Современные факторы обеспечения эффективности производства

NovaInfo 56, с.233-239, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья раскрывает определения эффективности производства с помощью использования трудовых ресурсов, достижение конкурентоспособности при этом обеспечивается за счет использования современных маркетинговых инструментов.

Ключевые слова

МАРКЕТИНГ, РЕСУРСЫ, ПРОИЗВОДСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Текст научной работы

Комплексность эффективности производства как экономической категории характеризует с одной стороны общую картину эффективности, как отношение результатов к полным затратам [1; 3; 8], так и отдельную сторону в виде степени использования ресурсов (труд, средства и предметы труда и другие), являющихся основами в протекании производственных процессов [5; 10; 15]. Поэтому оценку эффективности производства необходимо осуществлять как обобщающими, так и частными показателями [2; 9].

В качестве частных показателей вступают такие показатели как производительность труда, фондоотдача, рентабельность, материалоемкость продукции и другие. Вместе с тем, обобщающие показатели эффективности — это не есть сумма частных показателей или их сочетания. Дело в том, что частные, то есть локальные показатели эффективности, настолько переплетены друг с другом, что нельзя однозначно определить направления влияния их на повышение эффективности. Поэтому в течение многих столетий идет поиск обобщающих показателей эффективности производства.

Так, еще академик Струмилин А. говорил, что эффективность общественного производства определяется общественной производительностью труда. При этом он в качестве расчета затрат труда ссылался на использование общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) введенные впервые в научный оборот К. Марксом [4; 13].

К. Маркс, как известно, в понятие ОНЗТ вкладывал не затраты труда конкретного предприятия, а затраты труда всех категорий работников, имеющих отношение к производству той или иной продукции. Например, если предприятие выпускает какое-то оборудование, то к этому имеет отношение и труд врача, который лечит рабочего, занятого в производстве оборудования, поскольку этот рабочий, будучи больным, не может участвовать в производственном процессе. Поэтому определение обобщающего показателя эффективности, на наш взгляд, до настоящего времени вызывает некоторые спорные моменты.

Позже неоднократно делались попытки вывести обобщающий показатель с использованием экономико-математических методов [6; 11]. Однако бесконечное множество факторов, влияющих на эффективность производства, не дает возможности на данном этапе развития точно рассчитать обобщающий показатель эффективности производства на уровне страны, территории и в определенных случаях и на уровне фирмы [14; 16].

Вышесказанное не означает отказ от использования некоторых показателей, отражающих обобщающую характеристику эффективности производства. Например, на практике успешно используется такой показатель, как рентабельность, то есть отношение прибыли к себестоимости продукции или как отношение прибыли промышленной продукции к стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств.

В числителе формулы рентабельности указывается прибыль как разница суммы реализованной продукции и затрат. Именно ради получения массы прибыли фирма организовывает свою производственную деятельность, чтобы добиться результативности работы. Прибыль является целевой функцией деятельности предприятия, поэтому этот показатель играет важнейшую роль и в определении обобщающих характеристик эффективности производства.

Вместе с тем, величина прибыли зависит от многих случайных факторов, которые могут и не иметь прямого отношения к самой производственной деятельности. Например, резкие повышения цены на продукцию из-за изменения спроса. В свою очередь изменение спроса может быть связано с непроизводственными причинами. Например, по политическим мотивам, ведение санкций на РФ в начале 2015 года в области поставок технологий, продуктов и т.д. со стороны США, Канады и стран Европейского союза повлияли на величину спроса населения и цены на товар [7; 12]. Это, в свою очередь, отразилось на прибыльность предприятий России и в целом на состояние экономики в сторону ее ухудшения. Поэтому все частные показатели эффективности, в том числе прибыль, могут быть использованы для аналитических целей и принятия локальных мер.

Кроме этого система частных, локальных показателей не только затрудняет оценку эффективности производства, но и делает несравнимыми показатели работы отдельных предприятий.

Вместе с тем, анализ любой ситуации, в том числе эффективности производства, делает более обоснованными принимаемые к реализации управленческие решения. Так, стоимость произведенной в течении года продукции (СП) складывается как известно из себестоимости продукции (Сб) и годовой прибыли (Пр).

Годовые производственные затраты (ПЗ) складываются из затрат на все виды сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий (М), затрат на оплату труда работников предприятия (З), амортизационных отчислений (А) и прочих затрат, входящих в цеховые и общезаводские расходы (ОЗ).

Затраты на материалы (М), произведенные предприятием в течение года, подразделяются на затраты, связанные с приобретением части материалов, которая вошла в себестоимость продукции (Мпр), и на затраты, связанные с приобретением материалов, пошедших на увеличение нормируемых оборотных фондов (Моб). Последние затраты можно представить как разницу между среднегодовой стоимостью оборотных фондов данного года (ОБд) и среднегодовой стоимостью оборотных фондов предыдущего года (ОБпр).

Затраты на оплату труда работников предприятия (З) есть не что иное, как произведение их среднегодовой численности (Nср) на фактическую среднегодовую заработную плату (ЗПср).

Однако подобная аналитическая работа имеет смысл, когда предприятие старается экономить каждый сом ради достижения результативности предприятия. Однако в масштабе территории и отрасли, а также страны в целом подробный анализ показателей эффективности затруднителен в силу несопоставимости показателей предприятия различного профиля и секторов экономики. Может быть по этой причине в официальной статистической отчетности и в отчетах административно-территориальных делений не делается анализ, скажем производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи и так далее применительно к территории и секторам экономики.

Между тем, в анализе вышеуказанных показателей прослеживается не только эффективное ведение хозяйственной деятельности, но и важнейшие пропорции регионального и общереспубликанского значения. Так, производительность труда, по сути, есть показатель характеризующий процесс занятости. Это, в свою очередь, отражает уровень жизни населения через доходы занятого населения. Занятость населения и уровень жизни его помимо прочего относится к тем характеристикам, которые определяют места Кыргызстана в общественном разделении труда и достигнутый ее уровень общечеловеческих ценностях.

Имеется и противоречие характеристики общественного развития, так, рост общественной производительности труда достигается благодаря научно-техническому прогрессу, внедрению новых технологий и инноваций в производственный процесс, что в расчете на одного работника увеличивает выпуск продукции, следовательно, способствует росту доходов населения. С другой стороны рост производительности труда высвобождает часть работников и возможно, переводит в категорию безработных, что в свою очередь ухудшает социальное положение населения, создавая все большее напряжение в области занятости.

Безработица — это не только социальное зло, но и один из показателей бедности населения, что несовместимо с понятием развивающейся или развитой страны. Поэтому следует считать прогрессивным не любой рост производительности труда, а такой, который параллельно способствует росту социального положения населения.

Тоже самое можно сказать по отношению к другим частным показателям эффективности производства. Например, показатель фондоотдачи можно повысить благодаря росту технической вооруженности труда, что в свою очередь требует инвестиции в техническое оснащение и внедрение новых технологий. Естественно инвестиции считаются оправданными, если при этом результаты трудовой деятельности будут расти опережающими темпами чем затраты на труд.

В рыночных условиях сильное влияние на эффективность производство влияют различные рыночные факторы, например, конъюнктура рынка, близость размещения производства к источникам сырья или к источникам потребления и т.д. В том и другом случае достигается относительная экономия общественных затрат на перевозку сырья или продуктов.

Пожалуй, наиболее надежным фактором повышения эффективности производства является достижение конкурентоспособности производимой продукции за счет использования конкурентных преимуществ рыночного потенциала и умелой организации производства, а также таких характеристик рынка, как заблаговременное исследование тенденций развития промышленности. Например, применительно к обрабатывающей промышленности это означает широкое использование маркетинговых мероприятий для определения спроса на продукцию, возможные каналы продвижения продуктов, тенденции изменения цен, а также условия сбыта выпускаемой продукции.

Эффективный вариант маркетинговых мероприятий можно изобразить в виде следующего графика (рис. 1.)

Связь между объемом сбыта, расходами на маркетинг и прибылью
Рисунок 1. Связь между объемом сбыта, расходами на маркетинг и прибылью

Как видно из приведенного рисунка, валовый доход за вычетом всех расходов не связан с маркетингом, растет параллельно с ростом объема сбыта продукции. Но проведение маркетинговых мероприятий способствует росту прибыли только до определенного периода, то есть до точки М0. Дальнейшее же увеличение расходов на маркетинговые инструменты снижает объем прибыли. Это вполне согласуется с общей теорией эффективности, согласно которой более опережающий рост расходов, чем доходы предприятий снижает общую результативность, в нашем случае в виде прибыли.

В целом, как показывает мировая практика, повышение эффективности производства достигается двумя путями, то есть за счет экстенсивного и интенсивного развития промышленного производства. Экстенсивный фактор предполагает увеличение выпуска продукции за счет ввода дополнительных ресурсов. Применительно к обрабатывающей промышленности, это означает ввод дополнительных мощностей рабочей силы, материальных ценностей и другие. При этом эффективность производства может расти в случае востребованности дополнительного объема выпускаемой продукции на рынке, а также при изготовлении конкурентоспособной продукции. Тогда, увеличение объема продукции при ее сбыте может покрыть дополнительные расходы, связанные с инвестициями и затратами.

Основной же путь повышения эффективности производства его интенсификация. Интенсификация производства предполагает, прежде всего, наиболее полное и рациональное использование трудовых и материальных ресурсов, уже занятых в производстве, в сочетании с их непрерывным развитием и совершенствованием на основе осуществления широкой программы социальных и научно-технических мероприятий.

Производство, осуществляемое на высоком уровне интенсивности, при прочих равных условиях одновременно будет производством высокоэффективным. В этом, по нашему мнению, проявляется диалектическое единство и преемственность этих двух категорий.

С другой стороны, интенсификация означает более рациональное и производительное использование ресурсов, участвующих в производственном процессе. Поскольку материальное производство представляет собой единство и взаимодействие трех его основных элементов: предметов труда, средства труда и рабочей силы. Эти же элементы в рамках сельскохозяйственной отрасли предстают в качестве основных видов производственных ресурсов. Только наличие этих ресурсов делает возможным осуществление процесса материального производства.

Применительно к промышленному предприятию производственные ресурсы выступают в виде: рабочей силы, то есть в виде определенного количества рабочих различных профессий, обладающих соответствующей квалификацией, опытом и производственными навыками; набора производственного оборудования, инструментов, транспортных средств, зданий и сооружений — всего, что входит в состав основных производственных фондов; запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, а также незаконченной изготовлением продукции или незавершенного производства — всего того, что объединяется понятием нормируемых оборотных фондов.

Само по себе наличие производственных ресурсов на промышленном предприятии создает лишь предпосылки, потенциальные возможности к осуществлению процесса производства и выпуску продукции. Реализуются же эти потенциальные возможности в процессе производственного использования ресурсов. При этом как сами потенциальные возможности, так и уровень их использования на отдельных предприятиях могут быть различными. Предприятия могут обладать большим или относительно малым производственным потенциалом и использовать его с различной степенью полноты и эффективности.

Следовательно, различными будут и результативность их деятельности. При этом наиболее выигрышным положением оказывается те предприятия, которые в стратегических планах «умело» реагируют на требования рынка и гибко налаживают производственный процесс на нужды рынка. Это одновременно означает интенсификацию производства, поскольку гибко его настроит по требованию рынка невозможно без существенных и постоянных преобразований орудия труда, технологии предметов труда и организации производства.

Современный процесс интенсификации невозможен также без внедрения инноваций, так как прогресс обеспечивается во многом благодаря новым преобразованиям производственного процесса, ведущим к большей результативности чем раньше.

Читайте также

Список литературы

  1. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Формирование адаптивных систем бюджетирования предприятий пищевой промышленности // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2012. № 12. С. 28-31.
  2. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Проблемы повышения качества современного управления в условиях нестабильности внешней среды // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 10-14.
  3. Баутин В.М., Овсянников С.В., Шаталов М.А. Интеграция как фактор повышения эффективности агропромышленного производства // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 12. С. 11-14.
  4. Болдырев В.Н.Экономическая безопасность малого предпринимательства: вопросы теории и методологии. Научный редактор Ю.М. Осипов. Москва, 2004. Сер. Res cottidiana cottidiana
  5. Глущенко Е.В. Влияние оплаты труда на эффективность работы предприятия // Территория науки. 2016. № 3. С. 66-70.
  6. Гыязов А.Т. Лизинг как альтернативная форма расширения инвестиционных возможностей предпринимательства в Кыргызской республике // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 23-29.
  7. Косинская Е.В. Проблемы этики в международном бизнесе // Территория науки. 2015. № 6. С. 125-130.
  8. Курганова А.И. К вопросу о необходимости формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 46-51.
  9. Марков О.А. Управление портфелем проектов в строительстве на стратегическом уровне // Синергия. 2016. № 5. С. 115-127.
  10. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Инвестиции в инновационные изменения как ключевой фактор развития перерабатывающих предприятий АПК // Агропродовольственная экономика. 2015. № 2. С. 5-12.
  11. Овсянников С.В., Болдырев В.Н. Инвестиционные механизмы устойчивого развития предприятий // Синергия. 2016. № 4. С. 54-63.
  12. Кузьменко Н.И., Райымбаев Ч.К. Значение маркетинга в различных сферах экономики в современных условиях хозяйствования // Синергия. 2016. № 5. С. 34-40.
  13. Лозовая И.В. Теория институциональных изменений Д. Норта. Формальные и неформальные институты // Территория науки. 2016. № 4. С. 98-101.
  14. Станчин И.М. Информационное обеспечение статистического исследования финансов предприятий // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 52-61.
  15. Шаталов М.А., Давыдова Е.Ю., Болдырев В.Н. Формирование механизма управления устойчивым развитием предприятий мебельной промышленности // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 2-2 (13-2). С. 483-486.
  16. Шаталов М.А., Мычка С.Ю., Лободенко Ю.В. Механизм обеспечения устойчивого развития предприятия // Исследования молодых ученых: экономическая теория, социология, отраслевая и региональная экономика. сборник статей. Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный университет, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук. 2014. С. 153-156.

Цитировать

Абдилайып, у.О. Современные факторы обеспечения эффективности производства / у.О. Абдилайып. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 56. — С. 233-239. — URL: https://novainfo.ru/article/9463 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться