Классный руководитель — это организатор всех вышеуказанных мероприятий, координирует он в основном процесс воспитания школьников. То есть классный руководитель — это лицо, которое ведет воспитательную работу в том классе, который за ним закреплен.
Основная обязанность классного руководителя поддерживать систематическую взаимосвязь с учеником и его родителями.
На констатирующем этапе эксперимента нами были выбраны следующие методики исследования уровня воспитанности младших школьников (уровень развития нравственных, морально-этических, художественных, мировоззренческих ценностей):
- методика «Нравственно-эстетическая воспитанность учащихся» (автор В.М. Проклова);
- методика «Выявление отношения к жизненным ценностям»?» (автор А.В. Волова).
Цель констатирующего этапа эксперимента выявить исходный уровень воспитанности младших школьников (уровень развития нравственных, морально-этических, художественных, мировоззренческих ценностей). Базой исследования является МБОУ «Шадчинская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ.
В исследовании принимали участие ученики третьего класса в количестве 50 человек. Нами была выделена контрольная и экспериментальная группа (по 25 человек).
На формирующем этапе эксперимента нами был реализован план воспитательной работы классного руководителя начальных классов «12 занятий внеурочных занятий».
Всего в содержание плана вошли 12 внеурочных занятий воспитательной направленности, которые реализовывались на практике при помощи разных приемов, форм, методов и средств работы классного руководителя: «Что такое эмоции и чувства?», «Моя семья», «Как появилась скрипка?», «Почему Катя грустит?», «Опять двойка», «Красота природы родного края», «Мы уважаем ваш труд», «Праздник Великой Победы», «Трудолюбие и усердие», «Достойный гражданин страны», «Правила этикета в общественных местах», «Воспитанный человек: какой он?» и др.
Итоги повторного этапа эксперимента показали, что после реализации плана воспитательной работы классного руководителя начальных классов «12 занятий внеурочных занятий» количество учащихся с высоким и средним уровнем нравственно-эстетической воспитанности увеличилось на 20%, в то время как сократилось количество младших школьников с низким уровнем нравственно-эстетической воспитанности до 8% (методика «Нравственно-эстетическая воспитанность учащихся»).
Высокий и средний уровень отношения к жизненным ценностям показали на контрольном этапе эксперимента 17 школьников. Низкий уровень отношения к жизненным ценностям был выявлен у двух учащихся, что также свидетельствует об эффективности реализации плана воспитательной работы классного руководителя начальных классов «12 занятий внеурочных занятий» (методика «Выявление отношения к жизненным ценностям»).
Таким образом, в ходе организации опытно-экспериментальной работы (конституирующий, формирующий и контрольный этап эксперимента) нам удалось подтвердить достоверность выдвинутой изначально гипотезы исследования, соответственно цель работы достигнута.