Все результаты, получаемые в рамках исследования, обладают количественным и качественным выражением, и предполагают необходимость их объективного оценивания.
Оценка, отражающая соответствие норме объекта, подлежащего оценке, представляет собой характеристику, являющуюся качественной.
Оценка предполагает необходимость подбирать факты на систематической основе, интерпретировать их, и на этой основе формировать в отношении объекта оценки определенное суждение. При оценке предполагается необходимость измерять те или иные параметры.
Оценка результатов учебно-воспитательного процесса соотносится с оценкой уровня развития у обучающегося познавательных интересов.
Необходимость оценивать указанные результаты не вызывает сомнений — на основе подобной оценки возможно построение процесса управления развитием у обучающихся познавательных интересов, внесение изменений в соответствующий процесс.
Чтобы оценка соответствовала требованию объективности, необходимо осуществлять оценивание согласно нормам определения критериев. При этом и сами критерии должны соотноситься с указанным требованием.
Существует потребность в определении критериев, на основе которых следует определять, оценивать, насколько эффективным является управление развитием у учащихся начальной школы познавательных интересов.
В данном отношении представляют интерес критерии, которые позволят выявлять весь комплекс присущих познавательным интересам характерных сторон.
Изучение психолого-педагогических публикаций позволяет отметить, что подходы специалистов к определению критериев, отражающих познавательные интересы обучающихся, являются многоплановыми.
Проявления познавательных интересов, подлежащих учету при его оценке, представлены, по мнению А.Н. Прядехо, в виде:
- окрашенности эмоциями процесса, связанного с мыслительным поиском;
- концентрации внимания на объекте интересов;
- высокого уровня активности при познании (стремления осваивать новые способы познания, приобретать новые знания, проявления имеющихся способностей, разрешения различных затруднений) [51, с. 16-17].
В работах Л.С. Выготского отмечено наличие присущих проявлению познавательных интересов признаков, являющихся внешними и внутренними. Первые соотносятся с выраженным ощущением удовольствия (ребенок оставляет иные занятия, внимательно слушает говорящего). Вторые связаны со стремлением к выполнению деятельности определенного рода, с напряжением внутренних сил [16, с. 118].
Критерии оценки интересов в процессе учебной деятельности, представлены, по мнению Н.А. Моревой:
- наличием в процессе деятельности перехода к поисковому от репродуктивного;
- эмоциональным реагированием на учебный материал;
- избирательным отношением к отдельным разновидностям учебной деятельности [36, с. 94-95].
По мнению Э.А. Барановой, необходимо дифференцировать присущие познавательным интересам особенности, ориентируясь на специфику, присущую существующим в различных сферах деятельности эмоциональных проявлений.
Автор полагает необходимым выделять особенности, присущие проявлению эмоциональной составляющей познавательных интересов в рамках деятельности регулятивного и интеллектуального характера [62, с. 65-67].
По мнению Г.И. Щукиной, Л.С. Выготского, Э.А. Барановой, оценивая степень развития познавательных интересов, требуется учитывать, как обучающиеся относятся к деятельности учебного характера в единстве ее регулятивных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, к познаваемому объекту.
Критерии должны соотноситься с возрастной категорией обучающихся. При этом необходима достаточная выраженность выделяемых критериев, чтобы имелась возможность успешно их отслеживать.
Существует определенная общность при определении состава критериев для определения развития анализируемой личностной характеристики учащихся начальной школы.
При выделении критериев, позволяющих применительно к учащимся начальной школы оценивать развитие познавательных интересов, в первую очередь следует отметить, что критерий представляет собой основу проверки, позволяет оценивать модель, отражающую, как у учащихся начальной школы развиваются познавательные интересы.
Принимая во внимание присущую познавательным интересам психологическую сущность, особенности, присущие вовлеченности младших школьников в деятельность учебного характера, оценка развития указанных интересов в отношении учащихся начальной школы должна проводиться по критериям обученности по предмету, активности обучающихся в интеллектуальном отношении, удовлетворенности обучающихся в эмоциональном отношении от осуществляемой познавательной деятельности, проявления при самостоятельной познавательной деятельности волевых усилий, степени самостоятельности в процессе выполнения заданий, овладения учебным материалом.
Имеющиеся у каждого из данных критериев особенности определяют варианты развития соответствующей личностной характеристики у учащегося начальной школы.
Оценка степени развития у младших школьников познавательных интересов возможна лишь на основе комплекса критериев. Подобный подход использовался при определении результативности эксперимента.
Анализируя комплекс отмеченных ранее критериев, требуется указать характеристики, отражающие особенности каждого критерия.
На основе данных характеристик возможно определение развития у учащихся начальной школы познавательных интересов.
Требуется отметить, что применительно к различным уровням развития познавательных интересов полнота комплекса показателей будет являться различной.
Ранее отмечалось, что учебная деятельность составляет основу развития у младших школьников познавательных интересов. Деятельность учебного характера должна рассматриваться в виде деятельности, ориентированной на то, чтобы формировать личность при целенаправленном, осознанном присвоении младшими школьниками социокультурного опыта, при освоении знаний и способов действий, являющихся обобщенными, и при их применении в рамках различных ситуаций.
Требуется обратить внимание, что практические способы узнавания нового, которыми владеют учащиеся начальной школы, являются ограниченными, что ограничивает и интеллектуальную активность данных учащихся. Существует потребность в том, чтобы включать каждого из младших школьников в активное самостоятельное учение. Для этого требуется обоснованно выбирать соответствующие средства, формы, методы. Подобный подход способствует выработке у младших школьников познавательного интереса.
Существует тесная связь самостоятельности обучающихся в познавательном отношении и познавательной активности.
Самостоятельность мышления обучающегося имеет определяющее значение с точки зрения познавательной активности. В то же время для того, чтобы развивать самостоятельность учащегося начальной школы в процессе учения, необходимо наличие познавательной активности.
Педагогу для того, чтобы управлять развитием познавательных интересов у обучающихся, требуется последовательно отрабатывать с обучающимися самостоятельное осуществление учебной деятельности, самооценку, самоконтроль, самостоятельный переход между отдельными учебными действиями. Педагогу требуется предоставлять обучающимся более значительную самостоятельность в рамках осуществления деятельности учебного характера.
Следует отметить рост эффективности и многообразия механизмов развития познавательным интересом при стремлении обучающегося выступать в качестве субъекта деятельности, самостоятельно проводить ориентировку в ситуациях, являющихся для него новыми, при осуществлении самоорганизации, саморегуляции.
В данном случае характерно наличие ярких переживаний в связи с осуществляемой деятельностью, наличие личностной значимости деятельности, активизации мыслительных процессов.
Оценка самостоятельности учащихся начальной школы в процессе выполнения заданий, овладения учебным материалом должна проводиться по комплексу показателей, связанных с:
- стремлением выполнять творческие задания;
- проявлением стремления к активному осуществлению познавательной деятельности;
- готовности в психологическом отношении осуществлять решение познавательных задач.
Эмоции имеют ключевое значение в качестве регулятора всех процессов психического характера. Необходимо отметить особое значение эмоций с точки зрения активизации мотивов, их ориентирующее значение в деятельности, которой они сопутствуют.
С учетом данных обстоятельств необходимо обратить внимание на то, что познавательные процессы должно сопровождать эмоциональное подкрепление.
Необходимо, чтобы при развитии у учащихся начальной школы познавательных интересов формировалась положительная эмоциональная атмосфера. Требуется, чтобы у обучающегося развивались социальные мотивы, формировалось ощущение успешности осуществляемой учебной деятельности.
Особенности взаимодействия педагога с младшими школьниками в рамках учебного процесса имеют определяющее значение с точки зрения формирования позитивной атмосферы обучения. Обучающиеся характеризуются наличием стремления к учебе, к преодолению трудностей в случае, если атмосфера обучения является благоприятной.
Применительно к волевым усилиям учащихся начальной школы в процессе познавательной деятельности, осуществляемой самостоятельно, требуется отметить, что обучающиеся приобретают способность к концентрации волевых усилий и активного внимания в случае, если они осознают наличие интереса к деятельности познавательного характера.
В данном случае меняются познавательные тенденции — возникает заинтересованное, активное стремление к новому, которое приходит на смену обязательности выполнения тех или иных действий, пассивному реагированию на предлагаемые стимулы [62, с. 30].
Наличие обученности по предмету является косвенным критерием, который отражает развитие у учащихся начальной школы познавательных интересов.
При изучении степени выраженности соответствующих показателей у учащихся начальной школы с учетом присущих учебной деятельности особенностей представляется необходимым представить характеристику уровней развития познавательных интересов, отмеченных ранее (Приложение 1).
Оценка эффективности модели, отражающей управление развитием познавательных интересов на основе применения ИКТ, должна основываться на выделенных критериях при вовлечении в учебную деятельность учащихся начальной школы.