, на которые не было «добровольцев», а так же максимализация в индивидуализации поручений.

Этап проведения личностно-ориентированного КТД имеет следующие особенности: возможность направленности коллективных дел на определенных участников, с целью развития личностных качеств и способностей, применение индивидуальных и групповых заданий, дающих возможность для индивидуального и группового самовыражения и т.д.

Процедура коллективного анализа проведенного дела обогащается анализом личных отношений, эмоций и переживаний его участников, через обратную связь в диалоговой партнерской форме.

На стадии последствий прошедшего личностно-ориентированного коллективного дела акцент делается на развитии личности и улучшении личностных показателей отдельных школьников, а также на развитии коллектива как общности, которая является значимой в жизни любого человека.

Для нас очень интересен данный подход к рассмотрении коллективности, так как именно этот феномен позволяет использовать КТД не только как форму воспитательного взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста, но и как эффективное средство развития их личностных компетенций, в том числе и развития социальной компетентности.

Поэтому остановимся на апектах рассмотрения категории «коллективность» более подробно:

  • рассмотрение коллективности как формы повседневного поведения ребенка, предполагает умение находить общий язык сос сверстниками и взрослыми, договариваться с ними, разрещать конфликтные ситуации на основе общепринятых правил поведения в обществе;
  • рассмотрение коллективности как общей деятельности, направленной на получение конкретного продукта в виде материального или идеального результата (вместе кормили птиц, выиграли в интеллектуальной викторине, сочинили песню для поздравления мам и т.д.), поэтому к данному уровню коллективности можно отнести разнообразные организационные формы взаимодействия (работа рядом на общий результат, работа типа «конвейера», «эстафеты»);
  • рассмотрение коллективности как общей деятельности, которая направленная на изменение группы (коллектива) и характера межличностного взаимодействия (изменение социометрических статусов, сплочение группы);
  • рассмотрение коллективности как сети межличностных отношений, которые побуждают личность к изменениям в себе и перессмотру своих мировозренческих позиций;
  • рассмотрение коллективности как фона, пространства, «арены» для личностных проявлений каждого ребенка.

Все рассмотренные аспекты коллективности могут найти свое проявление при организации и проведении КТД в работе с детьми в начальной школе в рамках их социального воспитания и развития их социальной компетентности.

Нами были сформулированы следующие выводы:

В заключении можно констатировать, что в настоящее время вопросы использования методики КТД в образовательном процессе начальной школы являются достаточно актуальными, так как она способствует не только формированию общественных интересов ребенка, но и раскрытию его личностного потенциала, в том числе и развитию его социальной компетентности.

Читайте также

Список литературы

  1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М. : Просвещение, 1990. — 200 с.
  2. Юденкова И.В., Горская С.В., Балагурова М.С. Коллективные творческие дела как средство формирования социальной компетентности у младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 8-4. — С. 631-634.
  3. Бойков А.А. Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная технология // Управление школой. — 2007. — № 8.- С. 332-336.
  4. Караковский В.А. Воспитательная работа в школе // КТД Памятник Букве Е.– 2008. — №1. — С. 103-106.
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1986. — 246 с.
  6. Поляков С.Д. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно ориентированному // Научнометодический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. — №1. — 2003. — С. 71-72.
  7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  8. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 176 с.
  9. Бренова С. В. Теория и практика Коллективно-творческого дела. — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2018. — 38 с.

Цитировать

Коростелева, Н.А. Коллективное творческое дело как эффективная форма педагогической работы с детьми младшего школьного возраста / Н.А. Коростелева, Ю.С. Галынская. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 123-126. — URL: https://novainfo.ru/article/19222 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться