Подходы к определению понятия инновационный потенциал предприятия: сущность, способы формирования

NovaInfo 134, с.47-49, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 17
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены научно-теоретические аспекты, качающиеся определения понятия инновационного потенциала предприятия. Проанализированы подходы отечественных ученых к определению термина «инновационный потенциал». Выявлены способы формирования инновационного потенциала предприятия.

Ключевые слова

ПРОИЗВОДСТВО, ПРЕДПРИЯТИЕ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, РЕСУРСЫ, ВОЗМОЖНОСТЬ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, НОВШЕСТВО

Текст научной работы

В развитии экономической системы значительную роль играют инновации. Осуществление различных направлений деятельности в организации возможно только при наличии достаточного инновационного потенциала.

При раскрытии сущности и содержания категории «инновационный потенциал» будут рассмотрены такие тесно связанные категории, как «инновация» и «потенциал».

Термин «инновация» обычно трактуется как новое решение существующих или новых потребностей, которое эффективно используется для их удовлетворения и дает определенные преимущества перед конкурентами.

В экономическом словаре Коллинза инновация определяется как «практическое усовершенствование и разработка изобретений в области технологий (инновация производственных процессов) или в области изделий (инновация изделий)».

Наиболее полное определение инновации дано С.А. Агапцовым, который раскрывает инновацию как «новшество во всех сферах делового менеджмента (развитие, маркетинг, производство, управление и т.д.), характеризующееся качественным отличием от предшествующего аналога (уровень технологии, потребительские свойства, усовершенствование организации, эффективное использование ресурсов, качество рыночной деятельности и т.п.)» [1].

Понятие «потенциал» включает в себя источники, возможности, средства и резервы, которые физические и юридические лица, в том числе предприятия, организации, административно-территориальные образованиями, государство может использовать для решения задач, достижения целей в определенной сфере. Относительно деятельности предприятия, его научно-технической организации правомерно говорить о наличии общего или совокупного потенциала и его частей, а именно:

  1. Научно-технического потенциала;
  2. Производственно-технологического потенциала;
  3. Финансово-экономического потенциала;
  4. Кадрового потенциала;
  5. Инновационного потенциала.

Все части общего потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация общего потенциала зависит как от состояния каждой из его частей, так и от их взаимодействия. Баланс частей общего потенциала является главным условием его полной реализации, так как отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

Обобщение приведенных определений позволяет подойти к трактованию понятия «инновационный потенциал».

Таблица 1. Анализ подходов к определению понятия «инновационный потенциал»

Автор

Подход к определению понятия «инновационный потенциал»

Павлова Е.А.,

Смирнова Л.А. [6]

Совокупность кадровых, производственно-технологических, научно-исследовательских, финансовых, материально-технических, рыночных, политико-правовых, информационных, организационно-управленческих, инвестиционных, маркетинговых ресурсов (потенциалов), которые нужны для инновационной деятельности. Перечисленные ресурсы непосредственно участвует в инновационном процессе с целью удовлетворения потребностей экономики и общества в новых или усовершенствованных видах продукции, услуг, а также повышения конкурентоспособности предприятия.

Дежкина И. П. [2]

  1. Совокупность потенциала организации производства и потенциала организационной структуры управления;
  2. Совокупность различных видов потенциала: производственного, трудового, рыночного, ресурсного, интеллектуального, научно–технологического, инвестиционного, стратегического;

Абрамова А.А.,

Болкина Г.И.,

Буриков А.Д. [7]

Совокупность характеристик, определяющих его способность к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

Зайцев Н. Л. [3]

Технико-экономические возможности промышленного предприятия проектировать и производить новую конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям рынка.

Коробейников О. П.,

Трифилова А. А.,

Коршунов И. А. [4]

Совокупность различных ресурсов, включая:

  • интеллектуальные (техническая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы развития инноваций, инновационная программа компании);
  • материальные (опытно-приборная база, техническое оснащение, земельные ресурсы);
  • финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые средства);
  • кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с научно-исследовательскими институтами и университетами; опыт НИОКР; опыт управления проектами);
  • инфраструктуру (собственные отделы исследований и разработок, технологический отдел, отдел маркетинга новых продуктов, патентно-правовой отдел, отдел информатизации);
  • другие ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;

Таким образом, в узком смысле инновационный потенциал предприятия можно определить как совокупность имеющихся у предприятия средств, возможностей для использования нововведений в производственной, финансовой, управленческой и коммерческой деятельности в соответствии с базовыми целями его развития.

В широком смысле под инновационным потенциалом организации следует понимать отношения, возникающие на микроуровне между работниками по поводу достижения базовых целей предприятия, заложенных в стратегии его развития, при условии наличия инновационных возможностей, которые создаются за счет других компонентов потенциала.

Так как данное понятие трактовалось различными учеными с использованием разных походов, можно сформулировать три основных вида составляющих инновационного потенциала предприятия: ресурсный, результативный, внутренний.

Таблица 2. Подходы к формированию инновационного потенциала предприятия

Подход

Сущность

Ресурсный

способность предприятия к инновационным процессам определяется накопленной ресурсной базой, включающей кадры, технологии, финансы и научную составляющую.

Результативный

эффективность предприятия в области инновационной деятельности обусловлена достижением определенных экономических показателей.

Внутренний

развитие предприятия зависит не только от имеющихся ресурсов, но и от характера их взаимодействия

Ресурсный подход, на первый взгляд, теоретически обоснован. Однако, на практике инновационные процессы не всегда зависят от количества имеющихся ресурсов на предприятии. Они могут как развиваться пропорционально затратам, так и могут не приносить результат.

Основной ошибкой результативного подхода является то, что не всегда можно определить, изменения каких показателей привели к положительному результату. Ведь на него могли повлиять и внешние (рыночные, политические и др.) факторы.

Внутренний подход к трактовке инновационного потенциала говорит о том, что развитие предприятия зависит не только от имеющихся ресурсов, но и от характера их взаимодействия. Представляя собой интеллектуальный, научно-технический потенциал, инновационные составляющие развития предприятия в то же время являются частью производственного потенциала, как создателя основных предпосылок для роста и повышения эффективности экономики.

Рассматривая последний подход, необходимо использовать такое понятие, как предприимчивость — способность персонала и руководителей предприятия проявлять креативность, творческое мышление и гибкость. Данные черты характера присущи всем людям, которые всегда стремятся идти против устоявшихся понятий и искать что-то новое для развития бизнеса. Если такие люди наделены профессиональными компетенциями и соответствующим интеллектуальным уровнем — они становятся той самой движущей силой, которая способствует инновационному развитию потенциала предприятия [5].

Инновационность в современных условиях является важным фактором выживания предприятий. Если они своевременно не воспримут сигналы окружающей среды и немедленно не перестроят свою деятельность в соответствии с ними, то это угрожает потерей конкурентных преимуществ.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе особое значение приобретает развитие инновационного потенциала предприятия, который в совокупности с научно-техническим, производственно-технологическим, финансово-экономическим и кадровым потенциалами формирует общий потенциал, то есть силу, мощь, возможности и способности предприятия, существующие в скрытом виде и способные проявиться при определенных условиях.

Читайте также

Список литературы

  1. Агапцов С. А., Мордвинцев А. И., Полонский А. М. Предпринимательская система хозяйствования: Монография. — Волгоград: ТОО «Принт»,2005.
  2. Дежкина, И. П. Инновационный потенциал хозяйственной системы и его оценка (методы формирования и оценки) : учебное пособие / И.П. Дежкина, Г.А. Поташева. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 122 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — ISBN 978-5-16-004372-2. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1840474 (дата обращения: 31.10.2022). — Режим доступа: по подписке.
  3. Зайцев, Н. Л. Краткий словарь экономиста : словарь / Н.Л. Зайцева. — 4-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 224 с. — (Библиотека малых словарей «ИНФРА-М»). — ISBN 978-5-16-002779-1. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1859842 (дата обращения: 31.10.2022). — Режим доступа: по подписке.
  4. Коробейников О. П. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия / Коробейников Олег Павлович, Трифилова Анна Александровна, Коршунов Иван Алексеевич // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 3. — С. 29 — 43. — Библиогр.: с. 43.
  5. Молодые ученые — экономике региона : материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Вологда, 13 декабря 2019 г.). — Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020. — 364 с. — ISBN 978-5-93299-468-9. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1246775 (дата обращения: 01.11.2022). — Режим доступа: по подписке.
  6. Павлова Е. А., Смирнова Л.А. Оценка конкурентных преимуществ предприятия на основе анализа его инновационного потенциала // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view? id=17988 (дата обращения: 31.10.2022).
  7. Управление малым бизнесом : учебное пособие / под общ. ред. В. Д. Свирчевского. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 256 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — ISBN 978-5-16-005057-7. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1843604 (дата обращения: 31.10.2022). — Режим доступа: по подписке.

Цитировать

Бышкина, Ю.Р. Подходы к определению понятия инновационный потенциал предприятия: сущность, способы формирования / Ю.Р. Бышкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 47-49. — URL: https://novainfo.ru/article/19449 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться