Информационно-коммуникационные технологии как средство управления развитием познавательных интересов младших школьников

NovaInfo 134, с.105-107, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 12
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены информационно-коммуникационные технологии в школе. Особое внимание уделено вопросам использования ИКТ как средства управления развитием познавательных интересов младших школьников.

Ключевые слова

  МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,   УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Текст научной работы

Потребность в выявлении значения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в управлении развитием позвательных интересов младших школьников определяет необходимость выявления их сущности.

Информатизация образования в ограничительной трактовке предстает в виде внедрения информационных средств, предполагающих наличие микропроцессов, в осуществляемом в учреждениях образования учебно-воспитательном процессе (а также основанных на применении соответствующих средств педагогических технологий).

В расширительной трактовке информатизация применительно к образованию является процессом, в рамках которого в сфере образования формируются и применяются технология и методология создания и применения современных информационных технологий, позволяющих достигать связанные с обучением, воспитанием психолого-педагогические цели. Для этого необходимо формировать педагогические системы, позволяющие обеспечить выработку у обучающихся навыков самостоятельного получения знаний, осуществления деятельности, предполагающей обработку информацию, деятельности экспериментально-исследовательского и учебного характера.

В числе ведущих требований в отношении систем подобного рода — наличие для обучающихся условий, являющихся здоровьесберегающими и комфортными.

Средства ИКТ представлены техническими, программно-аппаратными и программными средствами, предполагающими наличие вычислительных микропроцессорных устройств. Также они представлены системами, средствами, позволяющими осуществлять операции с информацией, в т.ч. обмен ею, получать доступ к имеющимся в компьютерных сетях информационным ресурсам.

Различные ИКТ могут применяться успешно в рамках учебно-воспитательного процесса лишь тогда, когда обеспечивается рациональное встраивание данных средств в указанный процесс с получением обучающими и обучающимися дополнительных возможностей. ИКТ следует рассматривать в качестве основы для усиления положительных аспектов существующих технологий обучения, являющихся традиционными.

Сегодня информационную технологию обучения (ИТО) следует рассматривать в виде педагогической технологии, при реализации которой для работы с информацией применяются особые средства — технические, программные (в виде программных продуктов, телекоммуникационных сетей, компьютерных устройств, видео- и аудиосредств).

Содержание ИКТ в сфере образования связано с научными представлениями в отношении положения и значения средств вычислительной техники в рамках учебного процесса, методов, форм использования данных средств, позволяющих согласно присущим учебно-воспитательному процессу закономерностям оптимизировать деятельность, осуществляемую обучающими и обучающимися.

При этом соответствующие технологии не должны рассматриваться в качестве альтернативы педагогу. Формы, способы использования ИКТ в процессе обучения имеют определяющее значение с точки зрения их эффективности.

В публикациях ряда исследователей отмечается существование ряда ведущих направлений применения при обучении информационных технологий. Данные направления связаны с:

  • применением ИКТ в рамках исследований психолого-педагогического характера;
  • использованием дидактических средств обучения в виде средств ИКТ, что позволяет более результативно контролировать усвоение материала, увеличивать наглядность представления, формировать модели многообразных объектов;
  • обучением в рамках учебно-воспитательного процесса использованию средств ИКТ;
  • автоматизацией обучения на основе применения автоматизированных обучающих систем (АОС);
  • использованием телекоммуникационных технологий;
  • оценкой качества педагогических программных средств (ППС);
  • созданием ПМК и курсов учебной направленности.

К числу действенных средств, применяемых сегодня в учебно-воспитательном процессе, относятся информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий позволяет развивать активную деятельность познавательного характера. Средства ИКТ, компьютеры, технологии обучения, предполагающие их применение, позволяют решать дидактические задачи, в т.ч. связанные с выработкой при изучении учащимися начальной школы различных учебных предметов познавательного интереса.

Необходимо обратить внимание, что при организации учебно-воспитательного процесса роль педагога является ведущей. Дидактические средства, в т.ч. компьютерные, имеют инструментальное значение. Применение данных средств осуществляется педагогом для организации, осуществляемой обучающимися познавательной деятельности.

На основе использования имеющихся у ИКТ возможностей педагог может обеспечить изменение структурных параметров процесса обучения, добиться роста эффективности обучения, развития у учащихся начальной школы познавательных интересов, оптимизации самостоятельно осуществляемой обучающимися учебно-познавательной деятельности.

Обогащение различных сторон личности становится более полным в случае, если уровень осуществления познавательной деятельности возрастает.

За счет внедрения в учебный процесс ИКТ обеспечивается возможность изменения всех составляющих деятельности педагога, расширения имеющихся у учителя профессиональных возможностей.

Применение ИКТ сопровождается возникновением дополнительных возможностей для анализа результатов деятельности учебного характера и ее планирования, совершенствованием взаимодействия педагога и обучающихся, изменением форм, в которых осуществляется стимулирование и контроль в рамках обучения. Соответствующие аспекты связаны с содержанием прогностической, коммуникативной, организационной функции.

За счет рационального применения в начальной школе различных средств ИКТ обеспечивается формирование стимулов для развития интересов обучающихся к учению — к процессу учения и результатам данного процесса; оптимизация учебно-воспитательного процесса; формирование навыков деятельности исследовательского характера, анализа содержания информации; повышение оперативности управления и диагностики; реализация принципов, предполагающих личностную ориентацию, вариативность, многоуровневость обучения; организация познавательной деятельности в различных формах. Обеспечивается возможность получать оперативно и на регулярной основе сведения о том, как развивается, обучается каждый младший школьник. Педагог на основе применения информационно-коммуникационных технологий может получить соответствующие сведения в любое время в процессе занятия.

Следует обратить внимание, что применение ИКТ, несмотря на то, что является эффективным, обладает существенными ограничениями в сфере начального образования. Причина состоит в особенностях познавательной сферы, присущих детям. Требуется отметить недостаточную форсированность в данном возрасте свойств субъекта самостоятельной деятельности, потребность в том, чтобы педагог эффективно корректировал учебную деятельность.

Использование средств ИКТ, не являющееся педагогически мотивированным, характеризуется наличием выраженных отрицательных последствий. Подобные ситуации складываются, когда не учитываются дидактические принципы обучения, средства ИКТ используются лишь для того, чтобы существовал сам факт их использования, при преобладании игровой составляющей над учебной.

Применение информационно-коммуникационных технологий педагогами начальной школы в виде дидактического средства при обучении и воспитании учащихся в рамках ежедневной практики обучения при изучении учебных предметов различного рода является необходимым. Требуется, чтобы имелся как минимум один компьютер, мультимедийный проектор, чтобы организовать на уроке групповую, индивидуальную и коллективную учебную деятельность.

Соответствующий подход предполагает значительный объем использования средств ИКТ педагогом, что дает ему возможность более успешно управлять учебным процессом, успешно предоставлять требующиеся сведения, осуществлять продуктивное раскрытие учебного содержания. Соответствующие технологические решения могут результативно применяться тогда, когда отсутствует целесообразность или возможность обеспечения каждого из учащихся компьютерным устройством. В данном случае компьютер в рамках обучения, являющегося традиционным, выступает в виде одного из средств, применяемого совместно с иными средствами.

Средства ИКТ следует использовать для дополнения иных средств обучения, во взаимодействии с данными средствами. Для этого требуется, чтобы включение средств ИКТ в образовательный процесс осуществлялось полифункционально, осознанно, системно. Указанные средства должны комбинироваться с иными технологическими решениями, применяемыми, чтобы организовывать учебно-воспитательный процесс.

ИКТ сегодня обеспечивают возможность активизации, индивидуализации образовательного процесса. Они позволяют добиться повышения эффективности иллюстративно-объяснительной технологии. Применение данных средств дает педагогу возможность для более успешного предъявления материала. Применение ИКТ способствует новому развитию методов, применяемых в традиционной образовательной системе.

Читайте также

Список литературы

  1. Манакова Л. М. Интеграция форм представления учебного материла в модели «перевёрнутое обучение» / Л. М. Манакова. — Текст: непосредственный // Высшее образование в России. — 2020. — № 5. — С. 85-94.
  2. Налётова Н. Ю. Цифровизация образования: «за» и «против», текущие и имманентные проблемы / Н. Ю. Налётова. — Текст : непосредственный // Педагогика. — 2020. — № 1. — С. 43-47.
  3. Организация современной информационной образовательной среды : методическое пособие / А. С. Захаров, Т. Б. Захарова, Н. К. Нателаури [и др.]. — Москва: Прометей, 2016. — 280 c.
  4. Панарин, В. И. Цифровое образование в информационном обществе: особенности трансформаций управленческих механизмов / В. И. Панарин, О. Э. Пучков. // Профессиональное образование в современном мире. — 2020. — Т. 10, № 1. — С. 3465-3473.
  5. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. — М., 2018. — 224 с.

Цитировать

Осипов, А.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство управления развитием познавательных интересов младших школьников / А.В. Осипов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 105-107. — URL: https://novainfo.ru/article/19451 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться